Статья опубликована в рамках: LXXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 ноября 2019 г.)
Наука: Филология
Секция: Лингвистика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИОННО-РЕЧЕВОЙ ФОРМЫ «ОПИСАНИЕ»
Художественное произведение – сложное и уникальное явление в литературе. Оно имеет множество характеристик и аспектов. У каждого художественного произведения есть композиция.
Композиция – это не что иное, как скелет, основа произведения [2, с. 83]. В системе композиции художественного произведения присутствуют речевые формы, которыми пользуется автор для создания своего труда – композиционно-речевые формы.
Традиционно принято выделять три основные композиционно-речевые формы: повествование, рассуждение и описание [2, с. 87].
Все композиционно-речевые формы по-своему важны в произведении и играют важную роль. Композиционно-речевая форма «описание» служит для описания и характеристики героев, окружающей обстановки, ситуации. Без этой композиционно-речевой формы читатель не смог бы иметь представление о внешности героя, его характере, манерах; о месте действия и т.д.
В художественном произведении описание – один из самых распространенных компонентов монологической речи автора.
Согласно В.В. Одинцову, описание перечисляет признаки предмета, оно может содержать различные признаки, как существенные, так и несущественные.
По структуре можно выделить следующие виды описания [3, с. 75]:
- описание с единым планом прошедшего времени;
- «описание с единым планом настоящего времени»;
- «номинативные описания».
В первом типе реальность описания явления менее выражена, чем во втором типе. При «описании с единым планом прошедшего времени» внимание сконцентрировано на прошлом, при «описании с единым планом настоящего времени» – на настоящем, соответственно. Особенностью номинативного описания является краткость и лаконичность, автор как бы движется мимо объектов и описывает, или фиксирует их в том порядке, в котором они находятся.
Также выделяют статическое описание и динамическое описание.
Статическое описание стремится передать характеристику явления, предмета или обстановки изолировано от внешней среды и обстоятельств, которые на них влияют. В этом виде описания фиксируются главным образом два вида отношений: «предмет — пространство» и «предмет — признак» [4, с. 117].
Динамическое же описание передает характеристику объектов под влиянием внешних факторов, динамику действий.
Если в основе статического описания лежит предмет и его описание, то в основе динамического описания лежит действие и его характеристика. Следовательно, при использовании этих двух видов описания автор будет пользоваться разными средствами. Так, при статическом описании будут преобладать существительные, прилагательные, при динамическом описании – глаголы, глагольные формы, причастия и деепричастия.
Согласно трудам Нечаевой [5, с.17, 44], существуют следующие подтипы описания:
- описание пейзажа;
- описание портрета героя или другого одушевленного или неодушевленного предмета;
- описание интерьера;
- характеристика как перечисление существенных особенностей, признаков кого-нибудь, чего-нибудь, т.е. название черт характера, наклонностей, рода занятий человека или свойств предмета.
Портрет – это один из инструментов индивидуализации персонажа. Помимо его внешних физических характеристик, в портрет включаются сведения о характере, манерах. Портрет также определяет и социальную принадлежность персонажа.
Независимо от прямо или противоположно направленного развития пейзажа и эмоционального состояния персонажа, пейзаж всегда делает акцент на последнем.
Описание природы часто рисует атмосферу действия, помогает осмыслить состояние персонажа. Пейзаж различен по своему смысловому содержанию. Одной из функций статичного и динамичного пейзажа является создание фона сюжетных событий.
Динамический пейзаж символизирует смену сюжетного хода. Буйство природы обязательно и неизбежно предшествует существенным изменениям в судьбах героев.
Так, композиционно-речевая форма «описание» – один из основных компонентов художественного произведения. Целью описания является воздействие автора на внутренний мир читателя, стремление как можно ярче и подробнее передать всю атмосферу произведения.
Список литературы:
- Арнольд, И.В. Стилистика. Современный английский язык. — М.:Флинта, 2014. — 384 с.
- Брандес, М. П. Практикум по стилистике текста: Немецкий язык: для студ. высш. учеб. заведений ин. яз. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176 с.
- Брандес, М.П. Стилистика текста. Теоретический курс: Учебник. — 3- е изд., перераб, и доп.— М: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2004.– 416с.
- Домашнев, А.И., Шишкина И.П., Гончарова Е.А. Интерпретация художественного текста - М., 1989.
- Нечаева, О.А. Функционально смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) - Улан -Удэ, 1974.
- Одинцов, В.В. Стилистика текста. – 5-е изд. – Либроком, 2014. – 264с.
дипломов
Оставить комментарий