Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 мая 2013 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ФЕНОМЕН МИСТИЦИЗМА В УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА
Пискунова Ольга Борисовна
слушатель, украинский языково-литературный ф-т Харьковского национального педагогического университета им. Г.С. Сковороды
E-mail:
Хоменко Галина Ивановна
научный руководитель, канд. филолог. наук, доцент, доцент каф. мировой и украинской литературы украинский языково-литературный ф-т ХНПУ им. Г.С. Сковороды
Проблема познания таинственного, неизвестного, мистичного всегда вызывала интерес человечества. Каждое поколение дополняло и обобщало картину мистического опыта, результатом чего стали, в первую очередь, различные религиозные учения, такие как Библия, Коран, Каббала, И-Цзин и другие. Мистический опыт связан с существованием иного, нематериального, мира и желанием «прикоснуться» к нему, постичь, почувствовать себя его частью.
Однако в обыденном сознании толкование и особенности мистики часто довольно расплывчаты, вольны, основаны на фантастичном представлении, относящем к ней все таинственное, непонятное, скрытое от непосвященных. Такое понимание мистичности пришло со времен распространения древних мистерий, которые сосредотачивали оккультные знания и практики, объединяли в синкретичной форме разнообразие сакральных действий — магических, религиозных, духовно-энергетических. В этом ряду теряется своеобразие мистики, так как ей отводится всего лишь дополнительная роль в процессе реализации духовно-экзестенциальной трансформации. В таких исторических условиях понимание мистики, ее содержание и значение становились слишком широкими и неопределенными [1, с. 102—103].
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона предлагает несколько определений мистики. В переносном смысле мистика представляет собой совокупность явлений и действий, которые особым образом связывают человека с потаенными сущностями и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности. Такая мистика называется реальной или опытной и включает в себя: пророчество (гадание, оракулов, астрологию) и оперативную деятельность, которая стремится кроме обычных средств и условий производить разные явления, такие как: действие на расстоянии, материализация духовных сущностей и дематериализация телесных [5].
В другом значении под мистикой понимается особый род религиозно-философской познавательной деятельности сверх обычных способов познания истины (исследования, чистое мышление, авторитет). В таком аспекте мистика всегда была приемлемой большинством религиозных и метафизических умов, как возможность непосредственного общения между субъектом познания и абсолютным его объектом — сущностью всего или божеством [5].
Особым образом на философское познание мистического опыта повлияли идеи христианства, которые в определенном смысле связаны с античной философией. Согласно этим воззрениям, Бог, как идеальная трансцендентная сущность, способна проявляться в особом мистическом состоянии сознания [3]. На современном же этапе развития общества наблюдается растущий интерес к религии, как неотъемлемой части духовной жизни человека. Формируется антропософское видение картины мира, новое понимание религиозного феномена, как мистического и индивидуально-пережитого. Вполне логично, что при таких условиях все большее развитие приобретает исследование мистических учений как духовного явления.
Феномен мистики в своих работах исследовали У. Джемс, К. Дюпрель, Ж. Даниэлю и др. [3, 4, 2]. Например, последний провел сравнительную характеристику буддийской и христианской мистики в самом общем виде [2, с. 5], а У. Джеймс, долгие годы исследуя явление сомнамбулизма, раскрыл тайну ясновидения, доказав амбивалентность человеческого существа [3].
Определенный оттенок парадоксальности несет в себе тот факт, что явление мистического опыта получило довольно широкое описание и теоретическое обоснование в конце ХIХ — начале ХХ века — в период развития материализма. Происходит определенное декодирование тайн антропософии, попытки постичь метафизику бытия. Значительное влияние на развитие учений о мистическом опыте оказали работы Э. Нойманна, З. Фрейда, К.-Г. Юнга, С. Грофа, которые использовали в своих исследованиях психологический и трансперсональный подход. Так, К.-Г. Юнг определил причины возникновения мистицизма. Изучая личное и коллективное бессознательное. Он считал, что антропологическая природа мистического опыта заключается в способности человека к осмыслению сверхличного и всеобщего в человеческой душе и его преобразовании в высшее сознание [6].
В 1884 г. К. Дюпрель завершил работу «Философия мистики», смысл которой заключался в том, что наше тело и телесно опосредованное сознание образуют лишь половину нашего существа, другая же, скрытая половина имеет другие способности познания и реагирования. К. Дюпрель считал: «если человек является существом, раздваивается порогом сознания, то мистика возможна, а если к тому же порог его сознания также является подвижным, то мистика даже необходима» [4, с. 76].
Вполне естественно, что мистицизм, как явление способное раскрыть сущность человеческого бытия, начинает интересовать не только ученых. Попытки познания амбивалентной природы человека проникают во все области культуры и в частности в литературу. Целую плеяду молодых прозаиков объединяют характерные для этого времени принципы изображения человека и мира. Писатели создают модель сложной внутренней драмы личности с расколотым сознанием, пытаются воссоздать динамику внутренних изменений «я». На первый план выходит концепция нового человека, который объединяет чувство одиночества и ненужности с виталистической влюбленностью в бытие вообще и будущее в частности.
Воплощением мистического опыта становится мистический текст, где полем проблематизации становится отношение сознания индивида, обладающего определенным трансцендентным опытом, и языка, который нужно приспосабливать к выражению этого опыта.
В исторической ретроспекции указанная сущностная специфика мистицизма сочетается с определенной функцией, которую выполнила мистическая литература. В результате анализа феномена мистического текста оказалось, что он характеризуется сочетанием литературных и концептуальных средств. Наряду с метафорами, аллегориями, тропами здесь имеются концептуальные построения, тезисы, которые всегда создают определенную динамику текста, его подвижность. Мистический текст является одновременно парадоксальным и истинным, поскольку когнитивной предпосылкой его развертывания является необходимая апелляция к «трансцендентальному объекту», который является вне игры определения и одновременно определяет его движение. Именно в пределах мистицизма такое положение представления о Боге находит собственную концептуализацию [10, с. 7—8].
Автор-мистик выступает одновременно как шифратор закодированного текста и дешифратор открытой им тайны мира [9, с. 132]. Доказательством этого являются исследования литературоведов, посвященные вопросам интерпретации мистицизма в украинской литературе первой трети ХХ века. В частности, литературные наработки писателей эпохи «Расстреляного Возрождения» исследовали Ю. Безхутрый «Мыкола Хвылёвый: проблемы интерпретации», М. Тарнавский «Между разумом и иррациональностью: Проза Валерьяна Пидмогильного», В. Агеева «Поэтика парадокса. Интеллектуальная проза В. Петрова-Домонтовича», А. Романенко «Человек и мир в украинской литературе эпохи Расстрелянного Возрождения», Г. Хоменко «Юрий Яновский: танатологическая версия раннего творчества» и другие.
Ярким представителем плеяды творцов первой трети ХХ века в Украине был Мыкола Хвылёвый, творчество которого наполнено мистическими исканиями, религиозными и антропософскими интенциями. Творческий багаж писателя, который увлекался учениями Штайнера и Гегеля, пропитан мистическими проявлениями, существующими на всех уровнях текста.
Творчество М. Хвилёвого — интеллектуальное творчество, его невозможно читать поверхностно, буквально, поскольку «письменник — не американська машинка, а твори його — не полтавські галушки!»[1] [12, с. 71].
М. Хвилёвый избегает тематической растрепанности благодаря хорошо продуманной проблеме концентрации, а также использованию мистического пространства в произведениях. Эти аспекты определили социально-политическое и гуманистическое содержание его прозы и дали возможность обратиться к таким процессам жизни, к которым не обращались предшественники.
Бесспорным фактом является то, что М. Хвылёвый сыграл позитивную роль в становлении украинской литературы первой трети ХХ века, в частности в жанре «социально-психологической повести». Для него слово является лишь оболочкой, телом мысли, таящей в себе тайны, мысли могущественной и созидающей. Каждое слово в творчестве писателя является точкой, от которой расходится огромное множество образов и символов, подобно выстрелу из мушкетона [11, с. 110].
М. Хвылёвый отходит от свойственного литературе ХІХ века повествования от третьего лица. Рассказчик становится неотъемлемым персонажем произведения, выполняя роль протагониста или свидетеля событий. Доминантная роль повествователя-персонажа, его схожесть с самим автором, позволяют читателю отождествлять наратора с писателем.
Конструктивным элементом письма становится принцип перволичного наратора, где «я» писателя выступает в роли «внутренней темы» текста, становится его идейно-тематическим элементом. Это обуславливает процесс раскрытия писателем собственного внутреннего мира. Первое лицо наратора указывает на «идейное содержание» повествования, что становится возможным только в том случае, когда писатель сознательно устанавливает и сохраняет дистанцию между автором и наратором [8].
Сам же текст пребывает в состоянии постоянного взаимодействия читателя и писателя, который создает парадоксальный мир-хаос, мир-лабиринт, получая возможность взглянуть на события глазами разных персоналий, ощутить «радость бунта против логики» (М. Хвылёвый), отрицая власть над текстом, растворяясь в собственном тексте. Читатель же понимает свою причастность к тесту, благодаря текстовым пустотам[2], которые являются идеальной территорией живой мысли [7, с. 115].
В произведениях М. Хвылёвого слова подвержены алхимическим метаморфозам. Благодаря этому, его творчество приобретает не только интертекстуальный характер, а и глубокий философский смысл. Придание словам физической оболочки превращается в священный ритуал кодировки мыслей, символов, образов. Для современного читателя новеллы М. Хвылёвого — богатейший материал для изучения не только истории, но и психологи. Они, будучи вместилищем мистических противоречий, помогают понять сложный период в истории Украины и в частности украинской литературы первой трети ХХ века.
Писатель стал первооткрывателем новой эпохи в украинской литературе, проявив мистичную парадоксальность, которая заключалась в умении не только ощутить «запах слова» (М. Хвылёвый), но и наполнить слово этим запахом.
М. Хвылёвый, насыщая текст точками-кодами, закладывал в них многозначность, поэтому его оппоненты и сторонники по-разному трактовали эти символы. Писателю удалось соединить несоединяемое: религиозность и атеизм, возвышение человека до уровня Бога и его унижение до уровня недостойного существа. Он использовал различные взгляды на мистицизм, пытаясь понять место человека во Вселенной, познать тайны бытия.
Список литературы:
- Балагушкин Е.Г. Сущность и разнообразие мистики // Научно-теоретический журнал «Религиоведение» — № 2. 2010 — с. 102—114.
- Даниэлю Ж. Бог и символ // Символ. № 40. — Париж, 1998. — С. 7—155. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/293/ДАНИЭЛЮ (дата обращения 17.03.2013).
- Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Под общей ред. П.С. Гуревича и С.Я. Левит. Пер. с англ. — М.: Наука, 1993. 432 с.
- Дюпрель К. Философия мистики. Пер. с англ. М.С. Аксенов. — М.: Эксмо, 2006. — 589 с.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — Киев: Студия «Ковчег», 2009. — 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM): цветн.: 12 см. — Системн. требования: Pentium 500 Мгц или выше; 64 Мбайт RAM; видеоадаптер SVGA; DVD-ROM.
- Юнг К.Г. Дух в человеке, искусстве и литературе. Науч. ред. перевода В.А. Поликарпова. — Мн.: ООО «Харвест», 2003. — 384 с.
- Куценко М. «Редактор Карк» Миколи Хвильового як ландшафт автора-Діоніса // Цивілізаційний поступ сучасної освіти і науки: Матеріали ІІ науково-практичної конференції магістрантів ХНПУ ім. Г.С. Сковороди (25—26 листопада 2010 р., м. Харків) / За заг. ред. акад. І.Ф. Прокопенка. — Харків: ХНПУ, 2010. — С. 115.
- Осадча Ю. Есеїстичне та романне письмо як способи «мислити» літературу. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/dspace/bitstream/handle/123456789 /38474/05-Osadcha.pdf?sequence=1 (дата обращения 24.03.2013).
- Поліщук Я.О. Література як геокультурний проект. — К.: Академвидав, 2008. — 304 с.
- Стеманов В.В. Антропологічні виміри німецького містицизму: Мехтільда Магдебурзька та Майстер Екхарт: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. філос. наук: — Дніпропетр. нац. ун-т ім. О. Гончара., 2009. — 19 с.
- Хвильовий М. Твори в п’ятьох томах: за заг. ред. Г. Костюка. — Нью-Йорк Балтімор Торонто: Об’єднання Українських письменників «Слово» і Українське Видавництво “Смолоскип” ім. В. Симоненка, 1978. — Т. 1. — 438 с.
- Хвильовий М. Твори в п’ятьох томах: за заг. ред. Г. Костюка. — Нью-Йорк Балтімор Торонто: Об’єднання Українських письменників “Слово” і Українське Видавництво “Смолоскип” ім. В. Симоненка, 1986. — Т. 5. — 834 с.
[1] писатель — не американская машинка, а его произведения — не полтавские галушки
[2] Ярким примером текстовых пустот является новелла М. Хвылёвого “Редактор Карк”
отправлен участнику
Оставить комментарий