Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 сентября 2013 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гавшина Е.В. ФЕНОМЕН РЕКИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЕЛА КУЛИГА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12. URL: https://sibac.info/archive/humanities/12.pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФЕНОМЕН  РЕКИ  В  СОЦИОКУЛЬТУРНОМ  ПРОСТРАНСТВЕ  СЕЛА  КУЛИГА

Гавшина  Екатерина  Васильевна

студент  5  курса,  кафедра  истории  и  методики  преподавания  истории  ФГБОУ  ВПО  «ГГПИ  им.  В.Г.  Короленко»,  г.  Глазов

E-mail: 

Волкова  Люция  Аполлосовна

научный  руководитель  канд.  ист.  наук,  профессор  ФГБОУ  ВПО  «ГГПИ  им.  В.Г.  Короленко»,  г.  Глазов

 

Есть  в  природе  объекты,  обладающие  особой  значимостью,  даже  своего  рода  знаковостью.  Таким  местом  является  река  Кама  для  жителей  села  Кулига  Кезского  района  Удмуртской  Республики.

О  Каме  написано  немало.  Ей  много  внимания  уделяли  поэты  и  писатели,  среди  которых  очень  интересно  описание  Камы  А.П.  Чеховым.  Антон  Павлович  в  апреле  1890  года,  проплывая  по  Каме,  в  письме  к  сестре  Марии  так  изложил  свои  впечатления:  «Кама  —  прескучнейшая  река.  Берега  голые,  деревья  голые,  земля  бурая,  тянутся  полосы  снега,  а  ветер  такой,  что  и  сам  черт  не  сумеет  дунуть  так  резко  и  противно.  Когда  дует  холодный  ветер  и  рябит  воду,  имеющую  теперь  после  половодья  цвет  кофейных  помоев,  то  становится  и  холодно,  и  скучно,  и  жутко,  звуки  береговых  гармоник  кажутся  унылыми,  фигуры  в  рваных  тулупах,  стоящие  неподвижно,  на  встречных  баржах,  представляются  застывшими  от  горя,  которому  нет  конца»  [13,  с.  27]. 

Много  стихов  посвятил  Каме  наш  земляк,  поэт  Владимир  Кузьмич  Семакин  [10,  с.  151],  подобные  восторженные  строки  о  Каме  мы  встречаем  и  у  другого  удмуртского  поэта  И.  Т.Дядюкова:  «Кама,  Кама,  родная  река,  Ты,  как  песня,  светла,  глубока…»  [2].

В  русских  летописях  Кама  упоминается  впервые  в  1220  году,  а  исток  намного  позднее  —  в  Энциклопедическом  словаре  Брокгауза  и  Эфрона.  В  частности,  написано,  что  «берет  она  начало  в  северной  части  Вятской  губернии  в  Глазовском  уезде  на  плоской  возвышенности,  лежащей  близ  деревни  Карушатской  на  высоте  910  фунтов  над  уровнем  моря»  [14,  с.  123].

Как  известно,  в  старину  люди  селились  ближе  к  рекам,  родникам,  так  и  жители  деревни  Карпушата  (сегодня  этой  деревни  уже  нет,  она  вошла  в  территорию  села  Кулига)  поселились  близ  реки.  Вокруг  истока  построили  дома,  рядом  стояли  хозяйственные  постройки,  располагались  огороды,  бани,  репные  (картофельные)  ямы  и  даже  кузница.  В  самом  истоке  полоскали  белье,  брали  воду  для  питья  и  хозяйственных  нужд  [6].

Исток  реки  многое  пережил  на  своем  веку.  К  примеру,  в  начале  1950-х  годов  здесь  построили  свиноферму,  ферму  для  разведения  черно-бурых  лисиц,  а  позднее  еще  и  крольчатник.  В  1960-е  годы  к  северу  от  истока  построили  ферму  для  крупного  рогатого  скота  [3].  Следствием  этого  стало  загрязнение  территории  вокруг  истока  и  самого  истока.  Старожилы  отмечали,  что  уже  через  километр  вода  была  не  пригодной  не  только  для  употребления  в  пищу  или  на  бытовые  нужды,  но  даже  скот  не  пил  ее.  Не  стало  в  реке  и  рыбы. 

В  конце  1960-х  годов  с  ликвидацией  фермы  черно-бурых  лисиц,  крольчатника  и  свинофермы  силами  Кулигинских  школьников  начали  благоустраивать  исток  Камы.  Убрали  остатки  бревен,  очистили  территорию,  посадили  деревья  (сегодня  здесь  выросла  целая  березовая  роща,  растут  сосны,  осины).  Сам  исток  обнесли  небольшим  забором,  срубили  сруб  и  установили  крышку  над  родником  [4].  С  1967  года  по  проекту  благоустройства  истока  Камы  с  ее  территории  начали  постепенно  переносить  жилые  дома,  построили  пруд,  построили  навес,  обнесли  близлежащую  территорию  изгородью.  В  1971  году  рабочие  г.  Перми  по  своей  инициативе  установили  бетонную  стелу  «Здесь  берет  начало  уральская  река  Кама»,  а  в  2004  году  ижевчане  установили  железный  памятник-знак  —  «Исток  Камы»  [11].  Все  это  —  свидетельства  огромного  культурно-туристического  интереса  к  реке  в  целом  и  к  ее  истоку  в  частности.  Между  тем  сложилась  парадоксальная  ситуация:  при  наличии  многих  людей  и  общественных  организаций,  заинтересованных  в  культурно-историческом  использовании  и  экологической  защите  Камы,  у  её  истока  не  было  хозяина.  Лишь  в  1998  году  исток  Камы  объявлен  социокультурной  категорией  и  охраняемой  природной  территорией  республиканского  и  районного  значения  Удмуртской  Республики  [от  31.08.1998,  9,  с.  4].  В  паспорте  записано:  «Исторически  за  исток  Камы  считается  относительно  мощный  родник,  вскрывающийся  в  приустьевой  части  восточного  лога  на  окраине  д.  Карпушата  у  северной  окраины  села  Кулига»  [8,  с.  2].  Охранное  обязательство  на  природный  объект  взяла  на  себя  Кулигинская  сельская  администрация.  Это  послужило  значительным  толчком  для  культурного  развития  села. 

Стоит  отметить,  что  село  Кулига  было  основано  старообрядцами-беспоповцами,  которые  в  XVII  веке  пришли  сюда  с  реки  Керженец  (Нижегородская  область),  поэтому  их  называют  кержаками  [12].  Они  до  наших  дней  сохраняют  свои  традиции  и  культуру.  Именно  поэтому  регулярно  с  2006  года  в  Кулиге  проходит  межрегиональный  фестиваль  старообрядческой  культуры  «Истоки  Камы».  А  23  июня  2011  года  при  сельском  доме  культуры  состоялось  официальное  открытие  Центра  русской  культуры  «Истоки».  На  его  базе  создан  фольклорный  ансамбль  «Камушки»,  развивающий  и  пропагандирующий  традиционную  старообрядческую  песенно-обрядовую  культуру.  Именно  с  участием  этого  ансамбля  каждый  год  2  августа  на  истоке  Камы  проходит  освящение  воды  и  крещение  по  старообрядческим  канонам.  Этот  день  является  престольным  праздником  Ильинского  молитвенного  дома  села  Кулига  [7].  Немаловажную  роль  в  формировании  этнокультурного  пространства  играет  музей  старообрядческой  культуры  «Истоки»,  который  был  создан  в  селе  в  50-е  годы  XX  века.  В  музее  собраны  уникальные  предметы  старообрядческой  культуры,  в  том  числе  древние  книги,  иконы,  бытовые  вещи.  Музей  ведет  большую  методическую  работу,  сотрудничает  со  школой,  организует  множество  выставок,  собирает  множество  гостей  и  туристов  со  всей  России,  дальнего  и  ближнего  зарубежья.  Именно  исток  Камы  как  магнитом  притягивает  людей  в  небольшое  село,  и  таким  образом  популяризирует  его  историю  и  культуру. 

12  июля  2013  года  на  десятом  заседании  Бассейнового  совета  Камского  бассейнового  округа,  организованном  Камским  бассейновым  водным  управлением  Федерального  агентства  водных  ресурсов,  было  решено  выделить  средства  на  реконструкцию  территории  истока  [5].  Институтом  гражданского  проектирования  Удмуртской  Республики  были  разработаны  эскизы  проекта  благоустройства  реки  Камы.  Данный  проект  будет  реализовываться  вплоть  до  2015  года  в  рамках  Республиканской  целевой  программы  «Развитие  водохозяйственного  комплекса  УР  на  2013—2017  годы»  [1].  Решение  проблемы  экологической  защиты  и  благоустройства  Камы  свидетельствует  о  понимании  значимости  истока  реки  Камы  в  жизнедеятельности  села  Кулига,  да  и  Кезского  района  в  целом.  Исток  является  центром,  вокруг  которого  строится  вся  культурная  и  духовная  жизнь  села.  Кама  не  только  священно-памятное  и  сакральное  место  для  сельчан-старообрядцев,  но  и  источник  дохода  от  туристической  и  культурно-досуговой  деятельности.  В  селе  не  так  много  предприятий  и  организаций,  поэтому  часть  трудоспособного  населения  вынуждена  жить  и  работать  за  его  пределами.  Однако  не  прерывается  духовная  связь  с  истоком  Реки,  символизирующим  уникальность  самобытной  русской  старообрядческой  культуры.

 

Список  литературы:

1.В  Удмуртии  благоустроят  исток  реки  Кама.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://aifudm.net/news/news101940.html  (дата  обращения:  10.09.2013).

2.Дядюков  И.Т.  Тыршись  пиналъёс:  Стихи.  Ижевск,  1946.  —  15  с.

3.История  истока  реки  Камы  //  «Звезда»,  №  59.  30.07.  2013.

4.К  истокам  Камы  //  Газета  «  Ленинградский  путь».  13.08.  1969. 

5.Камское  бассейновое  водное  управление  Федерального  агентства  водных  ресурсов.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://kambvu.ru/  (дата  обращения:  09.09.2013).

6.Кез  —  страна  чудес.  Чудо  первое:  исток  Камы  //  «Звезда»,  №  55  (8875).  06.07.  2004.

7.Крещение  у  истоков  Камы.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.missia-udm.ru/okrug/135-2010-06-26-18-02-59  (дата  обращения:  09.09.2013).

8.Паспорт  истока  Камы  на  охраняемую  природную  территорию  республиканского  и  районного  значения  УР  от  31.  08.  1998  года.

9.Постановление  Совета  Министров  УАССР  №  379  от  21.11.  1974  года.

10.Семакин  В.  «Под  голубым  среди  зеленого»:  Лирика.  М.,  1979.  стихотворение  «У  истоков  Камы».

11.Там,  где  начинается  Кама  //  Газета  «  Удмуртская  правда».  01.07.  2005.

12.Устное  сообщение  Е.А.  Гавшиной  —  краеведа.  Запись  2013  г.

13.Чехов  А.П.  Сочинения.  Т.  22.  Письма  1890—1892.  М.,  1976.  —  285  с.

14.Энциклопедический  словарь  Брокгауза  и  Эфрона  Т.  14.  —  123  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (2)

# Андрей Корепанов 28.09.2013 00:00
Хорошо!
# Екатерина Данилова 30.09.2013 00:00
Интересно. Не знала. Хорошая статья.

Оставить комментарий