Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 января 2013 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ярцева М.Л. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. URL: https://sibac.info/archive/humanities/7.pdf (дата обращения: 01.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

Ярцева Марина Леонидовна

студент 5 курса, кафедра социально-культурной деятельности ГБОУ ВПО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», г. Белгород

E-mail: korenevaen@yandex.ru

Киреева Нина Васильевна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент ГБОУ ВПО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», г. Белгород

E-mail: korenevaen@yandex.ru

 

Волшебная сказка рассматривается в качестве особого средства познания мира и воспитания, усвоения ребенком окружающей действительности. Поэтому весьма актуальным является понимание родителями и педагогами значимости сказки в формировании личности ребенка, умение видеть воспитательные возможности русской волшебной сказки, осознание необходимости в целенаправленной работе со сказкой в семье и в школе, используя многообразие форм воспитания сказкой на различных этапах жизни ребенка.

Воспитательные возможности сказки вызывают интерес на протяжении нескольких столетий. Это продиктовано постоянной потребностью в укреплении эффективности семейного, дошкольного и младшего школьного воспитания с учетом постоянно меняющегося социума, социальных и морально-нравственных устоев общества.

Исследованию сказки с точки зрения исторической и этнографической методологии и воспитательной ее роли посвящены труды В.Я. Проппа, объединенные в четыре монографии [1,2, 3, 4], в которых особое внимание уделено изучению структурных особенностей русской сказки, ее функциональных признаков, их роли в семейном воспитании, роли поэтичного выражения сказочного воображения народа.

Автор утверждает целесообразность и актуальность использования сказки в воспитании детей и изучения ее истоков, ее исторических корней, ее происхождения и функционального ряда, без знания которых работа со сказкой будет неэффективной. Он был глубоко уверен в том, что прежде, чем осветить вопрос, откуда сказка происходит, надо ответить на вопрос, что она собой представляет.

Подчеркивая связь между сказочными мотивами и архаическими обрядами, автор отмечает факт переосмысления древних обрядов в самой сказке, изменения первоначальной логической мотивировки, представляет обряд в виде объяснения соответствующего мотива в сказке, делая, таким образом, саму сказку источником сведений об обряде.

С изменение социальной и педагогической среды в ходе исторического развития общества происходит и переосмысление, как самой сказки, так и различных древних сказочных обрядов, что актуализирует роль педагогической подготовленности родителей и школьных учителей к использованию волшебной сказки как средства воспитания и формирования у детей нравственного восприятия семьи и семейных отношений.

Мы рассматриваем сказку в качестве особого средства познания мира и воспитания, усвоения ребенком окружающей действительности. В разряд особых средств сказка относится потому, что специфические логические обороты, легкость восприятия содержания, образная поэтическая форма изложения производят на ребенка особое впечатление, что влечет за собой быстрое запоминание сказки и лежит в основе интереса к ней.

Запоминанию сказки, по В.Я. Проппу, способствует и закономерная повторяемость в ее содержании. Автор отмечает двоякое качество волшебной сказки: «с одной стороны ее поразительное многообразие, ее пестрота и красочность, с другой — ее не менее поразительное однообразие, ее повторяемость» [2, с. 21].

В свою очередь, знакомство со сказкой есть начало педагогического ее воздействия на формирование личности ребенка, ее эстетических, духовно-нравственных начал, моральных норм, логического и аналитического мышления, навыков сравнительно анализа и, в целом, предпочтений ребенка.

В сказке, как ни в каком другом произведении, очень ярко выражено противопоставление добра и зла, красивого и безобразного, друга и недруга. Сказочные эталоны становятся для их слушателей и читателей своеобразными критериями, влюбляют их в себя и становятся мерилом и своеобразной точкой отсчета в оценке действий окружающих людей и собственных поступков.

Пропп в основу изучения сказки положил изучение ее функций, т. е. аспектов и свойств сказки, историко-культурный анализ, которой позволяет составить представление об особенностях семьи в прошлые времена и проследить ход изменения института семьи и внутрисемейных отношений в ходе исторического развития общества, смены формаций.

Роль сказки в семейном воспитании велика и на современном этапе, так как состояние семейных отношений сегодня в большинстве случаев вызывает серьезные опасения за будущее поколение, так как нестабильность семьи лишает ее воспитательного потенциала и приводит к таким негативным явлениям как беспризорность, детская преступность, безотцовщина, неуважение к родителям. Место сказки занимают мультики с боевой раскраской героев и жестокостью, отодвигающие семейные ценности и нравственные основы семейных отношений на второй план.

Вместе с тем, понимание того, что семья была и остается одной из основных ценностей человеческой жизни, особо значимой остается и роль волшебной сказки в формировании семейных устоев, построении отношений между детьми и взрослыми, старшими и младшими, так как именно в сказке отражена обобщенная оценка семейных отношений, определенные социальные ценности и нормы, нравственные установки и образы.

Волшебная сказка может стать основой для создания гармоничных отношений в семье, так как мир сказочных семейных отношений представляет собой целостную систему воспитательных методов, приемов, подходов и средств воспитания.

Однако единичные обращения к сказке, в лучшем случае, могут вызвать интерес к ней, но не гарантируют ожидаемого воспитательного эффекта. Системный подход к воспитанию малышей сказкой в естественной воспитательной среде семьи, где и осуществляется первичная социализация ребенка, позволяет ребенку ненавязчиво ознакомиться с общественно-типизированными образцами семейных взаимоотношений.

Логическим продолжением воспитания сказкой является педагогическое воздействие на младших школьников в процессе изучения чтения, русского языка, краеведения и в процессе внеучебной воспитательной деятельности. Сказку необходимо изучать в единстве ее содержания и формы. Именно такой подход к изучению сказки помогает детям рассматривать его идейное, нравственное содержание в тесной связи со стилистическими, языковыми особенностями, глубже знакомиться с произведением, осваивая и усваивая смысловые позиции сказки.

Особый воспитательный и познавательный эффект достигается в процессе лингвостилистического анализа сказки. На этом этапе учащийся, работая над лексическим значением слова, постигает идейно-нравственное содержание сказки с точки зрения выражения его лексическими средствами.      

Воспитательная функция сказки, ее воспитательный потенциал и воспитательная ценность основываются на этнографических фактах, обращении сказки к материальной культуре, к верованиям.

Эффективным средством воспитания сказкой является написание школьниками сказок по аналогии с ранее изученными и комплексно проанализированными сказочными произведениями, инсценировка и театрализованное представление волшебных сказок, продолжение сказок по образцу.

И так, сказка, являясь выражением общественного сознания прошлого, направлена на формирование личностных аспектов индивидуального сознания настоящего и будущего на основе сложившихся представлений о прекрасном, о безупречной семье, о добре и справедливости, о настоящем семейном счастье, о подлинной дружбе и преданности.

Русская народная волшебная сказка при логически последовательно организованной работе с ней есть особое средство воспитания ребенка и усвоения им окружающей действительности.

 

Список литературы:

1.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / Научная Редакция, технологический комментарий Пешкова И.В. — М.: «Лабиринт», 2000. — 335 с.

2.Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. — М.: «Лабиринт», 2001. — 144 с.

3.Пропп В.Я. Русская сказка. — М.: «Лабиринт», 2000. — 416 с.

4.Пропп В.Я. Русский героический эпос: Издание второе, исправленное. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. — 604 с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (3)

# андрей 26.01.2013 23:37
Победы!!!
# андрей 26.01.2013 23:49
так держать!!!
# андрей 27.01.2013 00:06
super!!!

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.