Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 февраля 2014 г.)

Наука: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мухортова Т.В. МАГИЯ ВРЕМЕНИ В РОМАНЕ ДЭНА БРАУНА «ИНФЕРНО» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(17). URL: https://sibac.info/archive/guman/2(17).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МАГИЯ  ВРЕМЕНИ  В  РОМАНЕ  ДЭНА  БРАУНА  «ИНФЕРНО»

Мухортова  Татьяна  Викторовна

студент  5  курса,  кафедра  межкультурной  коммуникации  ФГАОУ  ВПО  «КФУ»,  РФ,  Республика  Татарстан,  г.  Елабуга

E-mail

Елизова  Татьяна  Константиновна

научный  руководитель,  канд.  филолог.  наук,  доцент,  РФ,  Республика  Татарстан,  г.  Елабуга

 

Между  тем  бежит,  бежит  безвозвратное  время.

Вергилий

 

Время.  Что  такое  Время?  Что  есть  Время  в  его  биологическом  или  социальном  понимании?  Какую  роль  играет  человек  в  Его  запутанных  планах?

Герой  нового  триллера-головоломки  известного  писателя-фантаста  Дэна  Брауна,  профессор  символики  Гарвардского  университета,  Роберт  Лэнгдон  состоит  с  Ним  в  противоречивых  отношениях,  как  и  любой  из  нас  в  парадигме  социально-исторического  концепта  времени.  «Инферно»  предлагает  читателю  наблюдать  за  удивительной  игрой  времени  и  человека,  запутанного  в  его  сетях.  Немыслимые  погони,  трагичные  ускользания  в  минуты  нужды  и  зависимости  друг  от  друга,  которую  невозможно  победить  и  которой  нужно  научиться  подчиняться,  —  все  это  воссоздается  почти  на  каждой  странице  романа.  Действие  в  романе  неслучайно  разворачивается  в  самом  центре  Италии,  во  Флоренции,  ведь  феномен  времени  в  его  философской  специфике  получил  огласку  еще  в  древней  столице  этой  полной  загадок  страны.  У  древних  римлян,  согласно  традиции,  в  каждом  доме  была  мраморная  плита,  на  которой  было  начертано:  «Время  бежит»  [2].

Показателем  лингвистического  образа  Времени  в  романе  является  частотность  Его  использования  в  мире  злосчастных  приключений  героев  исторической  сцены  «Инферно»,  когда  надежда  на  долгожданную  с  Ним  встречу  то  неумолимо  теряет  веру  в  себя,  то  дарит  «Время  —  это  все  и  ничто,  оно  для  каждого  свое  и  для  всех  одно  и  то  же;  время  существует  для  нас  и  одновременно  с  нами»  [3]. 

Оно  словно  живет  отдельной  жизнью,  одновременно  существуя  в  неразрывной  связи  с  профессором  и  его  помощницей.  “Time  is  running  out”  и  “grows  short”  для  Роберта  Лэнгдона  в  моменты  рождения  спасительных  идей,  способных  вывести  из  заготовленных  для  него  ловушек  [4,  c.  2938].  Здесь  Оно  является  хоть  и  невидимым,  но  главным  действующим  лицом,  что  направляет  героев  на  верный  путь.  Однако,  именно  в  те  самые  страшные  часы,  в  минуты  отчаяния,  в  секунды  потери  веры  в  свои  силы,  когда  в  Нем  так  нуждаешься,  Время,  кажется,  замедляет  свои  привычные  обороты.  Но  при  этом  Оно  великодушно  дарует  героям  во  временное  пользование  все  свои  дополнительные  ресурсы,  которые  вступают  в  бой  тогда,  когда  героям  не  хватает  основного  резервного  запаса.  Так,  именно  в  жизненно  важной  ситуации  мозг  начинает  впитывать  информацию  более  подробно,  давая  шанс  на  одержание  долгожданной  победы  в  этой  битве.  После  того,  как  “time  has  stopped”,  Оно  создает  своеобразный  виртуальный  обман,  в  котором  замедляется  не  Оно  само,  а  лишь  ускоряются  мыслительные  процессы,  так  необходимые  для  зарождения  идеи  о  спасении  [4,  c.  22].

Исторически  так  сложилось,  что  Время,  «социально-историческое  время  претерпевает  значительное  ускорение  в  эпоху  революционных  преобразований,  когда  происходит  как  бы  своеобразное  спрессовывание  исторического  времени,  его  насыщение  исторически  важными  событиями»  [3,  с.  212].

Не  изменяя  привычной  для  своего  творчества  героической  приверженности  к  расшифровке  кодов,  разрешению  с  их  помощью  захватывающих  и  таинственных  историй,  Дэн  Браун  раскрывает  в  своем  новом  романе  собственно  теорию  символов,  которую  можно  разделить,  основываясь  на  тематическую  направленность  каждого  ее  звена.  Так,  символизм,  которым  пронизан  роман,  можно  условно  поделить  на  символику  литературную,  архитектурную,  религиозную,  символику  живописи  и,  наконец,  самую  загадочную  символику  временно-пространственную. 

Весьма  очевидно,  что  литературная  символика  заключается  в  использовании  самого  текста  «Божественной  комедии»,  где  строфы  из  мирового  шедевра  становятся  своеобразными  шифрами  и  кодами  для  прохождения  «игры  на  выживание».  Например,  первым  определяющим  символом  для  искателей  стала  песнь  двадцать  пятая  из  главы  “Paradiso”,  которую  нередко  называют  Песней  Надежды  (Canto  of  Hope)  [5].  Именно  она  определила  смысл  их  «игры»,  благодаря  которому  у  профессора  появился  проблеск  надежды  на  спасение:  By  then  with  other  voice,  with  other  fleece,  I  shall  return  as  poet  and  put  on,  at  my  baptismal  font,  the  laurel  crown…”  [4,  с.  229]. 

Наряду  с  литературной  символикой  в  романе  представлена  и  символика  живописи,  в  первую  очередь,  предстающая  перед  нами  в  модифицированной  версии  легендарной  картины  «Бездна  ада»  Сандро  Ботичелли,  которая  представляла  собой  своеобразный  код  для  проникновения  в  суть  послания  ученого-гения.  Ад  Ботичелли  становится  первым  шифром  в  пути  нахождения  смертоносной  вакцины,  и  посредством  своего  бросающего  в  дрожь  содержания  и  изображенного  на  ней  Зобристом  чумного  доктора  символизирует  гибель  всего  человечества,  как  это  уже  произошло  в  XIV  веке,  когда  чума  уничтожила  треть  населения  Европы.  Однако,  так  называемая  чумная  маска,  которую  надевали  средневековые  врачи,  помогала  им  скрыться  от  бациллы  и  пережить  Черную  Смерть:  “the  unique  shape  of  the  long-beaked  mask  was  nearly  synonymous  with  the  Black  Death  —  the  deadly  plague  that  swept  through  Europe…”  [4,  c.  45]. 

Не  стоит  также  забывать  и  об  архитектурном  наследии,  которым  отличается  «Инферно»:  древние  скульптуры,  соборы,  храмы,  баптистерии.  Дэн  Браун  с  точностью  описывает  исторические  достопримечательности  Италии  и  Турции  и  разоблачает  все  секреты  и  тайные  ходы,  скрытые  в  известных  памятниках  эпохи  Возрождения. 

Символику  религиозную  же  затрагивает  ад  и  его  девять  кругов,  окружающих  Люцифера,  вырваться  от  которого  к  воротам  рая  возможно  лишь  при  прохождении  через  все  девять  кругов.  История  загробной  жизни,  а  именно  прохождение  через  ад  и  чистилище,  соотносится  с  реальностью.

Все  символы  в  романе  тесно  переплетаются  между  собой,  и  объединяет  их  в  одно  целое  последнее,  но  немаловажное  звено  теории  —  символика  пространственно-временная.  Преобразования  в  областях  литературы,  религии,  живописи,  архитектуры  происходили  в  определенных  временных  континуумах,  сливались  или  расходились  с  временными  точками  отсчета.  Рассмотрение  Времени  как  отдельного  действующего  лица  в  романе  позволяет  читателю  раскрыть  истинное  отношение  Дэна  Брауна  к  проблеме  перенаселение  и  ее  возможностях  ее  решения. 

Время.  Что  такое  время?  Стрелка,  равномерно  отбивающая  ритм  жизни,  или  же  невосполнимый  ресурс,  способный  пропадать  из  внимания?  Какую  злую  шутку  Оно  часто  играет  с  нашей  реальностью  и  ее  условной  единицей  —  человеком? 

В  те  секунды,  когда  Оно  так  необходимо,  Оно  незаметно  ускользает  от  человека,  словно  таинственная  неприкасаемая  материя;  либо  же  он,  загнанный  в  угол,  напуганный,  отчаявшийся  найти  истину,  потерянный  в  своих  поисках,  вынужден  страдать,  наблюдая  за  Его  замерзшим  течением,  будто  впавшим  в  зимнюю  спячку.  Оно  незаметно  варьирует  между  скоротечными  летними  днями  и  нескончаемыми  зимними  вечерами,  заставляя  часто  лишь  поражаться  Его  талантами.  Оно  не  оставляет  человеку  выбора.  Оно  принуждает  к  подчинению.  Так  Оно  играет.  Человек  в  переулках  Времени  —  лишь  восковая  кукла,  которой,  как  безмолвной  марионеткой,  управляет  талантливый  кукловод,  Время.  Одно  мгновение,  единое  во  всех  человеческих  жизнях,  переживается  отдельными  людьми  по-своему,  демонстрируя  тем  самым  свою  субъективность:  «Мы  находимся  во  власти  иллюзии  о  том,  что  время  —  это  нечто  целое,  хотя  в  действительности  оцениваем  различные  его  аспекты  отдельно  друг  от  друга  и  по-разному  контролируем  их»,  —  говорит  Дэвид  Иглман  из  Медицинского  колледжа  Бэйлора  (США)  [1]. 

Человек  всю  сознательную  жизнь  находится  в  вечной  погоне  за  Ним,  но  Время,  хитро  подмигивая  секундной  стрелкой,  отклоняется  и  дает  себя  упустить  или  же  обогнать.  Отдать  ли  предпочтение  последнему  или  же  сделать  выбор  в  пользу  обратного  —  решение  внутреннего  состояния  человека.  Таким  образом,  только  уповая  на  свое  внутреннее  Я,  мы  можем  рассчитывать  на  единое  место  встречи  с  Ним.  Точка,  в  которой  Время  соизмеримо  с  настоящим.  Точка,  в  которой  оно  ни  ускорено,  ни  замедлено,  а  лишь  существует. 

Так  что  же  такое  время?  …

 

Список  литературы:

1.Зубков  Б.  Растянутые  временем  //  Наша  психология.—  2013.  —  №  5.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.psyh.ru/rubric/14/articles/1811/  (дата  обращения  10.12.2013).

2.Кнабе  Г.С.  Материалы  по  общей  истории  культуры  и  истории  культуры  Древнего  Рима.  М.,  1991.  —  С.  279—298.

3.Нильсен  Е.А.  К  экспликации  концепта  «времени»  в  английском  языке  //  Вестник  СамГУ.  —  2006  —  №  10.  —  С.  211—217.

4.Brown  D.  Inferno.  USA/New  York:  Doubleday,  2013.  —  468  p.

5.Florence  Inferno.  Symbols.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.florenceinferno.com/category/symbols/  (дата  обращения  02.12.2013).

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий