Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 сентября 2013 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Овсянникова В.С. ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12. URL: https://sibac.info/archive/humanities/12.pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРИЕМЫ  РАЗВИТИЯ  СПОСОБНОСТИ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА  К  ТАНЦЕВАЛЬНОЙ  ИМПРОВИЗАЦИИ

Овсянникова  Валентина  Сергеевна,

студент  2  курса,  художественное  отделение,  ИРКПО,  г.  Иркутск

E-mailLubertseva@mail.ru

Люберцева  Людмила  Семеновна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  преподаватель  ИРКПО,  г.  Иркутск

 

«Импровизации  невозможно  научить,

но  ей  можно  научиться»

Стив  Пэкстон

 

Танец  —  важная  составляющая  часть  в  жизни  человека,  и  когда  мы  танцуем,  мы  испытываем  разные  эмоции,  прежде  всего  —  радость,  и  с  удовольствием  делимся  этой  радостью  с  другими.  В  современном  танце  радость  связана  с  импровизацией.  Импровизация  —  один  из  самых  таинственных,  неизведанных  процессов,  может,  поэтому  далеко  не  всякий  музыкант,  владеющий  инструментом,  с  легкостью  импровизирует,  не  всякий  танцовщик,  умеющий  точно  воспроизвести  отрепетированные  движения  может  импровизировать  в  танце. 

Возможно  ли  научиться  импровизации?  Любому  ли  танцору  доступна  импровизация?  Можно  ли  научить  импровизировать  детей?  И  существует  ли  способность  к  импровизации?  Это  вопросы,  определившие  цель  нашего  исследования:  определить  приемы  развития  способности  к  танцевальной  импровизации  у  детей  дошкольного  возраста.  Поставленная  цель  потребовала  решения  следующих  задач: 

1.  Определить  понятие  танцевальной  импровизации;

2.  Дать  характеристику  основным  видам  танцевальной  импровизации;

3.  Изучить  возрастные  особенности  детей  дошкольного  возраста;

4.  Подобрать  игровые  приемы  для  развития  способности  танцевальной  импровизации.

Существует  несколько  определений  импровизации.  Остановимся  на  следующем:  Импровиза́ция  (от  лат.  improvisus  —  неожиданный),  создание  произведения  одновременно  с  его  исполнением  (импровизация  стихов,  песен,  танца,  сцен  в  театре,  музыкальная  импровизация  и  пр.)  [2,  с.  36].  Истоками  импровизации  является  народное  творчество.  Танцевальная  импровизация  (англ.  Dance  improvisation)  родилась  из  народных  обрядов,  игр  и  празднеств.  Имея  в  основе  народные  истоки,  импровизация  предполагает  свободу  выражения  внутреннего  состояния,  раскрепощение.  С  другой  стороны  с  появлением  искусства  танца  —  хореографии,  возникают  «правильные  движения»,  каноны,  присущие  любому  виду  искусства.  Хореография  —  это  передача  опыта,  в  пластике  движения.  «Хореография  подразумевает  «владение»  телом,  тело  в  этом  случае  является  объектом,  на  который  направлено  действие.  Импровизация  предполагает  со-творчество  с  телом,  признание  одинаковой  значимости  заранее  оформленных  замыслов  и  опыта,  и  сиюминутных  импульсов.  Для  импровизации  нужно  чувствующее  и  «думающее»  тело,  то,  что  присутствовало  в  древних  культурах,  основанных  на  идее  «единства  с  природой».  Хореография  предполагает  изначальную  серьезность  —  мир,  созданный  по  некоторому  идеальному  образцу;  в  импровизации  мир  еще  не  создан,  он  может  стать  любым.  Импровизация  предполагает  отсутствие  изначального  смысла,  и  танец  становится  способом  создать  или  обнаружить  его  отсутствие»,  —  пишет  известный  хореограф  А.  Гришон.  Анализируя  импровизацию  как  мощное  терапевтическое  средство  А.  Гришон  утверждает:  Импровизация  —  возможность  быть  любым  [1].

Как  явление  современного  искусства  танцевальная  импровизация  оформилась  только  в  эпоху  постмодерна.  Танцевальная  импровизация  —  возможность  игры  с  пространством,  перегруженным  культурными  смыслами  и  стилевыми  конструкциями.  В  современном  танцевальном  искусстве  выделяют:  «Традиционную  импровизацию»  —  импровизация  внутри  определенной  стилистики.  «Модернистскую  импровизацию»  —  романтическая  школа  модерн-импровизации.  «Постмодернистскую  импровизацию»  —  искусство  танцперфоманса. 

В  постмодернисткой  импровизации  выделяют:

1.  Импровизационный  танцтеатр  —  использует  сильные  визуальные  и  эмоциональные  образы,  простой  (но  при  этом  изощренный)  язык  движений,  абстрактную,  либо  пародоксальную  музыку,  нелинейную  композицию.

2.  Контактную  импровизацию  —  опирается  на  физиологию,  физические  законы  (вес,  момент  движения). 

3.  Импровизацию  Форсайта  —  предельная  избыточность  вариантов  развития  любого  элемента  в  сочетании  с  ясностью  логики,  изощренная  композиция,  сложный,  «ушедший  из  классики»  язык  движения,  современная  авангардная  музыка. 

4.  Импровизацию  освобождения  (deliverence)  —  импровизация,  свободная  от  законов  и  ограничений,  применение  любой  танцевальной  техники  или  пластики  (модерн,  джазу,  буто,  йоги,  акробатика  и  тому  подобное).

Современное  развитие  танцевальной  культуры,  когда  импровизация  все  больше  становится  частью  обучения  танцоров  и  находит  свое  место  среди  других  видов  сценических  искусств,  доказывает  это. 

Одна  из  основ  импровизации  —  идея  личной  ответственности  за  все,  что  происходит  на  сцене,  возможность  встать  на  позицию  творца.  Что  значит  творить  в  танце?  Это  какие-то  не  прописанные  заранее  в  схеме  танца  движения,  и  вместе  с  тем  они  выучены  и  отработаны  заранее.  Быть  в  позиции  творца  значит:

1.  вписываться  в  ритм;

2.  соответствовать  стилю  танца;

3.  разнообразить  и  украшать  танец;

4.  соответствовать  форме;

5.  быть  искренним  и  выразительным  в  танце.

Для  того  чтобы  выполнять  эти  условия  нужно  научиться  понимать  себя  в  движении.  Это  не  так  сложно,  давайте  посмотрим  на  маленьких  детей  —  для  них  удовольствие  от  движения,  любовь  к  движению  безусловна.  Это  то,  с  чего  мы  все  начинали,  это  основа  нашего  доверия  к  телу.  Достаточно  вернуть  эту  радость  во  взрослом  состоянии.  А  значит,  в  детском  возрасте  это  необходимо  закрепить!

Занятия  с  детьми  дошкольного  возраста,  изучение  физиологических  и  психологических  особенностей  данной  возрастной  категории,  навели  на  мысль  о  том,  что  развитие  творческих  способностей,  являющихся  основой  в  импровизации,  а  также  сохранением  ощущения  удовольствия  от  движения  следует  заниматься  именно  в  этом  возрасте.  Хотелось  бы  поделиться  имеющимся  опытом  в  решении  этого  вопроса.

Дети  дошкольного  возраста  открыты,  свободны,  искренны.  Они  как  пластичный  материал,  из  которого  при  грамотном  подходе  возможно  «вылепить»  импровизатора,  способного  передать  в  движении,  пластике  свои  мысли  и  чувства.

В  занятиях  с  дошкольниками  можно  выделить  несколько  направлений  развития  способности  к  импровизации:

1.  Ощущение  «тела»;

2.  Общение  с  партнером  —  партнеринг;

3.  Осмысление  движения  в  творчестве:  рисунок,  поделка…;

4.  Набор  движений  для  создания  базовой  основы  к  импровизации.

Весь  урок  строится  в  игре.  Игры  подбираются  с  учетом  решения  поставленных  задач:  раскрепощение,  ощущение  свободы  своего  тела,  ощущение  партнера  и  пространства.  Рассмотрим  некоторые  апробированные  в  работе  с  дошкольниками  игры.

Игра  «Части  тела».  Изучаем  части  тела  знакомые  и  незнакомые  детям.  После  знакомства,  дается  задание  подвигать  (потанцевать)  определенной  частью  тела.  Движения  построены  на  импровизации.  На  следующей  стадии  игры  задания  усложняются:  добавляется  скорость,  динамика  движения.

Юные  танцоры  должны  привыкнуть  к  процессу  импровизации,  они  должны  быть  способны  видеть  и  реагировать  на  то,  что  они  видят.  Эти  навыки  представлены  упражнением  «Зеркало».  Дети  смотрят  в  зеркало,  «строят  гримасы»  развивая  мимические  мышцы,  затем  задание  усложняется,  эти  мимические  ощущения  ребенок  должен  передать,  не  глядя  в  зеркало.  Тем  самым  развиваются  внутренние  ощущения.  Вариант  усложнения  игры:  дети  становятся  парами:  один  изображает  зеркало,  второй  —  отражение.  Задача,  добиться  неузнаваемости  зеркала  и  отражения.

В  коллективе  важно  создать  комфортную  атмосферу,  научить  детей  общаться  друг  с  другом,  доверять  друг  другу.  Для  сплочения  предлагается  игра  «Партнеринг».  Дети  становятся  в  пары  (предварительно  педагог  наблюдает  —  кто  как  с  кем  контактирует),  один  в  паре  закрывает  глаза,  полностью  доверяясь  своему  партнеру,  который  ладошкой  подает  импульсы  в  спину  партнера,  направляя  его  движение.  Задача  второго  провести  партнера  без  столкновений,  первого  —  полностью  довериться  партнеру. 

Еще  один  удачный  прием  «Представь,  кто  ты».  Дети  закрывают  глаза.  Учитель  дает  задание  представить  себя  птицей.  Рассказ  о  том  какая  это  птица,  помогает  ребенку  представить  её  в  своем  воображении,  Затем  представления  необходимо  показать  в  движении.  У  детей  получаются  совершенно  разные  образы,  поэтому  движения  разнообразны.  Наблюдательность  за  явлениями  природы,  побуждает  фантазию  и  сподвигает  к  импровизации.  В  связи  с  этим  на  своих  уроках  часто  даю  задание:  понаблюдать  за  явлением,  животным,  предметом,  а  затем  на  уроке  рассказать  об  этом.  Результат  бывает  очень  неожиданным,  в  разнообразных  формах:  рассказы,  звукоподражание,  рисунок,  показ  движения.

Игра  «Слово-Действие».  Педагог  называет  качество  движения.  Например:  дерево  качается  (покачивание),  сладкая  тянучка  (растяжка),  скручиваем  рулет  (скручивание),  опаздываем  (ходьба,  бег).  Усложнение  упражнения  заключается  в  самостоятельном  сочинении  историй  на  основе  полученного  опыта.  Освоение  приема  расширяет  кругозор  ребенка.  Педагог  же  наблюдая  за  детьми,  получает  информацию  о  кругозоре  ребенка,  общении  в  кругу  семьи,  внутреннем  состоянии,  характере,  темпераменте.

Игра  «Молчанка»  требует  наличия  небольшого  опыта  движений.  Цель  -  внимательно  следить  за  сменой  движений  педагога,  который  молчит  и  делает  их  в  продвижении  по  залу,  и  повторять  движения.  Результат  бывает  очень  неожиданным:  дети,  увлекаясь,  активно  входят  в  процесс  и  начинают  самостоятельно  сочинять  движения,  как  бы  не  замечая  всех  вокруг,  —  это  сверх  результат  в  развитии  способности  к  импровизации  дошкольников.

Приведенный  пример  игр-упражнений  использовался  в  работе  с  детьми  3—7  лет.  В  процессе  реализации  серии  упражнений  было  уделено  внимание  всем  указанным  выше  направлениям  развития.  Результат  проявления  самостоятельного  выполнения  заданий,  в  том  числе  и  элементов  танцевальной  импровизации,  был  разным.  Не  у  всех  детей  получалось  выполнение  заданий,  т.  к.  речь  идет  о  творчестве,  которое  требует  наличия  хореографической  одаренности,  таланта.  У  детей,  не  получивших  ожидаемый  результат,  есть  свои  причины:  личностные,  психологические  и  др.  И  все  же  для  них  использованные  приемы  были  также  полезны  в  плане  арт-терапии. 

Таким  образом,  наблюдение  за  действиями  дошкольников,  использование  различных  приемов  побуждения  фантазии,  творчества  и  ощущения  свободы  тела  способствуют  развитию  способности  к  импровизации. 

 

Список  литературы:

1.Гришон  А.Е.  Импровизация  и  хореография  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.girshon.ru/index.php/moi-stati/articles/improvizacija-i-xoreografija.html  (дата  обращения  12.08.2013).

2.Литература  и  язык:  современная  иллюстрированная  энциклопедия  [Текст]  /Под  ред.  А.П.  Горкина.  М.:  Росмэн,  2006.  —  584  с.

3.Самоукина  Н.В.  Игры  в  школе  и  дома:  психотехнические  упражнения  и  коррекционные  программы  [Текст]  /Н.В.  Самоукина.  М.,  1993.  —  144  с.

4.Чурилова  Э.Г.  Методика  и  организация  театрализованной  деятельности  дошкольников  и  младших  школьников  [Текст]:  Программа  и  репертуар  /Э.Г.  Чурилова.  М.,  2001.  —  160  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (3)

# ольга 03.10.2013 00:00
статья интересная , содержательная. Материал изложен грамотно, чувствуется заинтересованность автора.В тексте много интересных игр- упражнений, которые могут быть использованы в работе педагогов - хореографов. интересующихся вопросами импровизации в хореографии.Хочется пожелать молодому автору дальнейших успехов в исследовательской и практической работе.Это здорово!
# ирина 04.10.2013 00:00
работа выполнена качественно: содержит теоретическое обоснование проблемы и обобщает практический опыт педагогической работы.
# марк 04.10.2013 00:00
хорошо!!!

Оставить комментарий