Статья опубликована в рамках: LXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 января 2019 г.)
Наука: Филология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РОЛЬ НОВЫХ МЕДИА В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ДИАЛОГЕ
Несмотря на многоаспектность такого явления, как «новые медиа», особый интерес представляет их интерактивность. Это свойство рассматривается исследователями как двусторонний процесс взаимодействия с аудиторией и возможность ее отклика. Интерактивность изначально является частью интернет-технологий [6, с. 159]. Ее коммуникативная сущность в «новых медиа» выражается с помощью комментирования, обсуждения на форумах и пр. Она улучшает взаимодействие с аудиторией, позволяет быстро получать реакцию, отклик аудитории, вести диалог с аудиторией.
Интерактивность в сфере коммуникаций существует на нескольких уровнях [1, с. 90]: «интерфейс человек-машина», обмен различными данными (аудио, видео, текст и пр.), функция предоставления услуг (это могут быть информационные услуги или другого рода, например, банковские платежи, интернет-магазины), межличностное общение с помощью электронной почты, форумов и чатов, интерактивные элементы средств массовой информации, представленных в электронном виде.
Такие исследователи как М.М. Лукина и И.Д. Фомичева выделяют всего три уровня [3, с. 86] интерактивной коммуникации:
1) люди и документы;
2) люди и технология;
3) люди и люди.
В такой коммуникации граница отправителя и получателя информации размывается, а их роли становятся более подвижными, менее статичными. Аудитория здесь уже не только получатель, а и активный участник обмена и производства информации - потребитель-производитель - prosumer (от англ. producer+consumer).
Американский исследователь интернет-СМИ Нора Пол трактует это явление с разных позиций. Автор подчеркивает, что интерактивность свойственна и традиционным СМИ (это различные обращения в редакцию или студию с помощью писем или звонков), но в «новых медиа» этот процесс разворачивается на одной площадке.
Исследователь также заявляет, что таким медиа присущи и такие виды коммуникаций, как: «от одного к одному», «от одного ко многим», «от многих к одному, «от многих ко многим» (участие в форуме) [3, с. 88].
Эти возможности реализуются благодаря использованию различных форматов общения: электронные письма, чат, форумы, SMS, блоги и социальные сети.
Интерактивные возможности могут протекать как синхронно (онлайн), так и асинхронно. Взаимодействие вживую проявляется с помощью чатов, отложенный коммуникационный обмен - с помощью форумов, электронных писем [7, с. 92].
Интерактивные возможности решают несколько основных задач:
1) информационный обмен с пользователем;
2) навигация;
3) регистрация;
4) коммерческие функции.
Кроме того, если посмотреть на это явление шире, как возможность предоставлять услуги, то стоит отметить и адаптивную функцию – сайты позволяют пользователям применить индивидуальные настройки: подписаться на рассылку, выбрать дизайн, определенный контент и пр.
Все это позволять сформировать новый подход к пониманию медиа – мы сами становимся участниками создания медийного продукта [2].
Сравнивая традиционные и новые медиа, исследователи, основываясь на характере взаимодействия с аудиторией, первые называют пассивными, а вторые активными. В «новых медиа» пользователи активно участвуют в поиске информации, имея возможность проследить эволюцию той или иной публикации. Изучая волнующий вопрос, потребитель, подобно журналисту, будет всесторонне анализировать тему, от поиска информации в онлайн-справочниках до запроса комментария эксперта на специализированном форуме.
Такой исследовательский путь у каждого потребителя будет своим в зависимости от целей, задач, уровня подготовленности, навыков работы с источниками информации и пр. При изучении же каких-то вопросов в традиционных медиа такого активного участия не существует: потребитель читает/слушает/смотрит то, что ему предлагается [4, с. 8].
Пользуясь возможностями «новых медиа», пользователи могут искать необходимую информацию, интерпретировать ее, создавать свой контент, распространять его, модерировать интернет-площадки и т.д. [4, с. 10].
Новые медиа не просто расширили возможности доступа к информации. Они изменили саму систему взаимодействия СМИ с аудиторией. Теперь пользователь выступает в роли не пассивного адресата информации. Если раньше медиа предлагали аудитории контент, навязывали его, исходя из собственных целей, редакционной политики и пр. То теперь издания охотно сотрудничают с «народными корреспондентами», «мобильными репортерами». Осознав, что каждая история может быть услышана и рассказана, пользователь вооружается гаджетом и формирует собственную повестку дня.
Новые медиа сегодня являются коммуникативным пространством для выстраивания диалога культур. Эта роль обеспечивается качественными изменениями информационных технологий, меняющих смыслообразующие составляющие современного мира. Информация сейчас это мощный инструмент, использующийся в политике, экономике и культуре. А коммуникация становится острой необходимостью.
Залогом эффективного общения является диалог, основывающийся на межкультурных связях. Причем культура в данном случае проявляется по-разному [5, с. 80]. Это и «культурный продукт» как самоцель, и условие, создающим обеспечивающие доверие и взаимопонимание, а также и гарант информационной безопасности и межнациональной стабильности.
Для построение межкультурного диалога могут использоваться различные коммуникационные каналы, среди которых первостепенный - Интернет. Диалогичный изначально, он вовлекает в субъект-субъектное взаимодействие миллионы людей, меняя при этом социальнокультурную реальность и технологии коммуникации в ней.
С другой стороны, трансформация информационной среды с помощью глобальной сети связана не только с ориентацией на культурное взаимодействие. В процессе возникновения во Всемирной паутине различных сетей на межкультурную коммуникацию могут негативно воздействовать различного рода сообщения. Они могут расколоть не только конфессиональный мир, но и вызвать этнокультурные рассогласования, выставить приоритетными культурные предпочтения одних стран перед другими. Подобные негативные проявления могут возникнуть и на локальном уровне.
Интернет, это открытое пространство, здесь любой пользователь может высказать свое мнение, реализовать амбиции, не считаясь с общественными интересами и нравственно-этическими нормами. Для этих целей более подходит монолог, которые исключает продуктивную обратную связь. Похожий сценарий может разыграться и между асоциальными группами, не настроенными на конструктивное взаимодействие. Как результат - дисбаланс между культурным и социальным развитием, а последующий конфликт [5, с. 81].
Учитывая это, напрашивается вывод: глобальная сеть, став неотъемлемым инструментом коммуникации, породила множество пока еще не осмысленных проблем.
Список литературы:
- Галкин Д.В. Технологика новых медиа: к проблеме генезиса цифровой культуры.
- Джерон Ланье. – Понимание новых медиа. Режим доступа: URL:http://www.peterlang.com/download/extract/58328/extract_311126.pdf(дата обращения: 18.08.2018).
- Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. М. Лукиной. - С. 90.
- Карякина К.А. Особенности журналистского и пользовательского контента в интернете. - М., 2011. – С. 8.
- Липатова М.Е., Богатырева А.А. Актуализация межкультурного диалога в современном интернет-пространстве. - Вестник РУДН, серия Социология, январь 2016, том 16, № 1.
- Никитенко А. А. Интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность как детерминирующие типологические признаки сетевых изданий // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2009. - Вып.1. - С. 159-166.
- Шнайдер А.А. Новые медиа – новые возможности. – РУДН. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. №6-4. – С. 90-92.
дипломов
Оставить комментарий