Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 мая 2014 г.)
Наука: Филология
Секция: Лингвистика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОБРАЗ УМСТВЕННО НЕПОЛНОЦЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Головунина Анна Владимировна
студент 5 курса, факультет иностранных языков, МарГУ, РФ, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола
E-mail: zelena611@mail.ru
Ефимова Наталья Игоревна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент кафедры английской
филологии МарГУ, РФ, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола
Проблема людей с различными видами умственной неполноценности всегда была актуальна, и ее изучением занимались не только ученые и врачи, но и люди искусства. Она была раскрыта в фильмах (например, «Человек дождя», режиссер Барри Левинсон, 1988 г.), в литературных произведениях («Тим» Колина Маккалоу, 1974 г.), а также на театральной сцене (постановка «Пролетая над гнездом кукушки» в адаптации Дейла Вассермана).
Несмотря на все попытки государства помочь в реабилитации и социальной адаптации людей с подобными отклонениями, общество так и не научилось адекватно к ним относиться, что можно увидеть в романе и одноименном рассказе «Цветы для Элджернона» Дэниэла Киза (Flowers for Algernon, Daniel Keyes, 1959, 1966), которые и явились источниками нашего исследования.
Актуальность темы статьи обусловлена не только социальной остротой материла исследования, но и художественным мастерством Д. Киза. Проблема образов в филологии сложна и требует дополнительного раскрытия особенно в ситуации, когда автор или произведения мало изучены или когда создан необычный персонаж.
Произведение «Цветы для Элджернона» является популярным и признанным обществом (в 1960 году рассказ был удостоен премии «Хьюго», а роман в 1966 году — премии «Небьюла»), однако творчество Дэниэла Киза остается малоизученным, нам не удалось найти никаких исследовательских работ. В сети фигурируют только резюме, отзывы и газетные статьи с описанием книги.
Цель нашего исследования — выявление круга художественных средств, создающих образ человека с ограниченными умственными способностями в современном литературном произведении (романе Д. Киза «Цветы для Элджернона» (1966) и одноименном рассказе (1959)).
Персонажи могут быть описаны в различных аспектах: физическом, эмоциональном, моральном, духовном, социальном. В литературе существует два основных способа создания образа: прямой и непрямой [2, с. 41].
При анализе образа умственно неполноценного человека (образ Чарли Гордона) в произведении Д. Киза «Цветы для Элджернона» мы рассмотрим оба способа.
В формировании нужного автору читательского восприятия очень важную роль в нашем случае играет способ повествования. Необходимо отметить, что произведения (и роман, и рассказ) представлены в виде дневника Чарли Гордона, таким образом, читатель смотрит на все события глазами умственно отсталого человека. Это повествования от первого лица, причем максимально откровенное, поскольку это дневник, и автор его не способен хитрить. Главный герой — тридцатидвухлетний Чарли Гордон:
«I am 32 yeres old and next munth is my birthday…» [3, с. 6]. Имея сильное отставание в умственном развитии («…with an eye-q of 68» [4], «This isnt a very good dictionary for dumb people like me» [4]), Чарли посещает специальный колледж («…at the beekmin collidge center for retarted adults…» [3, с. 6]), в котором он учится читать и писать.
Итак, способ повествования от первого лица способствует созданию достаточно четкого представления о герое. В этих записях представлена вся нужная читателю информация, которую можно определить как косвенные пути характеризации героя.
Во-первых, образ Чарли Гордона представлен через действие. Анализируя его поступки, мы можем сделать определенные выводы о его характере, а также увидеть, чем же он отличается от остальных людей, то есть увидеть то, что он является умственно неполноценным человеком. Так, например, будучи взрослым мужчиной, он задает вопросы, которые свойственно задавать детям («Nobody ever tells me about the babys…» [3, с. 19]), верит в приметы и носит с собой талисманы («I was very skared even tho I had my rabbits foot in my pockit because when I was a kid I always faled tests in school and I spilled in to…» [4]).
Чарли — откровенный человек, он не стесняется говорить о себе правду, даже если речь идет не о самых его сильных сторонах:
«I toll ddr Strauss and perfesser Nemur I cant rite good…» [3, с. 9]
При любой возможности Чарли старается узнать что-то новое, чтобы стать хотя бы чуточку умнее:
«The nice lady who give it to me tolld me the name and I askd her how do you spell it so I can put it down rite in my progis riport» [3, с. 31].
Особенно важными в нашем случае являются речевые характеристики персонажей, так как умственная отсталость главного героя наиболее ярко проиллюстрирована в речи героя. Мы легко можем проследить ряд отклонений, так как оба произведения (и рассказ, и роман) представлены в виде рукописного дневника Чарли.
Так, в той части произведения, где герой еще не достиг высокого умственного развития, можно проследить ошибки в речи персонажа. Назовем их маркерами уровня образования персонажа, которые показывают отклонение от нормы. Во-первых, Чарли часто не знает, как пишутся те или иные слова, поэтому мы видим большое количество орфографических ошибок («progris riport», «little points», «a few minits», «becaus»). Отметим, что графон является определяющим стилистическим приемом в данном романе и рассказе.
Также можно заметить грамматические ошибки в использовании различных структур («I dint see nothing…» [3, с. 28]), ошибки в морфологии («I was her bestist…» [4]), тавтологию (часто использует слова, связанные с умственной деятельностью: «think», «understand», «learn», «know»).
Чарли не знаком с правилами пунктуации, так, например, не умеет грамотно оформлять прямую речь, поэтому все диалоги представлены как обыкновенное повествование:
«I told dr Strauss and perfesser Nemur I cant rite good but he says it don’t matter he says I shud rite just like I talk and like I rite compushishens…» [3, с. 11].
Что касается стилевых маркеров, в речи героя можно отметить то, как он обращается к людям во время разговора:
«Boy…»: «Boy that woud surprise everyone…», «Boy woud they'be serprised to see me smart…» [4].
«I bet»: «Fancy things I bet» [3, с. 17].
«Nutty»: «And the nutty picturs…» [3, с. 13].
«Wow»: «Wow, I dont know what it says…» [3, с. 39].
Все это можно отнести к маркерам неформального разговорного стиля.
Также Чарли часто использует профессиональные (медицинские) термины: «science», «psychology laboratory», «thematic apperception test», «inkblot», «subconscious and conscious». Это вновь характеризует его огромное желание стать умным, он узнает значения сложных для него слов, учится их правильно писать.
Переходим к следующему, не менее важному средству создания образа героя — психологическому портрету и анализу мотивов. Способ повествования, выбранный Д. Кизом, помогает нам увидеть персонажа в действии, дает возможность услышать его, наблюдать и оценивать его самостоятельно. Мы являемся не просто свидетелями череды событий, случившихся с Чарли Гордоном, а в прямом смысле читаем его мысли, наблюдаем за его внутренними переживаниями. Мы погружаемся в его мир и смотрим на то, что скрыто от глаз окружающих.
Так, мы можем проанализировать мотивы Чарли. Центральным является его желание стать умным. Но можно выделить и другие. Например, он хочет понимать окружающих его людей, когда они говорят на темы политики, экономики («I want to talk about things like that…» [4]), а также добиться успехов в работе («I coud go back to show the guys at the bakery how smart I am and talk with them about things and maybe even get to be an assistin baker» [3, с. 43]). Важным для него становится цель завоевать уважение и признание его родителей:
«Then I was gone to try and find my mom and dad. They woud be serprised to see how smart I got because my mom always wanted me too be smart to. Mabey they woudnt send me away no more if they see how smart I am» [4].
И одним из наиболее значимых становится желание превзойти в интеллектуальном испытании мышь по имени Элджернон, которой уже сделали операцию по возвращению интеллекта:
«…I hate that mouse. He always beets me… I never new before that I was dumber than a mouse… Maybe someday Ill beat Algernon» [4].
Созданию портрета Чарли, описанию его внешности автор не уделил особого внимания. Мы можем интерпретировать это так, что центральное место занимает внутренний мир персонажа, и, иллюстрируя умственно неполноценного героя, большое внимание нужно уделять созданию психологического портрета, а не описанию его облика.
Что касается интерьера, окружающего мира вещей как одного из способов создания образа персонажа, можно отметить то, что в нашем случае это средство не было широко использовано. Однако необходимо провести некую параллель между описанием помещений, в которых оказывался Чарли, и состоянием его умственного развития. Например, в самом начале, когда он приходит на первые исследования, мы видим пустые комнаты, в которой кроме стола и стульев ничего нет:
«…his secertery took me to a place that said psychdepton the door with a long hall and a lot of little rooms with only a desk and chares» [3, с. 12].
Но постепенно, по мере приближения операции и реабилитации после нее, пространство вокруг героя заполняется, отражая приобретение новых знаний и навыков Чарли:
«…another room with lots of cages and animils they had monkys and some mouses…» [3, с. 22].
«It was a big room with green walls and lots of docters sitting around…» [3, с. 27].
Говоря об имени персонажа как об одном из средств создания образа, можно сказать, что автор не прибегал к использованию этого приема. Хотя, возможно, имя Чарли было выбрано неслучайно, ведь оно означает «мужественный, смелый». И действительно, нужно быть очень сильным человеком во всех смыслах этого слова, чтобы преодолеть трудности, с которыми жил главный герой, умственно неполноценный мужчина с огромным желанием стать умным.
Подводя итог, можно отметить, что для создания образа персонажа с отклонениями в умственном развитии автор использовал как прямой, так и косвенные способы: представление персонажа через действие, речевые характеристики, психологический портрет и анализ мотивов, описание окружающего мира и имя героя.
Проанализировав образ главного героя, Чарли Гордона, мы выделили основные способы создания образа, применяемые автором. Среди них наиболее значимыми, на наш взгляд, является выбранная форма повествования (дневник героя) и, соответственно, речевые характеристики, в которых преобладают следующие стилистические приемы и выразительные средства: графон, нарушение синтаксической нормы, преобладание разговорного (фамильярного) или просторечного стиля.
Список литературы:
- Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. 4-е изд., испр. и доп. / И.В. Арнольд. М.: Флинта: Наука, 2002. — 384 с.
- Борисова Л.В. Interpreting Fiction: Практическое пособие по интерпретации текста (прозы) на английском языке / Л.В. Борисова. Минск: Высшая школа, 1987. — 102 с.
- Keyes D. Flowers for Algernon / D. Keyes. Mariner Books, 2004 — 311 с.
- Keyes D. Flowers for Algernon (short story):. 1959. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dorinta19.bizland.ro
дипломов
Оставить комментарий