Статья опубликована в рамках: LXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 июня 2019 г.)
Наука: Филология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ В СОЗДАНИИ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Р. ТОЛКИНА
Фантастический образ по своей природе является чем-то уникальным, невозможным в реальном мире. Каждый автор создает свой уникальный образ, даже если представления о данном образе уже сформировались ранее. Фантастические существа фигурируют в литературе с давних времен, будь то детская сказка, или более «взрослое» произведение. И встречаются такие персонажи самые разные – русалки, оборотни, ведьмы, великаны и т.д.
Такой персонаж может быть как отрицательным, так и положительным, в зависимости от того, какую роль возложил на него автор. Как правило, такие существа не являются главными героями, они лишь пересекаются с их судьбами, и либо помогают главным персонажам, либо наоборот.
Образная сфера фантастических персонажей, как и других литературных образов, создается с помощью разного рода уровней сознания: мысли, интуиции, логики, чувств, воображения, фантазии . Звуковая, вербальная или визуальная изобразительность такого произведения не является абсолютной копией действительности, особенно в фантастике – тут, как правило, большая часть является вымыслом.
Для создания такого образа не существует определенного алгоритма действий, всё зависит от фантазии самого автора. Он связывает своих персонажей между собой, отводит каждому свою роль. Фантастический образ должен получиться ярким, красочным и запоминающимся, независимо от того, положительным он будет или отрицательным.
Мышление автора работает над целостностью произведения и образа. Образ - результат впечатлений, образ - плод воображения и фантазии художника. В литературе фантастическое определяется по его противопоставлению существующему и реальному.
Эта противоположность чрезвычайно изменчива и одновременно очевидна. Живые существа, а именно звери и птицы, способные воспроизводить человеческую речь; существа противоестественных форм (в древнегреческой мифологии грифоны с формой полуптицы-полульва, кентавры в форме полулюдей-полуконей); природные силы, олицетворенные в человекоподобных образах богов (античные греческие боги); противоестественные свойства или действия (например смерть Кощея в восточнославянских сказках, которая спрятана в нескольких волшебных животных и предметах) — все это воспринимается как нечто несуществующее, фантастическое. Но также многое зависит от исторического взгляда наблюдателя: представления о сегодняшнем фантастическом отличаются от античных, для создателей древнегреческой мифологии или волшебных сказок вовсе еще не было принципиально противопоставлено реальности. Поэтому в искусстве происходят постоянные процессы переосмысления, трансформации реального в фанастическое и фантастического в реальное. Процесс обратной трансформации из фантастики в реальность иллюстрирует литература научно-фантастическая: достижения и открытия в науке, представлявшиеся в свое время фантастическими, по мере развития технического прогресса становятся вполне осуществимыми и возможными, а порой даже выглядят чересчур наивными и элементарными.
В любой известной фантастике, особенно когда речь заходит о волшебном или нереальном мире, встречаются различные удивительные, фантастические существа.
Для их описания не существует единой характеристики, у каждого персонажа своё «лицо», свой характер. Они могут быть как положительными, так и отрицательными героями, воинственными или дружелюбными, тем не менее, они также играют важную роль в своей истории, имеют различное влияние на главных героев, и просто добавляют собой ярких красок в произведение. Авторы как создают образы различных существ, так и заимствуют обличие и повадки из всех возможных источников.
В современной фантастике можно встретить фей. Как правило, это добрые существа, которые старались помочь героям в трудных ситуациях и давали добрые советы.
Одной из самых известных сказочных фей считается, несомненно, фея Динь-Динь из историй про Питера Пэна. В книге ей давали следующее описание:
«Though sometimes ill-tempered, spoiled, jealous, vindictive and inquisitive, she is also helpful and kind to Peter.» (Иногда она бывает злобной, избалованной, ревнивой, мстительной и чересчур любознательной, она всегда помогала Питеру и была добра с ним)[2].
По английской мифологии существовали не феи, а эльфы – волшебный народ, мудрый и справедливый. Если при упоминаниях о феях речь идет, как правило, о девушках, то при описании эльфов встречаются как женщины, так и мужчины. Наиболее яркое описание данному народу привел в своей серии книг «Властелин Колец» Дж. Р.Р. Толкин.
Внешне эльфы очень похожи на людей, при этом они более красивы и мудры, обладают более мощной духовной силой и более острыми чувствами, живущие в гармонии с природой. Говоря об эльфах, Толкин отмечал следующее:
«They are made by man in his own image and likeness; but freed from those limitations which he feels most to press upon him. They are immortal, and their will is directly effective for the achievement of imagination and desire.» (Они созданы человеком по его образу и подобию, но они свободны от тех ограничений, что часто давят на людей. Они бессмертны, и их воля непосредственно действует для достижения того, что существует в их воображении и желаниях.[3].
Тролли являются существами из мифологии скандинавской, которые упоминаются во многих сказках. Тролли - горные духи, которые враждебны человеку и обычно ассоциируемых с камнем. Троллей можно часто увидеть в литературе фэнтези, обычно в совокупности с образами ётунов и огров.
Именно в Скандинавии зародились легенды о троллях. В легендах они описываются как пугающие существа огромных размеров и имеющие колдовать. По иным поверьям тролли проживали в замках и дворцах в подземельях. В северной Британии существует несколько крупных скал, о которых существуют легенды - будто бы это и есть тролли, настигнутые солнечными лучами.
Мифология описывает троллей не только огромными гигантами, похожими на огров, но и маленькими, похожими на гномов существами, живущими в пещерах (таких троллей обычно называли лесными). Чаще всего тролли - уродливые, мерзкие существа, рост от трех до восьми метров (иногда могут изменить свой размер). Рождаются из скал и имеют природу камня, так как превращаются в камень от солнца. Питаются животными, а деликатесом для них является мясо людей. Живут в пещерах по одному, под мостами или в лесах. Тролли, живущие под мостами, немного отличаются от обычных. Также они могут появляться на солнце,уважают деньги, не едят людей.
Толкин так описывает троллей через видение Бильбо Беггинса и гномов: «But they were trolls. Obviously trolls. Even Bilbo, in spite of his sheltered life, could see that: from the great heavy faces of them, and their size, and the shape of their legs, not to mention their language, which was not drawing-room fashion at all, at all.»(Ой-ой- ой! Да ведь то были самые настоящие тролли! Даже Бильбо, живший в покое и уюте и ничего не знавший о троллях, сразу понял, кто перед ним: злобные рожи, огромный рост, плоские ноги и речь, которую, в лучшем случае, подходящей для разговора никак не назовёшь. Всё это было налицо.) [4].
В мифологии и литературе гномы являются собирательным образом. В различных произведениях и мифологиях они представлены по-разному. Почти везде гномов изображают как человекоподобных существ маленького роста с пивным животиком, еще со времен Толкина, а именно с повести о Хоббитах, повелось, что рост гнома около 145-160 см. Они любят плотно поесть и хорошо выпить, длиннобородые, с широким торсом, владевшие большой силой, живут под землей. Гномы бегают очень медленно и умеют ездить верхом только на пони, но за счет большой силы и выносливости, а также качественных доспехов и оружия, на поле боя являются серьезной силой. Эльфы считают, что когда умирает гном, он превращается в камень. Почти никто не видел женщин гномов. Их меньше трети, очень мало, и они редко выходят из своих подземных жилищ. И даже на первый взгляд очень трудно отличить гнома мужского пола и гнома женского. Семьи их очень крепки, хотя они ревнивы. Гномы очень серьезно относятся к родственным связям и семейным узам.
Гномы в произведениях Дж. Р.Р. Толкина Свободный Народ Средиземья, прирождённые рудознатцы и рудокопы, ювелиры, искусные камнерезы и огранщики, кузнецы. Никто не смел заподозрить и обвинить гномов в том, что они были прислужниками Врага. Свободный народ никогда не отличался страстью к накопительству, но под влиянием Семи Колец начали быть слишком зависимыми от сокровищ, из-за чего и погибли многие из этого славного народа.
Гномы в «Хоббите» и «Властелине колец» имеют вполне симпатичные черты, но «милыми» назвать их очень сложно. Они неприветливые, мстительные, жадные. Своему слову они верны, но только буквенному его отражению, не духу. В ситуации, когда гномы спрятались от гоблинов в Туманных Горах, по дороге потеряв Бильбо, и обсуждают, что им делать в данной ситуации, один из них говорит: «If we have got to go back now into those abominable tunnels to look for him, then drat him, I say.»(Если для его поисков придётся вернуться в те мерзкие туннели, так я скажу: пропади он пропадом!)[4]. Скупые, занудные, мстительные, и склонные воспринимать все буквально, они - персонажи из исландской саги, и по ходу развития повествования это становится всё более очевидным.
Толкин в своей повести «Хоббит, или Туда и Обратно» характеризует 12 гномов. Имена из заимствованы из мифологии Скандинавии. Все гномы носят плащи разных цветов, с длинными бородами, заправленными под пояс, очень маленького роста, живут в Горе. Но все же каждый обладает своими индивидуальными особенностями.
Таким образом можно сказать, что образы, создаваемые авторами фантастики, имеют много общего так как их источником служат старинные сказки и Скандинавская мифология. Различия же зависят от индивидуальной интерпретации фантастических созданий каждого автора.
Список литературы:
- Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник / А.Д. Жарков. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2007.
- Barrie J.M. The Little White Bird // Hodder &Stoughton, 1902.
- Tolkien J.R.R. The Fellowship of the Ring // George Allen & Unwin (UK), 1954.
- Tolkien J.R.R. The Hobbit, or There and Back Again // George Allen & Unwin (UK), 1937.
дипломов
Оставить комментарий