Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2014 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Козлова А.П. РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ» В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(16). URL: https://sibac.info/archive/guman/1(16).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РОЛЬ  ИЗУЧЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ  «ИСТОРИЯ  ИСКУССТВ»  В  ПРОЦЕССЕ  ФОРМИРОВАНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  КОМПЕТЕНТНОСТИ  БУДУЩЕГО  УЧИТЕЛЯ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО  ИСКУССТВА

Козлова  Александра  Павловна

магистрант  кафедры  Художественного  образования  и  истории  искусств  художественно-графического  факультета  ФГБОУ  ВПО  «Курский  государственный  университет»,  РФ,  г.  Курск

E-mail: 

Шабанова  Ольга  Петровна

научный  руководитель,  д-р  пед.  наук,  профессор  кафедры  Художественного  образования  и  истории  искусств  ФГБОУ  ВПО  «Курский  государственный  университет»,  РФ,  г.  Курск

 

Формирование  профессиональной  компетентности  становится  одной  из  ключевых  проблем  отечественного  образования  в  условиях  внедрения  ФГОС  ВПО  третьего  поколения.  Смена  образовательной  парадигмы  в  России  —  процесс  долгий  и  неоднозначный.  Перед  нами  стоит  задача  не  только  не  потерять  многолетний  опыт  отечественной  школы  в  становлении  профессионально  компетентного  педагога,  который  способен  стать  ретранслятором  основных  культурных,  духовных  и  эстетических  ценностей  и  идеалов  последующим  поколениям,  но  и  привнести  в  этот  процесс  инновационные  смелые  идеи,  которые  могут  обеспечить  конкурентоспособность  нашей  образовательной  системы  в  мировом  образовательном  пространстве.

Проблема  профессиональной  компетентности  особенно  остро  встала  в  последние  десятилетия;  свидетельством  данного  утверждения  является  значительно  выросшее  количество  работ,  посвященных  исследованию  формирования  данного  феномена.

Пристальное  внимание  к  термину  «профессиональная  компетентность  педагога»  во  многом  связано  с  новыми  федеральными  государственными  образовательными  стандартами  высшего  профессионального  образования,  которые  во  главу  угла  ставят  овладение  будущими  педагогами  ряда  компетенций.

Феномен  профессиональной  компетентности  занимает  значительную  часть  исследований  современных  зарубежных  и  отечественных  ученых,  среди  которых  следует  выделить  В.Г.  Бочарову,  Н.Ф.  Маслову,  А.В.  Нестерова,  В.А.  Сластенина,  Дж.  Равена,  М.В.  Фирсова,  Е.И.  Холостову,  Б.Ю.  Шапиро,  и  др.  Непосредственно  изучением  формирования  и  повышения  профессиональной  компетентности  педагога  занимались  В.А.  Антипова,  Н.В.  Бачманова,  Е.В.  Бережнова,  Б.Л.  Вульфсон,  С.И.  Григорьев,  М.П.  Громкова,  Л.Г.  Егорова,  И.А.  Зимняя,  В.П.  Зинченко,  В.И.  Загвязинский,  О.Ю.  Ипатьева,  М.С.  Каган,  Д.Ф.  Карева,  В.М.  Ковалева,  С.Ю.  Ключников,  О.А.  Козырева,  В.А.  Кузнецов,  Н.В.  Кузьмина,  В.К.  Лебедко,  Р.  Лалле,  Ж.М.  Леклерк,  Р.А.  Лозовская,  В.М.  Рогинский,  С.С.  Савончик,  В.А.  Сластенин,  В.Д.  Шадриков  и  др.

Однако,  к  сожалению,  в  условиях  подобной  подготовки  молодых  педагогов,  к  процессу  становления  в  стенах  вуза  профессионально  компетентной  личности  подходят  формально.  И  главное,  что  основная  проблема  заключается  не  в  том,  что  обращение  исключительно  к  стандартам  в  образовательном  процессе  позволяет  подготовить  специалиста  весьма  узкого  профиля,  для  конкретной  области  профессиональной  деятельности,  а  в  том,  что  в  основу  подготовки  будущих  учителей  берутся  методы  и  технологии,  не  способные  в  достаточной  степени  активизировать  весь  потенциал  бакалавра  педагогического  образования. 

Феномен  профессиональной  компетентности  не  имеет  однозначного  толкования.  Мы  приведем  некоторые  использованные  в  нашем  исследовании  определения:

·     «специфическая  способность,  необходимая  для  эффективного  выполнения  конкретного  действия  в  конкретной  предметной  области  и  включающая  узкоспециальные  знания,  особого  рода,  предметные  навыки,  способы  мышления,  а  также  понимание  ответственности  за  свои  действия»  [5,  с.  6];

·     компетентность  «есть  актуальное  проявление  компетенции»  [1,  с.  17],  т.  е.  применение  ее  непосредственно  на  практике;

·     «единство  его  (педагога)  теоретической  и  практической  готовности  к  деятельности  <…>»  [4,  с.  40];

·     «интегральная  многоуровневая  профессионально  значимая  характеристика  личности  и  деятельности  педагога,  опосредующая  результативный  профессиональный  опыт»  [3];

·     «интегративная  характеристика,  включающая  в  себя  научно-теоретическую,  методическую  и  психолого-педагогическую  подготовку,  а  также  профессиональные  умения  и  умения  творческой  и  исследовательской  деятельности»  [2].

Художественное  образование  в  связи  с  появлением  синтетической  предметной  области  «Искусство»  в  школе,  которая  включает  в  себя  такие  предметы  как  «Изобразительное  искусство»,  «Музыка»  и  «Искусство»,  также  требует  подготовки  учителя  изоискусства  нового  формата.  В  своем  исследовании  мы  приходим  к  следующему  толкованию  термина  «профессиональная  компетентность  учителя  изобразительного  искусства».  Данный  феномен  мы  трактуем  как  интеграгративное  качество  личности  художника-педагога,  характеризующееся  высоким  уровнем  его  научно-теоретической  и  художественно-творческой  подготовки;  готовностью  к  выполнению  таких  видов  профессиональной  деятельности  как  педагогическая,  культурно-просветительская,  научно-исследовательская  и  проектная;  готовностью  и  стремлением  использовать  в  учебном  процессе  различные,  в  том  числе  и  инновационные,  педагогические  технологии,  методы,  средства,  виды  и  формы  работы  для  достижения  поставленных  целей  и  задач;  а  также  ценностно-мотивационное  отношение  к  своей  профессии  и  объектам  профессиональной  деятельности.

В  рамках  обучения  на  художественно-графических  факультетах  по  направлению  подготовки  Педагогическое  образование  (Профиль  —  Художественное  образование),  на  наш  взгляд,  рационально  было  бы  включить  решение  задач  формирования  профессиональной  компетентности  будущего  учителя  изобразительного  искусства  в  курс  дисциплины  «История  искусств»,  которая  входит  в  профессиональный  цикл  ООП  данного  направления.

Во-первых,  данная  дисциплина  располагает  широкой  исследовательской  базой,  в  рамках  которой  каждый  студент  может  вести  исследование  на  актуальные  в  художественно-педагогическом  образовании  темы,  и  как  следствие  помогает  реализовать  такой  обязательный  вид  деятельности  для  бакалавра  как  научно-исследовательская  работа.  Во-вторых,  с  внедрением  в  общеобразовательные  школы  предмета  «Искусство»,  мы  получили  острую  необходимость  в  высококвалифицированных,  компетентных  кадрах,  знающих  и  понимающих  не  только  историю  изобразительного  искусства,  а  такое  явление  как  синтез  искусств  и  его  место  в  поликультурном  мировом  пространстве.  И  наконец,  в-третьих,  история  искусств  как  предмет  позволяет  производить  такие  нетрадиционные  формы  контроля  усвоения  знаний  и  умений,  как  коллективный  творческий  зачет,  представление  индивидуальной  творческой  работы  на  заданную  тематику,  курсовой  проект,  эссе  и  многие  другие.  Это,  несомненно,  влияет  на  развитие  профессиональной  готовности  будущего  учителя  изобразительного  искусства,  его  способности  реализовать  задачи  современного  художественно-педагогического  образования.  Кроме  того,  мы  считаем,  что  «История  искусств»  позволяет  наиболее  оптимально  включать  студентов  в  те  виды  деятельности,  которые  они  должны  освоить  в  процессе  обучения  —  это  педагогическая,  культурно-просветительская  и  научно-исследовательская  деятельность.

Мы  не  отрицаем  возможности  взаимодействия  целого  ряда  дисциплин  профессионального  цикла  в  формировании  компетентности  будущих  педагогов  изобразительного  искусства.  Однако  дисциплина  «История  искусств»  представляется  нам  наиболее  оптимальной  площадкой  для  формирования  базовых  профкомпетенций.  Изучая  теорию  и  историю  искусств,  бакалавры  педагогического  образования  осваивают  историю  самого  процесса  развития  и  сохранения  основных  культурных  ценностей,  учатся  анализировать  и  понимать  историческую  и  художественную  ценность  произведений  искусства,  а  также  изучают  способы  освоения  этого  опыта  предыдущими  поколениями  и  прогнозируют  закономерные  пути  его  развития.

Итак,  по  сути,  перед  студентами  в  процессе  изучения  истории  искусств  из  одной  темы  предмета  в  другую  раскрываются  способы  решения  задач  изучения,  понимания  и  анализа,  а  так  же  прогнозирования  векторов  искусства  в  целом.  Кроме  того,  в  процессе  изучения  исторического  и  художественно-культурного  наследия  будущие  учителя  изобразительного  искусства  учатся  применять  эти  знания  в  своей  профессиональной  деятельности,  и,  как  следствие,  осуществлять  ретрансляцию  этого  опыта  будущим  поколениям. 

Сегодня  бакалавриат  предлагает  студенту  большую  свободу  в  действиях,  но  в  то  же  время  требует  большей  его  самостоятельности,  собранности,  способности  к  творческому  решению  поставленных  перед  ним  задач  —  все  это  круг  проблем,  очерченных  вопросом  о  формировании  профессиональной  компетентности  будущего  учителя  изобразительного  искусства.  Мы  говорим  об  этом  как  о  необходимости,  т.  к.  именно  педагог  этого  направления  подготовки  должен  быть  носителем  художественно-эстетической  и  духовной  культуры,  в  которых  так  нуждается  современное  школьное  образование.

 

Список  литературы:

1.Зимняя  И.А.  КЛЮЧЕВЫЕ  КОМПЕТЕНТНОСТИ  как  результативно-целевая  основа  компетентностного  подхода  в  образовании.  Авторская  версия  //  И.А.  Зимняя.  М.:  Исследовательский  центр  проблем  качества  подготовки  специалистов,  2004.  —  42  с.

2.Ипатьева  О.Ю.  Руководство  опытно-экспериментальной  работой  как  фактор  повышения  профессиональной  компетентности  учителя  [Текст].  Дис  .....  канд.  пед.  наук:  13.00.01  /  Ипатьева  Ольга  Юрьевна.  Якутск,  2004.  —  163  с.

3.Козырева  О.А.  Условия  развития  профессиональной  компетентности  педагога  в  процессе  повышения  квалификации  [Текст].  Дис  .....  канд.  пед.  наук:  13.00.01  /  Козырева  Ольга  Анатольевна.  Томск,  2004.  —  216  с.

4.Педагогика:  Учебное  пособие  для  студентов  педагогических  учебных  заведений  /  В.А.  Сластенин,  И.Ф.  Исаев,  А.И.  Мищенко,  Е.Н.  Шиянов,  М.:  Школа-Пресс,  1997.  —  512  с.

5.Равен  Дж.  Педагогическое  тестирование:  проблемы,  заблуждения,  перспективы  /  Пер.  с  англ.  М.:  «Когито-Центр»,  1999.  —  144  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Любовь 13.01.2017 02:02
Статья понравилась, считаю, что проблема, обозначенная в данной статье актуальна. Изучение истории искусств необходимо для развития компетентности учителя, его личностных качеств как педагога (эрудиция, аналитическое мышление, эстетическое восприятие)

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.