Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 января 2020 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Семенкова Д.Н. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЗЫ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(85). URL: https://sibac.info/archive/guman/1(85).pdf (дата обращения: 29.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЗЫ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА

Семенкова Даниэлла Николаевна

студент историко-филологического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет»,

РФ, г. Благовещенск

Каждая публикация произведений А.И. Солженицына сопровождается уведомлением, что издатели сохраняют особенности авторской орфографии и пунктуации.

Л.Д. Ржевский, рассматривая синтаксические особенности прозы Солженицына отмечает, что «синтаксическая сторона повествования <…> подчинена стремлению к разговорной непосредственности и простоте» [1, с. 80]. В его произведениях проявляется тяга к разговорно-доверительному складу речи, а порой и «сказово-интонационной напевности» [1, с. 81].

Солженицын считал, что запятые являются могучим средством выражения при условии, что они использованы свободно, применительно к тонкостям интонации. Запятые в его произведениях помогают выявлять интонации и ритм. В статье «Некоторые грамматические соображения» (1992г.) Солженицын писал: «Для синтаксиса интонация должна быть ведущей» [2, с. 585]. Частое использование запятых тормозит повествование и обременяет фразу.  Писатель считает, что запятые не должны использоваться в следующих случаях:

  1. в приложениях и сравнительны оборотах с союзом «как» при краткости или беглости употребления сравнения, а также если сравнительный оборот имеет значение приравнивания или обстоятельства образа действия, или является именной частью сказуемого.
  2. перед подчинительными союзами, и при цельных неразложимых выражениях;
  3. при некоторых деепричастных оборотах, а также одиночных деепричастиях, которые приобретают значение наречия или обстоятельства образа действия;
  4. вводные слова и обороты могут обособляться лишь с одной стороны;
  5. при однородных членах запятые могут не ставиться, или ставиться, но не все.

А.И. Солженицын в своих произведениях часто использовал вставные конструкции, которые усложняют информацию, представляемую автором в основном тексте, передают множественность точек зрения. Включение текст произведения таких конструкций позволяет автору актуализировать информацию, которую ему важно донести до читателя. Их использование направлено на создание нужного автору экспрессивного эффекта.

К особенностям авторского стиля Солженицына можно отнести диалогический характер повествования. Диалогичность является средством осуществления автором своих намерений в тексте и оказывает максимальное воздействие на читателя. Часто такие диалогические вставки сближаются с вопросно-ответными единствами.

В своих произведениях Солженицын часто использует такие синтаксические приемы как риторические вопросы, восклицания и обращения, парцелляция и градация. Риторические вопросы способствуют активизации мыслительной деятельности читателя, провоцируют его на решение определенной автором проблемы.

Парцелляция становятся средством передачи эмоционального состояния, которое заложено в авторской речи, участвует в создании интонационного рисунка высказывания. Детали, которые Солженицын выделяет в парцеллированные конструкции, составляют в его произведениях полную картину мира и жизненную концепцию автора. Использование градации позволяет писателю создать более яркий образ и акцентировать внимание читателя на значимых моментах повествования. Наиболее регулярными в произведениях Солженицына являются парцеллированные конструкции с однородными сказуемыми. Они создают эффект динамичности происходящих событий, их стремительности, участвуют в передаче ритма движения. Использование парцеллированных конструкций с бессоюзием обусловлено авторскими намерениями. Оно подчеркивает внезапность действия и «пробуждает» читателя.

Характерной стилевой особенностью малой прозы Солженицына является словесная типизация, которая осуществляется при помощи использования повторов и параллелизмов. Стремление писателя к обобщению заметно в использовании одинаковых эпитетов для характеристики разных объектов действительности. Большинство его миниатюр построены на предельной конкретизации какого-либо признака, что синтаксически проявляется в наслоении нескольких перечислительных рядов. В этих рядах происходит превращение этого признака в художественную деталь. Стилевое своеобразие использования детали Солженицыным связано с тем, что в многочисленных параллельных рядах и оппозициях силу детали приобретает обыкновенная подробность.

Создание синонимических, антонимических, однокорневых, синтаксически параллельных рядов является характерным приемом, который свойственен стилевой организации произведений писателя. Солженицын часто прибегал к созданию произведений, относящихся к малым прозаическим формам. Это вынуждало Солженицына активно использовать средства художественной изобразительности, так как упрощение выразительной структуры произведения превратило бы художественный текст в обыкновенную словесную зарисовку.

 

Список литературы:

  1. Ржевский, Л.Д. Творческое слово у Солженицына / Л.Д. Ржевский // Новый журн. Нью-Йорк, 1969. № 96. С. 76–90.
  2. Солженицын, А.И. Некоторые грамматические соображения / А.И. Солженицын // Публицистика: в 3 т. Т. 3. –Ярославль : Верх.-Волж. кн. изд-во, 1997. – 560 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий