Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 мая 2013 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гребенникова В.В. О ТРАДИЦИЯХ СВЯЗАННЫХ С ХЛЕБОМ В НЕМЕЦКОЙ КУЛЬТУРЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11. URL: https://sibac.info/archive/humanities/11.pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

О  ТРАДИЦИЯХ  СВЯЗАННЫХ  С  ХЛЕБОМ  В  НЕМЕЦКОЙ  КУЛЬТУРЕ

Гребенникова  Вероника  Викторовна

студент  2  курса  кафедры  образования  в  области  романо-германских  языков  Школы  педагогики  Дальневосточного  федерального  университета,  г.  Уссурийск

E-mailVeroni9393@mail.ru

Емельянова  Светлана  Михайловна

научный  руководитель,  канд.  филолог.  наук,  ст.  преподаватель  кафедры  образования  в  области  романо-германских  языков  Школы  педагогики  Дальневосточного  федерального  университета,  г.  Уссурийск

 

Хлеб  во  многих  культурах  осмысливается  как  наиболее  сакральный  вид  пищи,  как  дар  Божий  [Топорков  А.Л.  Хлеб  //  Славянская  мифология],  чем,  пожалуй,  и  объясняется  существование  огромного  количества  традиций,  обрядов  и  примет,  связанных  с  ним.  Немецкая  культура  тоже  не  является  исключением.

Большое  значение  хлебу  германцы  предавали  во  все  времена.  Первоначально  изготовлением  хлеба  занимались  монастыри.  Этот  период  пришелся  на  Средние  века.  Уже  чуть  позднее  появились  ремесленные  цеха  мукомолов  и  пекарей,  а  также  придворные  пекари.  Ремесленные  цеха  подчинялись  жестким  правилам  и  предписаниям.  К  примеру,  пекарям  было  строго  запрещено  наживаться  на  хлебе.  Тех,  кто  нарушал  данное  правило,  вешали  или  топили  в  железной  корзине  в  реке  [1,  с.  17].  Уже  благодаря  такому  факту,  можно  предположить,  что  хлеб  представлял  в  то  время  огромную  ценность,  и  отношение  к  нему  было  очень  серьезным.

В  это  же  время  пшеничный  хлеб  был  доступен  только  знатным  и  богатым  людям  и  считался  лакомством  даже  при  дворе.  Для  простых  небогатых  людей  хлеб  был  невиданной  роскошью.  В  то  время  как  крестьяне  ели  грубый  хлеб-мякину,  при  дворе  немецких  королей  даже  скатерти  выпекали  из  теста.  Во  время  пышных  застолий  на  эти  скатерти  нередко  проливали  вино,  а  от  мяса  оставались  жирные  пятна.  В  конце  трапезы  такие  скатерти  съедались  или  раздавались  нищим  [1,  с.  18].

После  Тридцатилетней  войны  (1618—1648),  когда  Европа  постепенно  вновь  начинала  оживать,  и  крестьяне  могли  спокойно  обрабатывать  свои  поля,  в  пекарнях  начали  печь  хлеб  для  всех.  С  тех  пор,  то  есть  только  с  XVII  века,  он  и  стал  важной  составной  частью  питания.  Производство  хлеба  стремительно  развивалось  в  Германии,  появлялось  много  различных  сортов  хлеба  и  хлебобулочных  изделий,  большинство  из  которых  сохранились  до  сегодняшних  дней.

Очень  популярен  в  Германии  немецкий  штрудель  (нем.  Strudel).  Он  представляет  собой  рулет  из  очень  тонкого  скрученного  трубочкой  теста.  Его  особенностью  является  то,  что  в  нем  начинки  могут  быть  самые  разнообразные:  сладкие,  мясные,  а  так  же  начинки  из  картофеля,  грибов,  квашеной  капусты.  В  рождественские  дни  немцы  традиционно  готовят  штрудель.  Как  правило,  в  начинку  рождественского  штруделя  входят  кедровые  орехи  и  финики.  Кстати,  есть  рецепты,  по  которым  тесто  для  рождественского  штруделя  готовится  с  темным  пивом.  Сладкий  рождественский  штрудель  можно  подавать  с  мороженым,  из  шариков  которого  можно  легко  соорудить  веселого  снеговика  [Штрудель  //  Википедия  свободная  энциклопедия;  Штрудель.  Кулинарный  Водоворот  //  Супер  Стиль].

Стоит  отметить  также  знаменитый  в  южной  части  Германии,  так  называемый,  «Руссиш  Брот»  (нем.  Russisch  Brot)  —  немецкое  печенье  в  форме  латинских  букв.  В  Германии  считается,  что  рецепт  «Руссиш  брот»  был  завезён  из  Санкт-Петербурга  в  1844  году  дрезденским  пекарем  Фердинандом  Фридрихом  Вильгельмом  Ханке.  Существует  также  предположение,  что  «Руссиш  Брот»  был  придуман  для  приёма  русского  посланника,  памятуя  о  традиции  встречать  гостей  хлебом.  Печенье  выпекается  из  легкого  теста  с  добавлением  какао  и  корицы  [Руссиш  Брот  //  Википедия  свободная  энциклопедия].

Германия  также  славится  своими  пряниками.  Пряник  —  одна  из  древних  форм  хлеба,  которая  впервые  появилась  в  монастырских  пекарнях.  Особенно  пряниками  славится  Нюрнберг,  где  издавна  получали  отменный  мед.  Нюрнбергские  медовые  пряники  (нем.  Nürnberger  Lebkuchen)  известны  далеко  за  пределами  Германии,  их  экспортируют  в  различные  страны.  Во  многих  семьях  на  Рождество  нюрнбергский  пряник  также  обязателен,  как  и  рождественская  елка  —  без  них  нет  настоящего  Рождества.

На  День  святого  Валентина  немцы  пекут  тысячи  пряников  украшенных  цветной  глазурью  в  форме  сердца  (нем.  Lebkuchenherz),  которые  сопровождаются  романтическими  надписями  или  просто  пожеланиями  счастья  [Рождественское  меню,  или  идем  на  Weihnachtsmarkt!  //  Deutsch  online].

На  Пасху  в  Германии  пекут  пряники  в  форме  зайцев.  Считается,  что  именно  эти  зверьки  приносят  хорошим  детям  подарки  на  Пасху.  «Зайчикам»  рисуют  забавные  «мордочки»,  либо  просто  их  формы  полностью  заливают  глазурью  [Пасхальное  печенье  //  Stupid  cat].

Большой  интерес  представляет  символика  немецкого  хлеба.  Ещё  в  древности  он  являлся  предметом  поклонения  язычников  и  приравнивался  к  Божеству,  т.  е.  Мировому  Разуму.  Хлеб  являлся  предметом  жертвоприношений  и  олицетворялся  с  небесными  светилами  —  солнцем,  месяцем  и  звездами,  выступал  и  в  качестве  оберега  [2,  с.  128—129;  3,  c.  78].

В  наши  дни  в  Германии  хлеб  не  утратил  своей  символичности,  и  многие  языческие  поверья  сохранились  в  культуре  немецкого  народа.  К  хлебу  относятся  с  особым  почтением,  свежеиспеченный  хлеб  берут  с  собой  на  Рождество  в  церковь  на  полуношницу.  Возвращаясь  из  церкви,  хлеб  режут  и  раздают  всем  членам  семьи.  Хлеб,  с  одной  стороны,  символизирует  отношения  взаимного  обмена  между  людьми  и  Богом,  между  живыми  и  предками,  с  другой,  он  является  знаком  покровительства,  оберегом  от  враждебных  людей  и  злых  духов  [Топорков  А.Л.  Хлеб  //  Славянская  мифология].

С  Нового  года  до  масленицы  немцы  пекут  пышки.  Дети  особенно  любят  их  со  сладкой  начинкой  и  густо  посыпанные  сахарной  пудрой.  Много  радости  доставляет  старинный  обычай,  идущий  от  римлян,  печь  крещенский  пирог.  В  пирог  запекают  два  боба,  символизирующие  новую  зарождающуюся  жизнь.  Кому  достанется  кусок  пирога  с  одним  из  бобов,  тот  считается  королевой  или  королем  и  может  повелевать  целый  день.

Хлеб  в  немецкой  культуре  часто  символизирует  плодородие  [3,  с.  78].  Часто  осенью  немцы  пекут  ржаной  хлеб  с  запеченными  сухофруктами.  Это  связано  с  древним  поветрием  о  том,  что  кто  осенью  ел  такую  выпечку,  тому  будет  сопутствовать  удача  и  не  страшны  зимние  духи.  В  выпечку  могут  добавлять  орехи,  сушеные  груши,  сливы  и  изюм,  благодаря  этому  она  хорошо  сохраняется.

По  старинному  обычаю  хлеб  и  соль  преподносят  новоселам  при  въезде  в  новый  дом  или  в  квартиру  вместе  с  ключами  от  дома.  Этим  выражается  пожелание  счастья  в  новом  доме,  а  хлеб  должен  защищать  от  голода  в  будущем  [1,  с.  20].

Печь  на  Рождество  рождественский  кекс  (нем.  Christstollen)  —  тоже  давняя  и  прекрасная  немецкая  традиция.  Дело  в  том,  что  он  символизирует  младенца  Христа.

Также  сохранили  своё  языческое  начало  фигурки  Деда  Мороза,  зверей,  соленые  палочки,  символизировавшие  плодородие,  рогалики,  ассоциировавшиеся  с  культом  луны,  а  также  круглые  булочки  с  дугообразными  насечками,  которые  напоминают  солнце  —  кайзеровские  булочки  (нем.  Kaiser  Rolls).  Хотя  церковь  и  боролась  с  языческими  обычаями,  но  искоренить  их  полностью  не  могла,  поэтому  монастыри  некоторым  языческим  символам  пытались  придать  христианское  токование.  Примером  тому  служит  крендель,  который  раньше  представлял  собой  круглый  бублик  из  муки  твердых  сортов  пшеницы  и  служил  атрибутом  культовых  событий,  но  утратил  свою  языческую  символику  и  стал  ассоциироваться  с  руками,  скрещенными  для  молитвы.

Таким  образом,  мы  видим,  что  хлеб  всегда  был  важен  для  немцев  и  остается  таковым  и  в  наши  дни.  Существует  огромное  количество  хлебобулочных  изделий  и  сортов  хлеба  в  этой  стране.  Практически  в  каждом  городе  расположено  множество  пекарен,  изготавливающих  свои  собственные  сорта  хлеба,  и  сосчитать  их  по  всей  стране  довольно  сложно.  Булочки  и  бутерброды  являются  обязательными  составляющими  немецких  завтрака  и  ужина  во  многих  семьях.  Свой  день  немцы  часто  начинают  с  похода  за  свежей  булочкой.  Как  правило,  на  обед  немцы  не  едят  хлеб,  но  это  не  мешает  им  быть  чемпионами  по  его  употреблению  [8,  с.  222].  В  год  средний  немец  съедает  83,5  кг  хлеба.  В  Германии  даже  есть  подходящее  выражение:  etwnötig  haben  wie  das  liebe  Brot  «нуждаться  в  чем-либо  как  в  хлебе  насущном»,  что  указывает  на  тот  факт,  что  хлеб  воспринимается  немцами  как  мерило  всего,  как  наивысшая  ценность.

 

Список  литературы:

  1. Логвиненко  Е.  Народные  традиции  и  пекарня  //  Objektiv.  —  2002.  —  №  3.  —  С.  16—21.
  2. Маковский  М.М.  Феномен  ТАБУ  в  традициях  и  в  языке  индоевропейцев:  Сущность-форма-развитие,  изд.  3-е,  испр.  —  М.:  ЛКИ,  2008.  —  280  с. 
  3. Маковский  М.М.  Этимологический  словарь  современного  немецкого  языка.  —  М:  Азбуковник,  2004.  —  630  с.
  4. От  бублика  до  кренделя  //  Пекарня.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.pekarnja.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=25&Itemid=181&lang=ru
  5. Пасхальное  печенье  //  Stupid  cat.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.stupidcat.ru/?p=3083
  6. Рождественское  меню,  или  идем  на  Weihnachtsmarkt!  //  Deutsch  online.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.de-online.ru/news/rozhdestvenskoe_menju_ili_idem_na_weihnachtsmarkt/2012-11-15-113.
  7. Руссиш  Брот    //  Википедия  свободная  энциклопедия.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F1%F1%E8%F8_%E1%F0%EE%F2
  8. Томчин  А.Б.  Германия  и  немцы.  То,  о  чем  умалчивают  путеводители  /  А.Б.  Томчин.  —  М.:  РИПОЛ  классик,  2012.  —  416  с.  —  (Что  там  с  головой  у  этих  иностранцев?..).
  9. Топорков  А.Л.  Хлеб  //  Славянская  мифология.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://pagan.ru/slowar/h/hleb0.php  (Дата  обращения:  05.04.2013).
  10. Штрудель  //  Википедия  свободная  энциклопедия.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%F2%F0%F3%E4%E5%EB%FC
  11. Штрудель.  Кулинарный  Водоворот  //  Супер  Стиль.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.superstyle.ru/08dec2011/shtrudel?print=1
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (2)

# Фесенко Ирина 21.05.2013 17:28
без сомнения, интересная тема, которую можно освещать не только со стороны культуры одной страны. жду новых работ, продолжай в том же духе!
# Косова Ольга Алексан 21.05.2013 19:45
Статья мне нравится, и уверена, что студентка продолжит работать над этой темой, что может вылиться в написание курсовой работы или даже дипломной. Хорошее начало уже положено.

Оставить комментарий