Статья опубликована в рамках: LXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 июня 2019 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЛИТЕРАТУРА УЖАСОВ: СТАНОВЛЕНИЕ, ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ
Готический роман формирует классический роман ужасов. Монтегю Саммерс (1880-1948) в своем труде «Готический поиск» (1938) производит анализ трансформации символов готического романа в классический роман ужаса. Замок или пещера готического романа меняются в дом в романе классическом; рыцарь стал джентльменом; великан – отцом; ведьма – старой экономкой; полночное убийство – свадьбой и так далее [3].
Современные писатели в жанре ужасов, такие как Дин Кунц, Роальд Даль, Роберт Блох, Томас Харрис, Ричард Мэтисон, Уильям Блэтти, Айра Левин, Стивен Кинг, продолжают создавать новые символы, но процесс приближения читателя к тому, что Г. Лавкрафт называл «истинным ужасом», остается неизменным, и действует по следующей схеме: изумление – напряжение – страх – ужас, являющийся целью литературы ужасов.
Сюжеты жанра можно систематизировать в виде концептов, в центре которых заложено понятие опредмеченного хаоса, как основного ядра сюжета. Нередко ужас является своего рода языком пересказа культуры. Можно отметить несколько концептов жанра:
- Ужас перед территорией хаоса (замок; дом с «плохой» историей; монастырь; кладбище)
- Ужас перед реальностью (серийные убийства; каннибализм; насилие)
- Ужас перед десакрализацией тела (вампиризм; оборотничество; различные превращения)
- Ужас перед жертвоприношением (мистическая смерть)
- Ужас перед женским полом (ведьмы)
Исследователь Дэвид Дж. Скал (1952) в своем труде писал о литературе ужасов следующим образом: «Большинство книг о жанре хоррор начинается со вступлений, объясняющих культурные и мифологические корни этого феномена. Древние кошмары и чудовища находили новые пристанища в произведениях XIX в., которые затем были восприняты и «улучшены» многообразными направлениями искусства двадцатого столетия: чудовища становились все больше и чудовищней, все громче и выразительнее раздавались вопли ужаса - на службу новым технологиям страха ставились все новые и новые возможности. Можно сказать, что история xорpopa представляет собой упрощенную и замкнутую на себя локальную версию «прогресса»» [10].
Литература ужасов является остросюжетным жанром, и поэтому неотъемлемой частью произведений является «интрига». В переводе с французского термин обозначает «запутывать». В литературе под термином «интрига» понимают напряженную совокупность активных действий главных героев как способ создания сюжетной фабулы романа. Интрига появляется благодаря острому столкновению интересов и зачастую скрытому противостоянию персонажей. Интрига выступает в роли основной ситуации-проблемы романа, созданной с помощью конфликта, вокруг которого разворачиваются события, и которое сосредотачивает внимание, другими словами интригует, читателей во время чтения.
По принципу воздействия можно отметить три вида интриги:
- драматическая интрига – внимание приковано к судьбе главного героя;
- психологическая интрига – главное место занимает внутренний мир протагониста, его эмоции, чувства и переживания;
- остросюжетная интрига – на первый план выходит вопрос: сможет ли персонаж спастись от зловещих явлений?
Так же в литературе ужасов выделяют несколько поджанров:
- Сельский (деревенский) хоррор – основан на легендах и мифах тех локаций, которые удалены от цивилизации.
- Оккультный хоррор – сосредоточен на оккультных науках, мистике, различных проклятиях и суевериях, демонах, экзорцизме.
- Криминальный хоррор – совмещает в своих произведениях элементы детективного жанра и непосредственно ужаса.
- Космический хоррор – концентрируется на научной фантастике.
- Эротический хоррор – объединяет чувственно-сексуальные типы и ужас. Самыми популярными представителями этого поджанра являются вампиры.
- Апокалиптический хоррор – взаимодействует с концом света и всем, что с этим связано.
- Висцеральный хоррор – самый непредсказуемый и шокирующий из всех поджанров. Здесь полно жестокости, насилия и крови. В таких произведениях представлены омерзительные убийства, искажения человеческого тела.
- Психологический хоррор – базируется на человеческом страхе, не стабильном психологическом состоянии человека.
- Сюрреалистический хоррор – основан не только на рассказе страшилки, но и на том, чтобы читатель начал беспокоиться. Здесь можно найти элементы сюрреализма: фантастичность, странность и мечтательность.
Цветан Тодоров (1939-2017) отметил три основных категории литературы ужасов: сверхъестественная, удивительная и фантастическая.
Финал историй, относящихся к первой категории, включает в себя сверхъестественный компонент, ситуации, которые являются совершенно невероятными, шокирующими и невозможными.
Истории из категории удивительного хоррора, можно было подумать, не поддающиеся логическому пониманию, можно объяснить, приняв второй слой реальности, существующий в ходе всего повествования – сверхъестественный. Необходимо принять «новые законы природы», чтобы понять эти невероятные явления.
Фантастический хоррор не дает конкретного пояснения невообразимому, а предоставляет несколько вариаций. Читатель может объяснить явление через признание существования паранормального, либо принятия ситуации как галлюциногенное состояние персонажа [16].
В 40-ые и 50-ые года прошлого столетия жанр ужасов практически сошел на нет, но в последующее десятилетие ситуация резко изменилась. В 60-е годы все резко меняется. Все это благодаря усилению критического аспекта, распространению наркотиков. И здесь, ключевую роль играет книга Хьюберт Селби (1928-2004) «Последний поворот на Бруклин» (1964). Она представила ужасающую обратную сторону жизни, где различные отбросы общества совершали убийства друг друга рядом с роскошными домами большого города, что наводит на мысль о действительном, а не придуманном существовании потусторонних сил.
В это же время назрел расцвет творчества Ширли Джексон (1916-1965), которая является мастером психологических ужасов. В своих рассказах писательница описывала жестокие оккультные традиции. Роман «Призрак дома на холме» (1959) был прототипом для произведения Стивена Кинга (1947) «Сияния» (1977). Джексон старается не просто рассказать историю о неизведанных существах, а описывает то, как страх влияет на людей.
Начиная с романа «Кэрри» (1974) Стивен Кинг захватил лидирующие позиции в литературе ужасов, а все остальные писатели оставались в его тени. Стивен Кинг принес много нового в литературу ужасов и, несомненно, популяризовал данный жанр. Благодаря ему, в начале 70-х годов хоррор будто испытал второе рождение.
Относительно жанра романа ужаса сам Стивен Кинг отзывается следующим образом: «Будем откровенны, любое произведение, любой рассказ в жанре хоррор, каким бы примитивным он ни был, по своей природе аллегоричен и символичен. Представим, что с помощью этого жанра с нами разговаривают так же, как пациент со своим врачом, лежа на кушетке в кабинете психоаналитика, и говорят эти люди о чем-то одном, а имеют в виду совсем другое. Роман «ужаса» потому вызывает у нас интерес, что с помощью символов он помогает нам высказать то, в чем мы боимся признаться самим себе, такая литература дает нам шанс испытать, но не изгнать эмоции, которые общество требует от нас держать всегда в узде» [4].
Список литературы:
- Хэйнинг, П. Комната с призраком: английская демоническая повесть. Из истории готического романа [Электронный курс] / П. Хэйнинг // Booksonline.com.ua: сайт. URL: http://booksonline.com.ua\view.php?book=105729 (дата обращения: 19.05.2019)
- Кинг С. Пляска смерти / С. Кинг – Нью-Йорк, 1981. – 31 с.
- Скал Д. Дж. Книга ужаса. История хоррора в кино / Д. Дж. Скал. - Огай: Амфора, 2009. – 184 с.
- Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / Ц. Тодоров. – Нью-Йорк, Лондон: Рутледж, 1973.
дипломов
Оставить комментарий