Статья опубликована в рамках: LXXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 февраля 2020 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭЗИИ А.Н. БАШЛАЧЁВА
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена рассмотрению основных тем, поднятых в поэтическом творчестве Александра Николаевича Башлачёва. Анализируются авторские произведения с точки зрения их смысловой направленности и значимости для русской литературы 70-90-х годов XХ века. В статье раскрывается многообразие тем и мастерство их воплощения в творчестве автора.
Ключевые слова: тема, тематическое своеобразие, образ, авторская песня, рок-поэзия.
Русская поэзия второй половины XX века – разнообразна, многолика; известна, но в тоже время загадочна. В 50-60-е годы набирает популярность такой жанр как «авторская песня». Спустя два десятилетия в литературу вступает рок-музыкант – А. Башлачёв, который становится одним из самых уважаемых композиторов и рок-исполнителей 70-90-х годов ХХ века.
И в жизни, и в творчестве А. Башлачёв был страстным патриотом и агитатором. В то же время, осознавая свою внутреннюю неустроенность, он описывал мир, где его душевные переживания переплетались с несовершенством политической системы, влекущей за собой нравственный упадок общественной мысли.
Одной из доминант художественного мира лирики А. Башлачёва является образ Ленинграда, его душных и тесных коммунальных квартир: «В новостройках – ящиках стеклотары / Задыхаемся от угара, / Под вой патрульных сирен в трубе, / В танце синих углей («Дым коромыслом», 1985) [3]. Тема города является одной из центральных в творчестве поэта.
А. Башлачёв не верит в то, что человек может жить счастливо в «картонной коробке», ведь душа стремится к свободе не только внутренней, но и внешней, пространственной, которую четыре стены не способны зажать в один из своих углов. Однако внутренняя свобода – это миф: «<…> то душа моя несуразная понапрасну вся прокопченная, / нараспашку вся заключенная...» («Егоркина былина», 1985) [3].
Таким же эффектом клетки, по мнению автора, обладают и питерские улицы. Образ их усугубляется запахами, которые Башлачёв намеренно заставляет почувствовать читателя:
Сегодня на улице жутко воняет.
откуда-то здорово тащит гнильём.
<…>
Скажите, откуда взялась эта вонь?
Мне кажется, где-то протухло
большое яйцо… [3]
«Сегодняшний день ничего не меняет», 1983
Такое окружение будто бы лишает поэта всего, что должно быть у счастливого русского человека, вплоть до прав и желаний. Такая жизнь напоминает лирическому герою психиатрическую больницу, в которой он является постоянным пациентом: «Хотелось объяснить – сломали два ребра. / Пытался возразить, но били мастера. / Хотелось одному – приходится втроем. / Надеялся уснуть – командуют: «Подъем!»» («Палата №6», 1983) [3].
Постепенно такие ограничения делают некогда вольного – безвольным, слабым, бесчувственным.
Могли и не успеть. Спасибо главврачу
За то, что ничего теперь хотеть я не хочу.
Психически здоров. Отвык и пить, и есть.
Спасибо, Башлачев. Палата номер шесть [3].
«Палата №6»
Тема необратимости времени в творчества Александра Николаевича также является важной. Человеческая жизнь быстротечна, и жизненные перипетии могут завести куда угодно. А время, по мнению автора, неумолимо: «Мы быстро лысеем. Медленно пьем…» («Палата №6») [3].
Перемены же, происходящие в России в канве времени, жизнь к лучшему не меняют, а ожидание перемен, как правило, заставляет разочароваться: «Нелепо все то, что нам может присниться, / Но мы разрешали друг другу мечтать. / Мы ждали появления невиданной птицы, / Способной красиво и быстро летать» («Сегодняшний день ничего не меняет») [3].
Россия катится в пропасть, вера теперь не является защитой от боли и страхов. Православные атрибуты теряют свою силу под всеобщим неверием: «Но с каждым днем времена меняются. / Купола растеряли золото. / Звонари по миру слоняются. / Колокола сбиты и расколоты» («Время колокольчиков», 1984) [3].
В такое переломное время, с точки зрения автора, человеку остается только одно:
И гнать себя дальше – все прямо да прямо,
Да прямо – в великую печь! [3]
«Тесто», 1986
Лирический герой в текстах А. Башлачёва предстает чаще всего как жертвы ленинградской жизни, где отсутствует внутренняя и внешняя свобода, время, влекущее перемены, не делает жизнь лучше, а вера уступает место всеобщему неверию. Многообразие тем и мастерство их воплощения ставит Александра Николаевича Башлачёва в один ряд с лучшими поэтами и рок-музыкантами 70-90-х годов.
Несмотря на свою недолгую жизнь, А. Башлачёв в своем творчестве правдиво и четко описал жизнь России второй половины XX века.
Час прилива пробил.
Разбежались и нырнули.
Кто умел – тот уплыл.
Остальные утонули [3].
«Час прилива пробил», 1984
Список литературы:
- Васильев С. Формы переосмысления литературной традиции в поэзии Александра Башлачёва // Александр Башлачёв: исследования творчества. – М.: Русская школа, 2010. – 104 с.
- Наумов Л.А. Александр Башлачев. Человек поющий. Стихи. Биография. Материалы / Л.А. Наумов. – М.: Амфора, 2013. – 480 с.
- Стихи классиков. А. Башлачёв: стихи [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://rustih.ru/aleksandr-bashlachev/ – 06.12.2019.
дипломов
Оставить комментарий