Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 апреля 2016 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шумай К.И. «ОБЫВАТЕЛИ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. ДЕ СЕНТА-ЭКЗЮПЕРИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(41). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(41).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 9 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

«ОБЫВАТЕЛИ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. ДЕ СЕНТА-ЭКЗЮПЕРИ

Шумай Ксения Игоревна

студент 4 курса, историко-филологический факультет БГПУ,

РФ, г. Благовещенск

Гуськов Вячеслав Владимирович

научный руководитель,

канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и литературы БГПУ,

РФ, г. Благовещенск

Литературные герои разных стран и народов очень разнообразны. Однако ученые-исследователи заметили некоторую повторяемость. Она связана с жанровой принадлежностью произведения, а также с ценностными ориентациями, и установками поведения героев. Кроме того, существуют разные фopмы пpиcутствия челoвека в литеpатуpных пpoизведениях. Такие как повествователь, лирический герой, рассказчик и персонаж, способный представить человека с различных сторон, наиболее полно. Таким образом, выстраивается определенная типология персонажей произведений. Н.И. Вайсман и Р.Ф. Гарват говорят, что у Антуана де Сента-Экзюпери есть определенные образы, символы и даже сюжетные ходы, которые «кочуют» из романа в роман. Следовательно, представляется возможным выделить определенные типы персонажей в его произведениях [2, c. 24].

В произведениях Экзюпери четко можно проследить такой тип персонажей, как обыватели, которые не стремятся к познанию, они погрязли в мелочных заботах, люди без цели и идеи, они не стремятся найти себя и свое предназначение в жизни.

В «Маленьком принце» это прежде всего мир взрослых.

Между Маленьким принцем и миром взрослых существует неразрешимый конфликт. Взрослые в произведении не прислушиваются к собственному сердцу, не стремятся стать индивидуальностью, личностью и выделиться из серой, скучной массы. Люди живут в замкнутом, обособленном от других, мире, скрываются под различными масками, которые не позволяют им узнать, что такое настоящая любовь, крепкая дружба и истинная красота. На пути принца встречаются самые разные взрослые. Например, король, пьяница, честолюбец. Король выглядит в глазах мальчика нелепым из-за своей привычки повелевать всем вокруг, хотя его позиция довольна позитивная: «Власть прежде всего должна быть разумной» [4, с. 396], но мальчику непонятен такой вид власти, для него это чуждо.

Географ – еще один человек из взрослого мира. Он человек образованный, любящий чтение и науку, но и здесь это «минус» – он любит только книги по географии и утверждает только их ценность. Такая узость взглядов мешает человеку двигаться и развиваться.

У Антуана де Сент-Экзюпери взрослые описываются как постоянно занятые и куда-то спешащие: «Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут. Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую… И все напрасно…» [4, с. 420], у которых даже на близких людей не остается времени: «У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей.» [4, с. 414]. Люди для Маленького принца – это толпа, безликая, серая масса, которая не интересуется важными вопросами, а живет сплошными цифрами: «Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека.» [4, с. 379].

Путешествуя по шести планетам, Маленький принц встречает на каждой различные человеческие привычки: власть, тщеславие, пьянство. Это доведенные до своего максимума самые распространённые человеческие пороки.

Путешествуя по разным планетам, Маленький принц видит честолюбца и пьяницу. Эти герои повергают его в растерянность. Мальчик не понимает их, не принимает их образ жизни и поведение. Он понимает всю бессмысленность такой жизни, у таких людей нет ни интересов, ни высоких целей, ни идей.

Но есть среди взрослых один персонаж, который привлекает мальчика, который еще способен думать не только о себе, но и о других. Это фонарщик. «Вот человек, которого все стали бы презирать – и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе» [4, с. 403]. Маленький принц понимает его непохожесть на других, которые стали бы его презирать, но он единственный делает свое дело. Однако, и фонарщик не идеален: ведь он вынужден постоянно зажигать и гасить свой фонарь. Такая никому не нужная преданность своему делу тоже в какой-то степени глупа и нелепа, она также бессмысленна.

В.А. Смирнова говорит, что «бессмысленность существования, напрасно растраченная жизнь, глупые притязания на власть, богатство, на особое положение или почести – все это свойства людей, воображающих, что они обладают здравым смыслом» [3, 197]. Земля для героя неприятная, странная, неуютная планета: «Какая странная планета! Совсем сухая, вся соленая и в иглах. И у людей не хватает воображения» [4, с. 411].

Буковская отмечет, что «во взрослых людях отмерла естественная щедрость сердца, прямота и искренность, хозяйская заботливость о чистоте планеты. Вместо того чтобы украшать свой дом, возделывать свой сад, они ведут войны, иссушают мозги цифирью, оскорбляют суетой и алчностью красоту восходов и закатов. Нет, не так надо жить» [1, c. 98].

К типу обывателей мы так же отнесем мир земных людей из «Ночного полета», которые противопоставлены летчикам-героям.

Простые люди, в отличие от летчиков, существуют в замкнутом пространстве. Их жизнь ограничена не только внешне: их городом, домом, работой, но и внутренне. Их мысли занимают проблемы материального характера, болезни, домашние заботы. Такие персонажи не интересуются настоящими духовными ценностями.

В жизни «обывателей» не происходит никаких важных событий. Каждый их новый день похож на предыдущий: работа в конторе, бессмысленное поглощение еды, как удовлетворение только физиологической потребности, а вечерами они развлекаются привычными собраниями у беседки, в которой как всегда звучит музыка.

Кто же виноват в том, что «земные» люди такие?

Сами они в этом не виноваты. Просто никто не показал им другой путь. Их затянула их однообразная работа. Им недоступны радости ученых, радости первооткрывателей.

Однако есть в «Ночном полете» персонаж, который, будучи обывателем, все-таки пробуждается к настоящей жизни. Это инспектор Робино. В начале произведения этот человек показан необыкновенно мелочным, педантичным, он не понимает летчиков. О таких людях автор говорит устами Ривьера: «Правила похожи на религиозные обряды: они кажутся нелепыми, но они формируют людей» [4, с. 94]. Инспектор искренне считает, что всегда и во всем должен быть порядок, и даже туман нужно разогнать, если он мешает пилоту вылететь точно в срок! В то же время этот человек очень одинок, он мечтает о дружбе и даже осознает свое глубокое отличие от летчиков.

Он не имеет права ни на выражение восторга, ни на остроумие. Но видя перед собой самоотверженность летчиков, Робино неожиданно обнаруживает ущербность своей собственной жизни. Он пытается завоевать дружбу Пельрена, показывает свои «сокровища»: сорочки, несессер с туалетными принадлежностями. Еще он признается летчику, что настоящее утешение он находит в горсточке черных камней Сахары, это значит, что его страсть – геология, в нем просыпается жизнь, появляется цель жизни – посвятить себя геологии. Этот человек встал на путь истинного возрождения, он начал изменяться. Следовательно, его можно отнести к иному типу – типу переходных персонажей, которые стремятся выйти из группы обывателей.

К этому же типу можно отнести фигуру руководителя авиалинии, Ривьера. Он находится между двух противоположных миров: обывателей и летчиков.

Он, с одной стороны, каждый день занимается одним делом – уже сорок лет отправляет самолеты в полет и ждет их возвращения на землю. С другой стороны, он проживает настоящую жизнь, он помогает летчикам ориентироваться, создавать новые воздушные пути, вселять в них уверенность. Цель для Ривьера превыше всего. Поэтому Сент-Экзюпери называет его «Ривьером Великим» или «Ривьером Победителем».

Таким образом, можно сделать вывод, что тип обывателей представлен персонажами, которые обитают в тесном замкнутом мирке в мелочных заботах, они забыли про какие-либо стремления, кроме физических, которые не стремятся к духовному и нравственному самосовершенствованию.

 

Список литературы:

  1. Буковская А. Сент-Экзюпери или парадоксы гуманизма. М., 2003. – С. 98.
  2. Вайсман Н.И., Гарват Р.Ф. Зорко одно лишь сердце // Литература в школе. – 1992. – №1. – С. 24.
  3. Смирнова В. А. Книги и судьбы. Статьи и воспоминания. М., 1968. – С. 197.
  4. Сент-Экзюпери А. М.: «Художественная литература», 1983. – C. 382.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 9 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.