Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 февраля 2013 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ТЕМА СУДЬБЫ НАРОДА И ОТДЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ А. КЕШОКОВА
Вологирова Арина Анчуковна
студент 2 курса отделения кабардинского языка и литературы КБГУ г. Нальчик
Бакова Зера Хачимовна
научный руководитель, д-р филол. наук, профессор КБГУ, г. Нальчик
Жизнь и творчество А. Кешокова является неотъемлемой частью неделимой культуры адыгского народа, определенной вехой развития его литературы. Произведения А. Кешокова несут на себе печать исторических судеб народа, дают возможность понять и осмыслить идейно-эстетические искания писателя в контексте развития адыгских литератур.
Общественная и публицистическая деятельность А. Кешокова нерасчленимы. Об этом свидетельствует большая часть его книг, носящих характер автобиографичности — повесть «Вид с белой горы», трилогии «Вершины не спят» и «Сломанная подкова».
Написанное им пропущено через сердце, сквозь авторское «Я», и является бесценным свидетельством времени, социальных процессов, происшедших в нашей стране. Творческая биография детально исследована литературоведами и критиками, предпринявшими попытку определить роль писателя в истории кабардинской и адыгских литератур. Первым и наиболее значительным исследователем лирики А. Кешокова, указавшим на природу его художественных образов был критик-литературовед, учёный Мусарби Сокуров в книге «Лирика Алима Кешокова» [3, с. 424].
Он заметил, что первые публикации стихов поэта выгодно отличались тем, что он «...отчетливее других ставит такие новые для молодой литературы проблемы, как цель и характер поэтического искусства. А. Кешоков стремится образно сформулировать свои взгляды на отношение поэзии к жизни, на то, что должно стоять в центре поэзии, каков ее предмет, в чем сущность поэтического творчества и его цель: в чем общественный долг поэта, каким он должен быть — вот вопросы, на которые молодой поэт пытается найти ответы» [3, с. 483].
Уже сама постановка этих вопросов показывала, что в адыгской поэзии рождается творческая индивидуальность. В этой связи важно заметить и то, что с первых же шагов у Кешокова намечается интерес к традиционным образам-символам, к обогащению стилистики поэтической речи, поэтической лексики. Сокуров обратил внимание на тягу поэта к национальной образной символике. Так всадник — любимый Кешоковым образ — становится метафорой судьбы и времени. Стихотворение «На мчащемся коне» [2, с. 18—19], ставшее программным, базируется на традиционном для адыгов образе всадника в седле, от чего известное благопожелание «быть всегда в седле».
Си гъащ1э ябгэр щызухынум,
Шы жэр сытесу среух — Где бы в пути меня смерть не застала,
Встречу конец на летящем коне! (перевод: М. Петровых).
Символический образ всадника — счастливо найденная мета своего пути, идущий от символики Млечного пути, прочерченного Сосруко на небосклоне. Отсюда установка адыгов на то, что каждый настоящий человек должен прочертить свой путь, оставить звездный след в жизни.
В то же время образ всадника близок фольклору, нартским сказаниям, легендам и героическим песням. В поэтическом мире адыгов образы всадника, скакуна, седла, папахи имеют символическое значение. Обращение к ним глубоко оправдано и не случайно. В названном стихотворении символика традиционного образа всадника обретает философское звучание, помогает обобщить идейный смысл стихотворения: «путь — жизнь, летящий конь — символ движения, т. е. активного, волевого отношения к жизни» [4, с. 458].
Насып мыухыр зи гуращэр
Махуэл и гъуэгум щыхуэмей,
Псэуну гъащ1э зыхуэфащэр
Мувы1эу к1уэхэр аркъудейщ [4, с. 51].
Перевод:
Счастья достигнет лишь тот, кто с дороги
Передохнуть на часок не свернёт.
С честью послужит скакун быстроногий
Только тому, кто стремится вперёд.
В другом стихотворении «Шыхулъагъуэ» («Путь всадника») содержится прямая цитация легенды о Млечном пути:
Протянут Млечный Путь в полночном мире,
Звезд ожерельем схвачен небосклон,
Не охватить глазами звездной шири, —
«Путь Всадника» — от века назван он…
…
Путь на копыте скакуна намотан.
О, мне сейчас бы этого коня!
Вскочил бы на скаку — и вскачь, наметом, —
Чтоб Млечный Путь сверкнул после меня [2, с. 43].
Это стихотворение, по достоинству, поэт Кешоков посвятил настоящему человеку — Герою Советского Союза летчику — истребителю Кубати Карданову (9 июля 1917 — 13 мая 2011). (Карданов К.Л. — военный деятель, активный участник ВОВ, совершил 770 боевых вылетов, был заместителем командира эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта. Награждён тремя орденами Ленина, тремя — Красного Знамени, двумя — Отечественной войны, орденом Красной Звезды и семью боевыми медалями. Участник Парада Победы. Генерал-майор в отставке) [1, с. 965].
Здесь впервые в адыгской поэзии сопрягается традиция и современность, так традиционный образ-символ о Млечном Пути служит поэтическому замыслу — воплощение самого высокого качества современника — стремления к бессмертному подвигу. Стихотворение вошло в поэтический сборник «Шум и гъуэгу» («Путь всадника»), вышедший в 1946 г. Алим Кешоков во время Великой Отечественной войны служил в Красной Армии кадровым офицером (1941—1945).
Отмеченные печатью автобиографичности, философией образов, художественным историзмом, произведения Кешокова раскрывают перед читателем закономерности формирования не только личной судьбы, но и судеб целого поколения адыгов, представителем которого является писатель. Вот почему тема судьбы народа и отдельной личности становится в центр внимания художника, а личный жизненный опыт становится намного шире его непосредственной биографии.
Проза А. Кешокова объединена общей темой жизни и судьбы адыгского народа. Сравнивая его произведения, все написанное им, можно увидеть, как в его творчестве шел процесс этой основополагающей темы, как совершенствовались художественные типизации героя и характера, как оттачивался слог, и обозначалась индивидуальность творца, его собственный художественный мир.
Определяя значение, роль и место Кешокова в воссоздаваемой адыгской культуре и литературе в ее целостном единстве необходимо, в первую очередь, раскрыть вклад писателя в общеадыгскую культуру как самобытного художника-новатора. Попытка А. Кешокова показать героя, ищущего иной путь развития жизни народа, в образе героя Казгирея Матханова («Вершины не спят») вызвала неоднозначную реакцию, озадачив критиков и литературоведов.
Важно заметить, что Алим Кешоков при создании как образа К. Матханова, так и И. Маремканова пользуется традиционными приемами создания героической личности в эпосе адыгов, опирается на героико-эпическую традицию. Герои Кешокова в этих своих качествах мужественны и отважны. Они напоминают эпических героев, исповедующих добро. Понятие добра становится в романе Кешокова «Вершины не спят» предметом философского раздумья. Автор ставит вопрос: «Что есть добро?», на который ищет ответ и с которым соизмеряет поступки героев. Ответы приведены в соответствии с нравственными традициями народа, выраженные в монументальном эпосе «Нарты».
Как правило, при выборе названий романов, А. Кешоков исходит опять таки, из того же идейно-эстетического опыта народа. Очеловеченные Кешоковым вершины приведены в движение, приглашены к размышлению о том, что на этом историческом этапе должно быть целостной ориентацией народа, какая высота является ориентиром. Это в свою очередь разнообразило поиск пути и усложнило концепцию действительности в трилогии.
В этой связи в произведениях А. Кешокова возникает вопрос кто мы, адыги, какое место занимаем в геополитическом пространстве? Это и определяет художественную концепцию прозы писателя, мотивирует искания героев, их мысли и поступки.
Список литературы:
- Адыгская (черкесская) энциклопедия. М., 2006. — 1248 с.
- Кешоков А. Стихотворения и поэмы. М.: Худож. лит., 1982. — 492 с.
- Сокуров М. Лирика Алима Кешокова / Избранные произведения. Критика. Нальчик, Эльбрус, 1995 — 570 с.
- КIыщокъуэ А. Усэхэмрэ поэмэхэмрэ. Налшык: Эльбрус, 2004. н. 500.
отправлен участнику
Оставить комментарий