Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 апреля 2019 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Попов А.С. ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА АВТОРСКОГО ПРОЕКТА СПОРТИВНОЙ ТЕМАТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИКАЦИЙ В. САРЫЧЕВА) // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(76). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(76).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 32 голоса
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии
Диплом Интернет-голосования

ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА АВТОРСКОГО ПРОЕКТА СПОРТИВНОЙ ТЕМАТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИКАЦИЙ В. САРЫЧЕВА)

Попов Антон Станиславович

магистрант, кафедра русской литературы и журналистики БрГУ имени А.С. Пушкина,

РБ, г. Брест​

Клундук Светлана Сергеевна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доцент БрГУ имени А.С. Пушкина,

РБ, г. Брест

Многие исследователи, работающие с авторскими проектами, отмечают, что одним из важных этапов их изучения является определение жанровой принадлежности материалов. От жанра зависит характер и состав средств, применяемых для раскрытия авторского замысла. Также жанр определяет во многом и структуру текста, что важно для восприятия информации, представленной публицистом.

Объектом нашего исследования является авторский проект «Футбол от Сарычева» В. Сарычева – брестского журналиста, который известен и за пределами Беларуси и как автор спортивных публикаций, и как создатель историко-краеведческого проекта «В поисках утраченного времени». Проект «Футбол от Сарычева» выходит в региональной общественно-политической газете «Вечерний Брест» с 2008 года и размещается на сайте издания в глобальной сети интернет. Частота представления материалов – 1 раз в неделю в течение футбольного сезона (в Беларуси – с начала марта по конец ноября).

Интернет и прочие источники дают много информации о проекте «В поисках утраченного времени». Большая ее часть извлекается из интервью, ответов на вопросы читателей или же собственных комментариев В. Сарычева. Что касается авторского проекта «Футбол от Сарычева», то сведений о нем практически нет. Мы считаем, что это связано с меньшей популярностью данных публикаций, поскольку их тематика охватывает более узкую аудиторию, чем исторический проект, и отсутствием книжного варианта вышедших материалов. Поэтому в определении жанра текстов авторского проекта «Футбол от Сарычева» мы ориентируемся на теоретические основы выделения жанров спортивной журналистики, а не на мнение автора по интересующему нас предмету.

В современной спортивной журналистике используются практически все существующие традиционные жанры: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Однако сегодня в первую очередь приоритет отдается информационным материалам, во вторую – аналитическим. Художественно-публицистические тексты на спортивную тематику понемногу уходят как со страниц газет, так и из интернет-изданий. По мнению ученых, для представления спортивного направления наиболее эффективен жанр репортажа.

Современный спортивный репортаж не является чисто информационным докладом о том или ином спортивном мероприятии. Это построенное на событийной основе компетентное осмысление, включающее в себя оперативный комментарий, который может дополняться различной сопутствующей информацией. При этом добавления к подаче основного события могут быть раскрыты разнообразными деталями, которые помогают создать целостную картину происходящего. Все это облегчает и расширяет восприятие мероприятия читателем. Определенный уровень проявления авторской персонификации в репортаже повышает эффект сопричастности и сопереживания, делает репортаж ярче и интереснее. Все это достигается рядом приемов: актуализированным повествованием (в настоящем времени); обилием деталей, передающих общий эмоциональный фон; ритмичной фабульной последовательностью событий; живыми репликами участников; наконец – ярко выраженным «я» журналиста, что отражается и в общем стилистическом тоне, и в отборе лексики, и в синтаксическом строе репортажа.

Определяя жанровую принадлежность текстов авторского проекта В. Сарычева «Футбол от Сарычева», мы пришли к выводу, что большинство их относится именно к спортивным репортажам, поскольку зафиксированным материалам присущи основные признаки данного жанра:

  1. «Эффект присутствия» достигается с помощью описания обстановки на поле, погодных условий проведения матча, а также настроения игроков и тренеров и т.д., например: На 61-й минуте при счете 1:1 погасли прожектора на одной из осветительных матч, и динамовская половина поля погрузилась в полумрак [10]; В технической зоне венгерской команды стоял чемодан. Большой, на колесиках, он словно намекал, что ждет тренера, если будут плохо играть. Ровно такой нелишне иметь в инвентаре брестскому «Динамо» – вручать тренеру при подписании и всякий раз назидательно выкатывать [11]; Минут за двадцать до финального свистка Янн Эммануэль Аффи, получив по ногам в районе сегмента, присел посреди блестевшей в отсвете прожекторов лиловой жижи. Припустившая на поле медицинская бригада жодинцев на секунду замерла на краю разверзшегося у штрафной болота и, ничего не попишешь, с кочки на кочку пошла пробираться к ивуарийцу [9].
  2. Наглядность. Материалы В. Сарычева, относящиеся к проекту спортивной тематики, представляют описания матчей брестского футбольного клуба «Динамо». Они содержат в себе краткий анализ игровой ситуации и наиболее ярких моментов игры. Этим обусловлено наличие активных детальных описаний наиболее интересных моментов каждого тайма, что, в свою очередь, обеспечивает наглядность репортажа, например: На 21-й минуте Фамейе пробил из тумана, и мяч, по дуге обминув руки вратаря, тюкнулся в стойку, отскочил на Савицкого, но лучшему снайперу чемпионата добивание не удалось [8]. По мнению Н.А. Пром, «в целях наглядности создается образная картина происходящего путем использования предметного описания деталей, подробностей ситуации, воспроизведения действий, кратких интервью с участниками мероприятия, размещения фотографий, фиксирующих по возможности самые яркие моменты. Невозможность отражения полного события в письменном тексте компенсируется яркостью языка при описании значимых деталей» [5, с. 97]. В. Сарычев стремится подать полную и яркую картину происходящего в наиболее ответственных моментах матча (выходы нападающих один на один с вратарем, забитые мячи и голевые передачи), например: В этот раз выиграли буднично и на классе. На 15-й минуте заряженный на удар Нойок неподготовленно пальнул метров с тридцати пяти, двойной рикошет в штрафной – и от ноги Хобленко мяч влетел в сетку; Вскоре тот же Хобленко головой без помех направлял мяч в угол из пределов вратарской, но забить было слишком просто, чтобы попасть... На 23-й минуте партнера переплюнул Фамейе, в желании записать на себя гол защитивший чужие ворота от летящего в них мяча. Но сколько веревочке ни виться: на 26-й минуте Веретило с фланга продрался к лицевой линии и выкатил мяч под удар Фамейе – 2:0 [7].
  3. Наличие разнообразных средств выразительности. Как для всей стилистики спортивного репортажа, так и для авторского стиля В. Сарычева характерно использование различного рода единиц и конструкций, придающих материалу образность, например: У Фами было еще пару моментов, но забить из простых ситуаций ему, такое впечатление, труднее, нежели из сложных. Мили на него нет, державшего ганца в тонусе, но тень отца Гамлета пред ним все же снизошла, подвигнув на эффектный удар «ножницами» через себя, заставший всех врасплох, хотя мяч и прошел над перекладиной [6]. В одном абзаце В. Сарычев применяет комплекс выразительных средств, в частности, модальное словосочетание, трансформированный фразеологизм, интертекстуальный элемент, спортивный жаргонизм и антонимические единицы. Все указанные нами средства служат для создания картины спортивного матча, а также для выражения отношения автора к тем или иным моментам игрового процесса или же к самим игрокам, тренерам, болельщикам. При этом важно отметить, что зачастую средства создания выразительности, используемые автором, относятся к просторечным. Этим подтверждается мнение исследователя Н.Г. Бойковой, которая предполагала «дальнейшее привлечение и освоение в рамках письменного кода неисчерпаемых ресурсов устной речи» [1, с. 83].

Еще одним, безусловно, важным признаком спортивных репортажей является актуальность и оперативность. Определить эти параметры нам помогло присущее публикациям в глобальной сети интернет свойство датирования выходящих материалов. Главным методом в нашем анализе в этом случае выступило сопоставление временных промежутков между футбольным матчем и выходом репортажа о нем. Например, матч футбольных команд «Динамо» и «Городея» прошел вечером 9 ноября 2018 г. Репортаж о нем вышел 10 ноября 2018 г. днем. Разрыв между спортивным событием и репортажем о нем составил чуть более 12 часов (с учетом ночного времени и времени, которое требовалось на обработку полученного материала и написание текста, содержавшего большое количество средств создания выразительности).

Таким образом, мы можем отнести материалы В. Сарычева, выходящие в рамках авторского проекта «Футбол от Сарычева» к жанру спортивного репортажа в силу соответствия их определенным выше признакам этого жанра.

В качестве основных особенностей функционирования авторского проекта «Футбол от Сарычева» В. Сарычева нами выделено следующее:

  1. в рамках одного и того же проекта публицист использует один и тот же жанр. Объяснить это можно, во-первых, необходимостью дополнительной связи материалов проекта друг с другом, во-вторых, созданием комфортных для читателя условий при прочтении сразу нескольких репортажей один за другим – в итоге читателю не нужно перестраиваться с восприятия текста одного жанра на другой;
  2. жанр для проекта «Футбол от Сарычева» выбран, исходя из того, что многими исследователями именно репортаж считается оптимальной жанровой формой освещения спортивных мероприятий. Она позволяет одновременно достигнуть эффекта присутствия, осветить эмоциональную сторону происходящего на футбольном поле и фактически не ограничивает автора в выборе средств создания выразительности;
  3. выбранная В. Сарычевым стандартная жанровая форма модернизируется в соответствии с его идиостилем.

 

Список литературы:

  1. Бойкова Н.Г. Современная газетная публицистика: проблемы стиля. – Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1987. – 250 с.
  2. Кайда Л.Г. Авторская позиция в публицистике (Функционально-стилистическое исследование газетных жанров) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cheloveknauka.com/avtorskaya-pozitsiya-v-publitsistike-funktsionalno-stilisticheskoe-issledovanie-sovremennyh-gazetnyh-zhanrov (дата обращения: 14.05.2018).
  3. Ким М.Н. Жанры современной журналистики: учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 376 с.
  4. Макеев Г.А. Роль изобразительно выразительных средств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sites.google.com/site/literaklub/home/materialy-k-urokam-literatury/rol-izobrazitelno-vyrazitelnyh-sredstv-v-tekste (дата обращения: 22.02.2019).
  5. Пром Н.А. Спортивный репортаж как речевой жанр газетно-публицистического стиля // Грамота. – 2008. – № 2 (2). – С. 96–101.
  6. Сарычев В. Брест бьет дуплетом [Электронный ресурс] // Вечерний Брест. – 01.10.18. – Режим доступа: https://vb.by/sport/football/dinamo_sluck_300918.html (дата обращения: 22.02.2019).
  7. Сарычев В. Гонка преследования [Электронный ресурс] // Вечерний Брест. – 22.10.18. – Режим доступа: https://vb.by/sport/football/dinamo_torpedo_211018.html (дата обращения: 22.02.2019).
  8. Сарычев В. Ежик в тумане [Электронный ресурс] // Вечерний Брест. – 10.11.18. – Режим доступа: https://vb.by/sport/football/gorodeya_dinamo_91118.html (дата обращения: 22.02.2019).
  9. Сарычев В. Люди на болоте [Электронный ресурс] // Вечерний Брест. – 30.10.17. – Режим доступа: https://vb.by/sport/football/dinamo_torpedobelaz_291017.html (дата обращения: 22.02.2019).
  10. Сарычев В. Ужин при свечах [Электронный ресурс] // Вечерний Брест. – 02.09.18. – Режим доступа: https://vb.by/sport/football/dinamo_minsk_10918.html (дата обращения: 22.02.2019).
  11. Сарычев В. Чемодан с ручкой // Вечерний Брест. – 07.06.18. – Режим доступа: https://vb.by/sport/football/belarus_hungary.html (дата обращения: 22.02.2019).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 32 голоса
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии
Диплом Интернет-голосования

Оставить комментарий