Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2014 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАБОТЕ В ПАРЕ НА ЗАНЯТИЯХ БАЛЬНЫМИ ТАНЦАМИ
Алтабасова Елена Владимировна
студент 4 курса (ЗФО), кафедра народного художественного творчества, ХГУ им. Н.Ф. Катанова, институт искусств, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан
E-mail: ealtabasova@mail.ru
Александрина Вероника Александровна
научный руководитель, старший преподаватель ХГУ им. Н.Ф. Катанова, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан
В современном мире развитие высоких технологий оказывает огромное влияние на основы организации современного общества. Кроме положительного эффекта, это имеет и побочный, отрицательный эффект. Чрезмерная увлеченность подрастающего поколения компьютерами оказывает негативное влияние на здоровье детей. Малая подвижность способствует возникновению лишнего веса и потере мышечной массы. Влияние изложенных факторов приводит к недостаточному развитию физических, интеллектуальных и коммуникативных навыков у детей. Все эти проблемы можно решить путем приобщения ребенка к занятиям бальными танцами.
Из всех танцев самыми красивыми и зрелищными всегда были парные танцы. Парные танцы являются частью церемоний и приёмов. Умение танцевать в паре входило в «джентльменский» набор навыков во все времена. Бальный танец знакомит с историей и пластическими характерами прошлых эпох, прививает красивые, благородные манеры, развивает чувство позы, изящность движений всего тела, формирует культуру поведения и общения, прививает навыки вежливости, умения вести себя в обществе, учит быть подтянутым и элегантным [4, с. 22].
Многие исследования психологов доказали, что дети, занимающиеся танцами, добиваются больших успехов в учёбе, чем их сверстники, а так же опережают их в общем развитии. Танец помогает формировать начальные математические и логические представления ребёнка, тренирует навыки ориентирования в пространстве, развивает речь. Так же развивает такие качества, как целеустремлённость, организованность и трудолюбие. Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощёнными, открытыми и общительными.
Танцевальные занятия пробуждает творческие способности и даёт возможность через гармонию движений эти способности реализовать. У ребёнка повышается самооценка. Он начинает верить в то, что способен чего-то добиться, что-то сделать правильно и красиво.
Занятия бальными танцами позволяют обеспечить физическое развитие ребенка, сделать его более выносливым, укрепить мышцы, развить гибкость, координацию. Развитие физических навыков — это повышение результативности функциональных возможностей ребенка.
Систематические занятия танцем соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку. Танец учит логическому, организованному и грациозному движению.
Коммуникативные навыки — это навыки общения, умение высказывать свою точку зрения, находить компромиссное решение, слушать и слышать собеседника. Эти навыки формируются на занятиях бальными танцами.
Другой не менее важной функцией занятий бальными танцами является развитие интеллектуальных навыков. Основные задачи в этом направлении — познавать, мыслить, анализировать, развивать креативное мышление, воплощать свои мысли через пластику тела. Развивая свои интеллектуальные навыки, ребенок имеет возможность использовать полученную информацию и приобретенный опыт в повседневной жизни.
Бальный танец оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, доброжелательность, приветливость — вот те черты, которые воспитываются у детей в процессе занятий танцем.
Исполнение бального танца несёт в себе элементы художественного творчества. Танцующие стремятся в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить своё настроения, эмоции, проявляют свои внутренние качества, выражают своё мировоззрение [4, с. 14].
Для того чтобы правильно воспитывать детей, необходимо иметь представления о психофизических особенностях их развития. Младший школьный возраст — это возраст 7—10-летних детей, обучающихся в 1—4 классах современной начальной школы [2, с. 29].
Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. Особую трудность для детей 7-летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен [2, с. 107].
Дети очень восприимчивы и эмоциональны. Они реагируют на внешние обстоятельства. Часто у них наблюдается аритмия, лёгкая возбудимость сердца. В этом возрасте формируются двигательные органы — мышцы, связки и суставы.
Младший школьный возраст является очень важным периодом в становлении личности ребенка. Это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научиться дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
Процесс воспитания подрастающего поколения ставит перед педагогами сложные задачи. Одна из них — тактично помочь детям в усвоении правил поведения с противоположным полом. При проведении занятий очень важно соблюдать определенные правила и принципы: быть предельно тактичным в рассмотрении вопросов взаимоотношений между мальчиками и девочками.
Почти все девочки с огромным удовольствием посещают студии бального танца. А мальчиков чаще всего в студию бального танца приводят мамы, так как бытует мнение, что танцы это не мужское дело.
Девочка и мальчик — это два совершенно разных мира. Различие возможностей, вкусов и интересов, особенностей психофизического развития у мальчиков и девочек обусловлено самой природой. Педагогу необходимо всегда это учитывать, подбирая не только танцевальный образ, партнёров, но и музыкальный материал. Хорошо если в коллективе равное количество девочек и мальчиков — в этом случае очень удобно исполнять различные парные танцы с учётом возрастных особенностей.
Никогда нельзя сравнивать девочек и мальчиков, хвалить за старательность, работоспособность, успехи нужно одинаково.
Девочки и мальчики существенно отличаются в интеллектуальном и физическом развитии и естественно у них разные интересы и игры. Девочки более гибкие и пластичные, мальчики же сильнее прыгают и бегают. Девочки из-за усталости могут капризничать, а мальчики перестают слушать и заниматься.
Обучая мальчиков, необходимо опираться на их высокую поисковую активность и сообразительность. А, обучая девочек, надо учить действовать их самостоятельно, а не по разработанным схемам.
Известно, что девочки этого возраста более активны, чем мальчики. Они более добросовестны, более ответственны, настоящие «женские командиры». Значит, необходимо стараться чаще ставить мальчиков в позицию ответственных и инициативных членов коллектива.
Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и молчат [1, с. 27].
Занимаясь парным танцем, дети получают навык правильного взаимоотношения и общения с противоположным полом. Наряду с равноправным партнерством, роль девочки и мальчика различны. На занятиях объясняется, что мальчик отвечает за тактику в паре, берет на себя инициативу, если происходит что-то незапланированное. Показывается правильное положение рук и корпуса, головы в паре. Девочка отвечает за эстетическую составляющую — она должна знать, что она является украшением пары, отвечая за свой внешний вид и внешний вид партнера. Умея следовать за партнером, она должна оставаться активной, готовой помочь партнеру, если ему трудно справиться с ситуацией. При этом каждый обязан знать свою партию и отвечать за себя сам [4, с. 24].
Совместная работа мальчиков и девочек дает возможность интенсивно развиваться тем и другим. При совместном занятии очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между детьми. Дополнительные трудности на уроке и репетиции создаются, когда мальчики начинают стесняться девочек или наоборот пытаются показать себя. К этому нужно относиться философски, терпеть и преодолевать разными способами, иногда делать вид, что ничего не замечаете. Некоторые ситуации разрешаются сами, без вмешательства педагога, иногда нужно применять педагогическую волю. Самое интересное, что потом, когда они вырастают, вспоминая такие случаи, сами признаются, что никакой видимой или внутренней причины для отказа встать в пару с той или иной девочкой не было.
В процессе занятий с детьми проводятся беседы об истории бального танца, правилах этикета. Например: танцевать все время с одной девушкой считалось неприличным и почему партнёрша стоит с правой стороны от партнёра.
Дети, работая в паре в смешанном коллективе (девочки и мальчики), учатся правильно себя идентифицировать, проигрывая роли мужчины и женщины, что особенно важно в современном обществе, где эти грани зачастую стираются.
Важнейший вопрос — постановка и работа в парах. Здесь педагог должен руководствоваться психологическими и внешними данными. У руководителя ответственная и деликатная роль — правильно поставит в пары и, если требуется, вовремя заменить партнеров, чтобы сохранить интерес к занятиям, создать новые пары. Культура поведения, усвоенная на занятиях, способствует усвоению половых ролей и культуры поведения в современном обществе.
В работе с младшими школьниками необходимо учитывать, что у них ещё не развиты такие качества, как упорство, целеустремлённость, дисциплинированность. Поэтому для детей этого возраста занятия по бальным танцам нужно строить на простом материале. Например, танцы на основе народно-характерных движений: «Русский лирический», «Сударушка», «Разрешите пригласить», литовский «Рилио», латышский «Вару-вару» и т. д.
Урок это очень интимное время общения между педагогом и учащимися, и дело не в количестве присутствующих. На уроке переживаются трудные моменты, иногда драматические и для учеников и для учителя. Приходится говорить обидные вещи, не всегда щадить самолюбие. Но главная задача педагога — вдохновлять, «показывать дорогу», побуждать к действию, помогать, поддерживать, веселить, добиваться результата и снова вдохновлять [3, с. 8].
Таким образом, притягательность работы в паре в бальных танцах — в её психологии, в отношениях между мужчиной и женщиной. Личные отношения между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте являются важной стороной процесса социализации, имеют важное значение для развития личности.
Танцевать в паре — это хороший способ познакомиться с новыми людьми, что помогает побороть скованность и робость, позволяет выразить чувства и выплеснуть избыток энергии, забыть о проблемах и стрессах. Много лет приходится вкладывать в детей свое терпение, душевные силы, волю, знания. И если быть чуткими, справедливыми, любить и уважать детей, то через несколько лет они приведут к вам учиться своих детей.
Список литературы:
1.Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира. М.: Линка-пресс, 1998. — 184 с.
2.Немов Р.С. Психология, 2-я книга. М.: Просвещение, 1995. — 494 с.
3.Смирнова Н.Г. Уроки хореографии в образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие. Кемерово: Кемеровский областной институт усовершенствования учителей, 1996. — 35 с.
4.Стриганова В.М., Уральская В.И. Современный бальный танец. М.: Просвещение, 1978. — 431 с.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий