Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 февраля 2020 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мухамадеева Р.М. ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(86). URL: https://sibac.info/archive/guman/2(86).pdf (дата обращения: 24.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ

Мухамадеева Рушания Марселевна

студент 3 курса, факультета филологии и истории, Елабужский институт Казанский федеральный университет,

РФ, г. Елабуга

Божкова Галина Николаевна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доцент, кафедра русского языка и литературы, Елабужский институт Казанский федеральный университет,

РФ, г. Елабуга

MEANING AND FUNCTIONS OF ARTISTIC DETAIL IN LITERARY STUDIES

 

Rushaniya M. Mukhamadeeva

3rd year student, Faculty of Philology and History, Elabuga Institute Kazan Federal University,

Russia, Elabuga

Galina N. Bozhkova

Academic Supervisor, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of Russian Language and Literature, Elabuga Institute, Kazan Federal University,

Russia, Elabuga

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены разные подходы к пониманию значения художественной детали. В ходе исследования были приведены точки зрения не только на понимание самой сущности, но и освещены такие проблемы, как соотнесенность понятий «деталь» и «подробность», «деталь» и «образ». Ознакомившись с литературой, соответствующей теме, были приведены классификации по функциям разных авторов. Сравнив и проанализировав имеющуюся информацию по данной теме, были сделаны выводы о значимости художественной детали и ее функционале.

ABSTRACT

The article considers different approaches to understanding the meaning of artistic detail. The study was given the point of view not only for understanding the nature and deals with such issues as the interrelationship of the terms "detail" and "detail", "detail" and "image". After reading the literature corresponding to the topic, classifications were given for the functions of different authors. After comparing and analyzing the available information on this topic, conclusions were made about the significance of the artistic detail and its functionality.

 

Ключевые слова: художественная деталь, функции, подробность, значение.

Keywords: detail, functions, detail, value

 

Погрузить читателя в мир мыслей и чувств автора - главная цель писателя. Достичь ее помогают незначительные на первый взгляд подробности [2]. Невнимательный читатель может подумать, что автор в погоне за количеством слов, использует лишние уточнения. Однако изображаемый в произведении мир складывается именно из художественных деталей. Каждый нюанс хорошо проработан, тщательно выверен и обдуман. Однако не стоит путать «деталь» и «подробность», цель которых образно-смысловое расширение текста. Мнение исследователей по этому вопросу разделились: А.Б. Есин утверждает, что оба термина равноценны, в его работах существуют и такие понятия как «деталь-подробность» и «деталь-символ» [3]. С этим не согласен исследователь Е.С. Добин, считая, что эти понятия различают именно пути достижения цели и деталь более значима, чем подробность. А.П. Чехов – мастер деталей, уверяет, что подробности обедняют художественную речь: «горы подробностей (…) заслоняют солнце» [2]. Р.Д. Цивин говорит о том, что и деталь, и подробность – это части одного целого, но подробность уже, чем деталь. Подробность, по его мнению учёного, локальна, ограничена определенным контекстом, в то время как деталь действует в более широком художественном пространстве [11]. В работе наиболее значимым является сходство понятий, поэтому в конкретном случае допускается равноправная замена «детали» на «подробность».

В.А. Кухаренко в исследовании «Интерпретация текста» говорит о том, что за художественную деталь не редко принимается и метонимия, а точнее один из ее видов – синекдоха. Однако деталь существенным образом отличается от синекдохы. В первую очередь деталь употребляется не в переносном смысле, а всегда в прямом. Для ее функционирования необходим целый текст, в то время как для синекдохы хватает контекста в одно предложение [6]. В отличие от «подробности», путать деталь и синекдоху является недопустимым.

Довольно распространенное в литературоведении, как и в других науках, явление – размытость границ определения того или иного понятия. Не стала исключением и художественная деталь. Опираясь на мнение В. Кочетовой, которое она высказывает в исследовании «Художественная деталь в прозе И.А. Гончарова: типы, функции, эволюция», можно говорить об отсутствии специфики детали [5], хотя в словарях деталь понимается как подробность в тексте, которая носит определенную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку [8]. Л.В. Чернец предлагает определять деталь как наименьшую единицу предметного мира произведения [7]. Ряд современных исследователей (Жаворонок И.А., Щирова И.А, Кочетова В.Г) в своих работах рассматривают деталь как: форму изображения мира [4]; компонент художественного образа [12]; элемент в рамках крупного образа, хранящий отпечаток художественного целого [5].Неоспоримым остается тот факт, что деталь – наименьший цельный структурный элемент произведения, однако литературоведы расходятся во мнениях и о том, в каких отношениях стоит рассматривать «образ» и «деталь». Нам ближе точка зрения Есина, который в работе «Принципы и приёмы анализа художественного произведения» под деталью понимает минимальную изобразительно-выразительную художественную подробность: вещь гардероба, особенность внешности, элемент пейзажа или интерьера [3] Иногда деталь выступает в качестве обособленной особенности, яркой характерной черты, но чаще всего она [деталь] является частью более крупного образа: портрет героя, интерьер или пейзаж.

Несмотря на то, что на подсознательном уровне мы воспринимаем «деталь» как нечто маленькое, незначительное, с художественной деталью все обстоит иначе. Сложно переоценить ее значение в произведении. Именно она приковывает взгляд внимательного читателя. Из всего вышесказанного можно заключить, что художественная деталь многогранна – включает в себя речевые особенности героев, их привычки, образ жизни, туда же можно включить и меткие замечания автора, и его размышления [1]. Вероятность заметить деталь находится в прямой зависимости от частоты употребления ее в тексте. Обретая новые краски и оттенки, деталь превращается в мотив или лейтмотив, а иногда даже становится самостоятельным символом [10].

Детали могут не только создавать единый образ, дополняя описание, но и вступать в «конфликт», намечая некое противоречие в предмете или объекте. Такая деталь, по терминологии Шкловского «отстраняющая», выполняет познавательную функцию. Выпадая из общего ряда, она останавливает взгляд читателя, на минуту вызывая диссонанс [10]. Если обращаться к теории литературоведения, то можно найти ни одну классификацию относительно функциональной значимости художественной детали. Например, В.А. Кухаренко выделяет 4 вида функций:

  1. Изобразительная – создает зрительный образ; придает портрету уникальность, индивидуальность;
  2. Уточняющая – создает правдоподобность; благодаря ей читатель верит в реалистичность происходящего;
  3. Характерологическая – фиксирует особенности изображаемого характера;
  4. Имплицирующая – демонстрирует через внешние проявления глубину переживаемых чувств и их смысл [6].

Однако деление по функциональной значимости не совсем оправдано, так как одна и та же деталь одновременно может выполнять или несколько функций, или все в совокупности. В таком случае возникает проблема определения детали в какую-либо группу. Более широкую классификацию предлагает литературовед Усеинова Э.У. Она определила существование 6 видов функций художественной детали: выделительная, психологическая, фактографическая, натуралистическая, символическая, импрессионистическая [9]. Рассмотрим более подробно каждый из них.

  1. Выделительная функция – благодаря детали выделяется художественный образ, явление или событие из ряда подобных;
  2. Психологическая функция – деталь как вид психологической характеристики героя, помогает лучше узнать, раскрыть его внутренний мир;
  3. Фактографическая функция – констатирует некоторый факт действительности, создает правдоподобие происходящего события, добавляет реалистичности образу.
  4. Натуралистическая функция – передача объективного, бесстрастного изображения явления или предмета;
  5. Символическая функция – деталь как символ, т.е. самостоятельный образ, имеющий иносказательный смысл, также иногда имеющий эмоциональный оттенок;
  6. Импрессионистическая функция – деталь, совпадающая с мыслью автора, удачно отражающая его переживания и чувства, не всегда понятна самому автору, взята произвольно.

Нередко в литературе явление, когда совокупность деталей образует стиль описания, в таком случае согласно классификации Есина, детали будут выполнять следующие функции:

  1. Сюжетную - выражается обыкновенно в большом количестве перипетий, в напряженности действия, в его преобладании над статическими моментами;
  2. Описательную – подробное изображение внешнего мира – наружности героев, пейзажей, городских видов, интерьеров, вещей;
  3. Психологическую - акцент на внутреннем мире героя, его эмоциональном состоянии: мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях [3].

Деталь многоаспектна, ее функционал также широк. Кроме общих классификаций функций детали существует множество типологий конкретных видов деталей. Например, особое внимание уделяется вещным деталям. О функциях вещей писала в своей работе Е.Р. Коточигова, она выделяет три функции: характерологическая, культурологическая и сюжетно-композиционная. Исследователь также рассматривает деталь в контексте жанра и говорит о жанрообразующей функции детали [10].

Таким образом, анализируя исследования литературоведов, можно сказать, что однозначного понимания значения детали нет, однако путем сопоставления мы выбрали наиболее подходящий вариант, который предложил А.Б. Есин. Изучив разные взгляды на понимание детали, пришли к убеждению, что за деталь могут быть приняты подробность или синекдоха, что является неверным суждением. Обозначили особенности детали и других элементов, сходных по выполняемым функциям; рассмотрели классификации деталей разных исследователей, выявили сильные стороны и недостатки каждой, определили наиболее полную. На основе всего вышесказанного сделали вывод, что значение детали в художественном произведении нельзя недооценивать. Именно она является одним из важнейших компонентов художественного образа, через нее происходит раскрытие главных особенностей личности, а иногда деталь способна определить и жанр самого произведения.

 

Список литературы:

  1. Гусева Е.В. Национальный колорит как категория художественного текста и ее языковое выражение // Вестник ф-та иностранных языков ПГСГА. - Самара: 2010. - С. 79 - 80.
  2. Добин Е.С. Искусство детали (1975) Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учеб. пособие / Сост.: П.А. Николаев, Е.Г. Руднева, В.Е. Хализев, Л.В. Чернец, А.Я. Эсалнек, Е.А. Цурганова; Под ред. П.А. Николаева, А.Я. Эсалнек. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2006. - С. 252-254
  3. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М.: Наука: Флинта, 2010. – 248 с.
  4. Жаворонок И.А. Художественная деталь и её функции в творчестве Л. И. Улицкой: дис. … канд. филол. наук: 10.01.01 / Жаворонок И. А. – Тверь, 2012.
  5. Кочетова В.Г. Художественная деталь в прозе И.А. Гончарова: типы, функции, эволюция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_002311108/ (дата обращения 08.12.2019)
  6. Кухаренко В.А. Интерпретация текста: Учеб пособие для студентов пед ин-тов № 2103 «Иностр. яз.».— 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 1988.— 192 с.
  7. Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л. В. Чернец. – М.: Высшая школа, 2004. – 420 с
  8. Путнин Ф.В. Деталь художественная. // Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987. - С. 156.
  9. Усеинова Э.У. Функции детали в произведениях Н.А. Тэффи // Филология: научные исследования. – 2018. – № 4. – С. 29 - 34. DOI: 10.7256/2454-0749.2018.4.27328 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27328(дата обращения 08.12.2019)
  10. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. - М., 1999. - С. 64.
  11. Цивин Р.Д. Художественная деталь и ее идейно-эстетические функции в литературном произведении. Автореф....канд. филол. наук. – Киев, 1970. – С. 5.
  12. Щирова И.А. Психологический текст: деталь и образ // Филологические исследования. СПб., 2003. URL: http://textarchive.ru/c-2354845-pall.html. (дата обращения 01.12.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.