Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XL Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 марта 2016 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лебихова А.С. ПСИХИАТРИЧЕСКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(40). URL: https://sibac.info/archive/guman/3(40).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПСИХИАТРИЧЕСКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Лебихова Анна Сергеевна

студент 5 курса факультета иностранных ТГПУ им. Л.Н.Толстого, г. Тула

В соответствии с современным гуманистическим подходом человек и его личность становятся центральным звеном мироздания, занимают главенствующую позицию и представляются объектом исследования большинства гуманитарных наук. В настоящее время наиболее ярко прослеживается тенденция к интеграции гуманитарных наук, благодаря которой происходит усиление их взаимной значимости, так как смежные дисциплины черпают друг у друга различные методы, подходы и понятия. Более того, возросла роль эмпирических и прикладных подходов, базирующихся на изучении не только деятельности человека, формирования его мотивационной сферы или способов формирования личности, но и ее психологии.

В связи с этим в психологии появилось сравнительно новое направление, позволяющее изучить и исследовать мышление человека через его речевые высказывания. Сегодня оно является малоизученным и поэтому привлекает внимание как психологов, так и лингвистов. Тем не менее данный подход, зародившийся в начале 20 века, набирает популярность в наши дни благодаря непрерывно развивающимся компьютерным технологиям и тесному взаимодействию различных наук.

Вопрос о классификации типов личностей становится актуальным как никогда, приобретая не только теоретическую, но и практическую значимость. Говоря о человеческом общении, следует отметить, что тип личности человека во многом будет определять и тип общения: опосредованный, неопосредованный или личностно / социально – ориентированный. Другими словами, в той или иной ситуации общения определенный тип личности будет действовать и вести себя характерным ему образом.

В повседневной жизни участники процесса коммуникации пытаются выделить черты личности собеседника и предопределить его поступки при помощи разнообразных тестов, гороскопов и диагностик. С той же самой целью психологами разрабатываются научные признаки и критерии, имеющие самые различные основания.

Главной целью психолингвистики является выделение типа личности посредством художественных текстов, которые либо создаются ей, либо становятся предпочитаемыми для чтения. Исследования такого рода основаны на теоретических разработках таких дисциплин как психология, изучающая диагностику личности, и литература, изучающая восприятие художественного текста и его влияние на человека. Лингвисты и литературоведы, психологи и психиатры, специалисты по логике и криминалисты, философы и журналисты крайне заинтересованы в выявлении психологических черт и особенностей личности автора текста.

Операциональная типология личности стала возможна благодаря методам психологии и слиянию психолингвистических, семантических и психопатологических подходов к изучению личности человека. Важно отметить, что операциональная типология личности включена в знаковую культуру.

Множеством отечественных и зарубежных ученых в области психологии, психиатрии, искусствоведения, лингвистики и филологии были разработаны основные положения типологии личности с точки зрения психолингвистики:

  1. Психологические и лингвистические закономерности взаимосвязаны, поскольку всякий элемент языка несет в себе двойную нагрузку;
  2. Многообразие текстов обусловлено многообразием психологических типов авторов, именно поэтому за каждым художественным текстом стоит определенный тип личности;
  3. Вид акцентуации личности возможно выявить посредством созданного этой личностью текста, в данном случае любой художественный текст создан акцентуированным сознанием автора;
  4. Эмоционально-смысловая доминанта становится концентрирующим эпицентром литературного текста, отражая конкретный вид акцентуации личности, который проявляется в морфологии, семантике, синтаксисе и стиле написанного произведения.

Тем не менее, важнейшую позицию занимает и сам читатель текста, так как именно от его психологических особенностей зависит восприятие и интерпретация того или иного произведения. Другими словами, читатель более полно сможет расшифровать текст психологически близкий ему, чем текст, который далек от его психологического восприятия. Он в большей степени сможет понять текст, если ему понятна или близка ситуация, описываемая в произведении. Согласно А.А. Брудному, любое действие, описываемое в художественном произведении, воссоздается и отражается в подсознании читателя. В ту или иную ситуацию читатель включен либо прямо, либо косвенно. Однако, читающему не обязательно отождествлять себя с кем-то из главных героев, но он в любом случае имеет определенную позицию в изложении. Из этого следует, что понимание текста – это постепенное изменение структуры воссозданной в сознании ситуации и последовательное перемещение воображаемого центра от одного звена к другому [3].

Сложность восприятия художественного текста заключается в том, что каждым человеком он может быть интерпретирован по-разному. Здесь немаловажную роль играют индивидуальные черты читателя, а именно мировоззренческие установки, уровень образования и культуры, характер, личностные качества, жизненный опыт и другие. Среднестатистический читатель воспринимает литературу исходя не из понятия о научной картине мира, а исходя из собственного мировоззрения, поэтому в данном случае оперируют такие понятия, как «модель мира», «образ мира», «мировосприятие» и «миросозерцание». Очевидно, что восприятие художественного текста является сложным и комплексным интеллектуально-психологическим процессом. По мнению В.П. Белянина, художественный текст представляет собой сложную систему: «действительность – сознание – модель мира – язык – автор – текст – читатель – проекция» [1, c. 5].

Известный отечественный писатель В.А. Солоухин считал, что «картину же, которую напишет художник, стихотворение, которое напишет поэт, сонату, которую пишет композитор, никто за него никогда не написал бы, пройди хоть тысяча лет» [4]. Согласно данному высказыванию, сравнивая ученого и художника, можно провести аналогию между нехудожественными и художественными текстами, выявляя их различие. Более того, это различие и является основным препятствием типологического анализа литературы. Однако учеными-филологами предпринималось большое количество попыток установить критерии, которые бы выделяли и отличали художественный текст от других его видов.

Отечественным филологом В.П.Беляниным была разработана психолингвистическая типология художественных текстов по эмоционально-смысловой доминанте. Он идентифицировал типологические черты личности используя различные методы психолингвистики. В.П. Белянин выделил шесть типов текстов, основанных на психиатрических критериях, а именно «светлые», «темные», «печальные», «веселые», «красивые» и «сложные» [2]. Следует отметить, что типологии личности, существующие в психологии, стали базисом при создании психостилистической типологии художественных текстов. Особо значимыми в данной типологии стали понятия «акцентуация», «доминанта», «бессознательное», «значение», «смысл», «личность» и «характер», заимствованные из психологии. Изучив огромное количество материала текстов отечественной и мировой литературы, филолог оформил свою работу в русле психостилистики и психопоэтики, которая представляет собой новое направление в анализе художественного текста – психиатрическое литературоведение.

Термин «психиатрическое литературоведение» был введен непосредственно В.П. Беляниным. Главной задачей психиатрического литературоведения выступает анализ художественного текста с позиции его психопатологических отклонений.

На данном этапе возможно выделить два типа психиатрического анализа, а именно психиатрический анализ персонажей произведения (В.П. Руднев, К. Леонгард) и психиатрический анализ целого текста (В.П. Белянин).

Таким образом, в последнее время художественный текст стал рассматриваться учеными в двух аспектах: отражение личностных характеристик автора и источник информации о читателе, который воспринимает и интерпретирует текст. Психиатрическое лиретатуроведение представляется одним из наиболее интересных и перспективных направлений психолингвистической науки, позволяя иначе взглянуть на проблему классификации типов текста и их индивидуалистического восприятия читателем.

 

Список литературы:

  1. Белянин В.П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя: Монография. — М.: Генезис, 2006. – 320 с.
  2. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики. (Модели мира в литературе). – М.: Тривола. – 2000. – 248 с.
  3. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. – Уч. пос. М., - 1998. – 336 с.
  4. Солоухин В. Камешки на ладони. М., 1977. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.samvel.net/text/lib/00015554.txt (дата обращения 06.03.2016)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.