Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XCV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 ноября 2020 г.)

Наука: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Королькова А.А. ОСОБЕННОСТИ КАРИКАТУРЫ КАК ЖАНРА НА ПРИМЕРЕ БРИТАНСКИХ СЕМЕЙНЫХ КАРИКАТУР ХVIII-XIX ВЕКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XCV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(95). URL: https://sibac.info/archive/guman/11(95).pdf (дата обращения: 29.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ КАРИКАТУРЫ КАК ЖАНРА НА ПРИМЕРЕ БРИТАНСКИХ СЕМЕЙНЫХ КАРИКАТУР ХVIII-XIX ВЕКА

Королькова Анастасия Александровна

магистрант, факультет иностранных языков, Воронежский государственный педагогический университет,

РФ, г. Воронеж

Бахметьева Ирина Александровна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доц. кафедры английского языка, Воронежский государственный педагогический университет,

РФ, г. Воронеж

FEATURES OF CARICATURE AS A GENRE ON THE EXAMPLE OF BRITISH FAMILY CARTOONS OF THE XVIII-XIX CENTURY

 

Anastasiia Korolkova

master student, Foreign Languages Department, Voronezh State Pedagogical University,

Russia, Voronezh

Irina Bakhmetyeva

research supervisor, Foreign Languages Department, Voronezh State Pedagogical University

Russia, Voronezh

 

АННОТАЦИЯ

В статье представлена характеристика карикатуры как одного из жанров поликодового текста. Выделены основные особенности данного жанра на примере карикатур на семейную и бытовую тематику, выполненных в Великобритании в 18-19 вв. Приведены результаты исследования 14 карикатур британских авторов.

ABSTRACT

The article conciders caricature as one of the genres of a polycode text. The main features of this genre are highlighted on the example of cartoons on family and household themes created in Great Britain in the 18th and 19th centuries. The results of a study of 14 cartoons by British authors are presented.

 

Ключевые слова: карикатура, бытовая карикатура, поликодовый текст, комизм, британская семья.

Keywords: caricature, household caricature, polycode text, comedy, British family.

 

Карикатура (итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать) – особый жанр изобразительного искусства (как правило, графики), являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий ясной идейной социально-критической направленностью [1]. Чаще всего в карикатурах происходит высмеивание различных ситуаций, породивших общественно-значимые проблемы, или последствия данных проблем, которые отразились на гражданском обществе.

В современных исследованиях выделяют следующие виды карикатур: политическая, бытовая, юмористическая (изображает юмористическую обстановку, у которой нет конфликтной основы), шарж, изошутка, strip (с англ. страница юмора, колонка в газете) – это специальная подборка нескольких карикатур на одну тематику или содержащая одних и тех же персонажей, философская карикатура [2]. В любом виде карикатурных изображений имеется доминанта, которая управляет всеми другими компонентами и позволяет осуществлять их трансформацию и обеспечивать их целостность. Такой доминантой является комизм, выступающим главной характеристикой карикатуры. Карикатура не может существовать без комизма. Комизм карикатуры как произведения отличается тем, что, во-первых, направлен на противопоставление осмеиваемого объекта идеальному предмету, а, во-вторых, имеет социальную направленность. Комизм как доминанта карикатуры позволяет понять целостное влияние позитивных направлений развития общества в процессе сопоставления с отклонениями от них. [3]

Карикатура в лингвистике представляет собой текст поликодового, малоформатного характера. Это текст, в котором должна обязательно присутствовать как вербальная, так и невербальная компонента, и от того, насколько данные элементы понятны читателю, будет зависеть его восприятие от читаемого им текста.  Соотнесение с текстовыми элементами необходимо для того, чтобы воспринимать изображение в соответствии с ее содержанием. [4] Наиболее интересным высказыванием в данном отношении видится выражение Е.Е. Анисимовой: «В контексте поликодового сообщения фразы и их визуальные изображения – это не общая величина знаков семиотического характера, а их интеграция в общем смысле всей карикатуры». [4]

Карикатура как жанр получила признание в Англии во второй половине 18 века. Творили карикатуру талантливые художники, имена которых не очень широко известны общественности – Томас Роуландсон (Thomas Rowlandson), Джеймс Гилрей (James Gillray), Генри Банбери (Henry William Bunbury), Джордж Крукшенк (George Cruikshank) [5]. Именно в 18-19 веках карикатура стала заметным явлением общественной жизни и часто оказывалась в центре внимания, провоцируя скандалы и даже трагедии. [6] Художники использовали в своих работах яркие образы, сочетая реалии, присущие их времени, с библейскими сюжетами, а также сюжетами народных сказок. Героями карикатур становились правители, политики, судьи, рабочие, богатые и бедные, все чьи жизни были заметны глазу художника.

В результате исследования 14 карикатур на семейную тематику разных авторов, творивших на рубеже 18-19 веков в Англии, были выявлены особенности карикатуры как отдельного произведения искусства. Были рассмотрены карикатуры «Кто сможет учить принца Уэльского?», «Причудливое ухаживание и брак или Золотой телец» Д. Крукшенка, «Судья-Большой палец или патент на дубинку для воспитания жены», «Модная мама» или «Удобство современного платья», «Брачная ночь» 18 мая 1797 года, «Брачная идиллия» и «Идиллия до брака» Джеймса Гилрея и др. Авторами поднимаются вопросы сварливых жен, несоответствия ожиданий действительности, слишком сильного увлечения модой, обмана и скоротечности чувств и т.д. Карикатуры имеют назидательный характер, а также высмеивают неправедные чувства и людскую слабость.

Данные карикатуры выполнены в разных техниках: графика, иллюстрация, плакат. Однако их объединяет социально-обличительный пафос, об­на­жаю­щий урод­ли­вые и смеш­ные сто­ро­ны дей­ст­ви­тель­но­сти. В ходе исследования был выявлен ряд признаков, которые можно считать особенностями, присущими карикатурному жанру.       Во-первых, в карикатуре содержится ряд гуманистических устремлений, которые присущи любым сатирическим произведениям. Однако особенности реализации комизма в карикатурах отличаются от других видов произведений. В тексты, которые являются комическими, часто вставляются гэги (шутки, фразы, цитаты), являющиеся комедийным приемом, в основе которого – нелепость, но который выражает смысл карикатуры в соответствии с замыслом автора [7]. Во-вторых, сущность построения карикатур заключается в том, что все внимание получателя информации заостряется на необычных обстоятельствах, не соответствующих повседневности. Необычность данного подхода активизирует эффект комизма [8]. В-третьих, карикатуры призваны пробудить чувства у зрителя, воззвать к сердцу, а не к разуму; для этого художник и зритель должны говорить на одном языке, понятном каждой из сторон. Для этого художники выбирали понятные каждому темы, например, семейную жизнь, измены, человеческую глупости, а также старались упростить свои произведения, сделать их понятными даже для малограмотных людей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что карикатура всегда являлась невероятно значимым жанром искусства. Сильная сторона карикатуры заключается в том, что она сначала воздействует на чувства, а затем уже на разум, оказывает глубокое влияние не только на определённого человека, но и на группу и даже на массу людей.  Стилистические приёмы в изобразительном компоненте не только помогают сделать сюжет незаурядным, острым, изобразить актуальную проблему ярко и точно, но и произвести сильное впечатление на аудиторию.

 

Список литературы:

  1. Ворошилова М. Б. Креолизованный текст: аспекты изучения /М. Б. Ворошилова // Политическая лингвистика. – 2006. – № 20. – С. 180-189.
  2. Айнутдинов А. А. Типология и функции карикатуры в прессе / А.А. Айнутдинов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – С. 20-28.
  3. Борев Ю. Б. Комическое: учебник / Ю. Б. Борев. – М.: Искусство, 1970. – 239 с.
  4. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация: учеб. пособие / Е. Е. Анисимова. – М.: Академия, 2003. – 128 с.
  5. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: учебник / И. В. Арнольд – М.: Флинта; Наука, 2004. – 384 с.
  6. Артемова Е.А. Карикатура как жанр политического дискурса: дис. … канд. филол. наук / Е, А. Артемова. - Волгоград, 2002. - 237 с.
  7. Бринюк Е. В. Проблема креолизованного текста в современной лингвистике / Е. В. Бринюк // Рациональное и эмоциональное в русском языке: Сборник трудов Международной научной конференции. Ответственный редактор П.А. Лекант. – М., 2015. – С. 324-327.
  8. Карасик А. В. Лингвокультурные характеристики английского юмора: автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. В. Карасик. – Волгоград: ВГУ, 2001. – 23 с.
  9. Кустова О. А. Комизм в поликодовых текстах малого формата (на материале карикатуры) / О. А. Кустова // Вестник московского городского педагогического университета. серия: филология. теория языка. языковое образование. – 2011. – №2 (8). – С. 114-119.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.