Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 декабря 2014 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ «ДУХ, ДУША И ТЕЛО»
Колпакова Анастасия Владимировна
студент 1 курса, кафедра психологии и педагогики КГУ им. Ахмета Байтурсынова, Республика Казахстан, г. Костанай
E-mail: melodiya_ai@mail.ru
Клименко Анна Ивановна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии и педагогики КГУ им. А. Байтурсынова, Республика Казахстан, г. Костанай
Проблема «дух, «душа» и «тело» не нова. Она существует столько, сколько существует человеческое общество. Что такое «душа»? — это один из важнейших вопросов философии, религии и психологии. Точного понятия «душа» сегодня не существует. Такие выражения, как: «снять груз с души», «тяжело на душе», «отдать Богу душу» — прочно вошли в русскую литературу. Что эти понятия представляют собой? Откуда же они взялись? Подобные вопросы все чаще сегодня задают себе люди всех возрастов.
В настоящее время, в связи с отменой многолетних идеологических запретов, люди испытывают повышенный интерес ко всему мистическому, экстрасенсорному. Идеалы прошлых времен обесценились и исчезли. Теперь человек тянется к Богу, к религии, к мистике, к магии, надеясь там найти смысл своей жизни. Отсюда и интерес к религиозным учениям, к теме души и вечной жизни.
Представления о душе существовали еще в древние времена. Они появились в системе первобытных верований людей, в мифологии и легендах.
Наряду с понятием «душа», во многих мифах и религиях существует родственное ему понятие — «дух». Изучение мифологии древних народов, религиозных трактатов средневековья, философских учений нового времени, психологических теорий современности дает нам возможность проследить, как менялись представления о душе, и создать целостное представление о современном состоянии вопроса о человеческой душе.
Целью нашей работы было проследить, как, и под влиянием чего, менялись представления о душе на разных этапах развития общества, начиная с Античности и по сегодняшний день. Основной метод исследования — анализ литературных источников.
Одно из первых понятий о душе, как о живом существе, сформировалось в ходе развития мифологических идей. Наблюдение за дыханием живого существа, которое исчезало после его смерти, способствовало возникновению представлений о душе, как о дыхании, приходящем извне.
Возникновение религиозных представлений о душе ученые относят к среднему или позднему палеолиту (35 тыс. — 12 тыс. лет до н. э.). Первые религиозные верования при всем своем многообразии похожи у всех племен и народов мира. К наиболее распространенным и лучше всего исследованным ранним формам религии относятся анимизм, магия, тотемизм и фетишизм.
Термин «анимизм» в научный оборот ввел английский ученый Э. Тайлор. Анимизм (от лат. аnima, animus — душа, дух) — вера в бессмертие, вечность души. Анимистические верования были очень широко распространены. Вся природа первобытным людям представлялась одушевленной. Например, ирокезы верили, что и самая малая травинка имеет душу. По представлениям первобытных людей человек состоял из двух частей — тела и души, которая могла находиться в разных частях тела. Согласно одним верованиям, душа человека пребывает в его крови. Такое мнение связано было с наблюдениями за раненными в бою людьми, которые теряли жизнь вместе с кровью, вытекавшей из раны. На основе этих наблюдений возник обычай побратимства: люди смешивали свою кровь, полагая, что частично обмениваются душами, и между ними устанавливаются родственные отношения. Широко распространено было мнение, согласно которому душой человека является дыхание, так как в момент смерти прекращается и дыхание. Наверняка не случайно во многих языках мира слова «душа» и «дыхание» происходят от одного корня, а «испустить дух» — означает «умереть». Явления сновидений привели к представлению о душе, как о самостоятельной субстанции, существующей независимо от тела.
Дальнейшее развитие анимистических представлений привело к мысли, что души людей могут покидать тело во время сна и в момент смерти. Впоследствии возникла мысль о существовании иного, загробного мира. Одни племена помещали его на небе или на вершинах гор, другие — под землей, третьи — на далеких островах. Также широко распространена была вера в переселение душ и их перевоплощение.
Другая форма первобытной религии — тотемизм — вера в существование тесной связи с тотемом. Под тотемом понимается какой-либо вид животных, растений или других предметов и явлений природы, считающихся кровным родственником, предком данного рода. Члены родового коллектива верили, что все они произошли от их тотема или от общих с ним предков. Они не должны были причинять тотему вред; если это было животное, то его запрещалось убивать. Каждый род носил имя своего тотема.
В период первобытности складывается особая религиозно-мировоззренческая система — шаманизм, для которого характерно одушевление всего окружающего мира, осознание всеобщей взаимосвязи в природе и связи человеческого коллектива с космосом. Согласно этой системе, Вселенная разделялась на три мира — земной, небесный и подземный, каждому из которых приписывались определенные духи и божества. Шаман являлся посредником между сверхъестественными существами и людьми, он осуществлял общение с духами.
В эпоху античности начали складываться различные подходы к изучению души. Сформировались материалистические и идеалистические учения о душе.
Один из ярких представителей материалистического направления, Демокрит, называл душу особым телом, частью материального вечного мира, состоящего из множества движущихся в пустоте атомов. По его мнению, душа тоже состоит из атомов, но наиболее легких и подвижных — атомов огня. Душа является физическим телом. Она не бессмертна. После смерти тела душа рассыпается. Лукреций, Эпикур, стоики продолжили разработку идей Демокрита о душе. Эпикур утверждал, что души имеют только те существа, которые способны ощущать. Противниками идей Демокрита были представители идеалистического направления, самые видные из которых Сократ и его ученик Платон. Согласно взглядам Платона, душа является нематериальной и бессмертной. По его мнению, до рождения человека душа созерцает идеи в особом нематериальном мире — мире идей, а после вселения в тело, «забывает» их. Так Платон пришел к мысли о том, что знания — это лишь воспоминания забытых идей, познанных душой до рождения. Поэтому задачу философа он видел в том, чтобы в беседе с человеком побудить душу вспомнить идеи.
Вершиной психологии античности стало учение о душе Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). Аристотель является автором трактата «О душе», первого в мировой литературе подробного исследования по проблеме души. По мнению
Аристотеля, душа есть форма живого органического тела, которая делает тело живым. Тело и его органы — инструменты на службе у души. Разные существа имеют разные души. У растений растительная (двигательная) душа, отвечающая за питание, рост и размножение. Животным свойственна растительная и животная (чувственная) душа, обеспечивающая их перемещение, ощущения, восприятие, воображение и элементарную память. Поскольку эти функции невозможны без тела, то растительная и животная души также смертны, как и их тела. Лишь разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и бессмертна.
Проблемы, сформулированные античными мыслителями, не исчезли бесследно. Они дали направление дальнейшему развитию многих наук и легли в основу последующего развития представлений о душе.
В дальнейшем, в эпоху Средневековья, официальной наукой о душе стало богословие. Любое инакомыслие, любые отличные от принятых идеалов суждения понимались, как ересь и подвергались гонениям. По-иному определяется место человека в мироздании. В Библии человек понимается как существо, созданное Богом по образу и подобию своему. В этом качестве он соединяет в себе духовность и разумность, он есть «венец творения» и в то же время источник греха и зла, поскольку отвергает дар веры.
Не смотря на диктат религии и запрет на развитие наук, эпоху Средневековья нельзя считать темной эпохой. Средние века обогатили культуру, искусство, философию. В это время накапливается материал об анатомо-физиологических особенностях организма человека, как основах душевной жизни. В трудах таких арабских ученых — мыслителях, как Авиценна (980—1037 гг.), Альгазен (965 — около 1039 гг.) приводится мысль о зависимости психики от условий жизни и воспитания. Ими отвергается бессмертие души. Они считали, что духовные силы существуют не сами по себе, что они нуждаются в органе [7, с. 85—88].
В отличие от эпохи античности, средневековье различает в человеке тело, дух и душу. Дух, по мнению средневековых богословов, даруется Богом, душа — это то, что составляет наше собственное «Я». Суть духа состоит в уподоблении Богу, а души — в выборе зла и добра. Душа — основа одухотворения и воодушевления. Считалось, что только жизнь души в духе есть святость, и душа должна подчиняться духу, а тело — душе. Только тогда человек может стать полноценной нравственной личностью. Душа не предшествует телу, она каждый раз творится Богом из ничего, как вечная и неразрушимая. Она наделена разумом, волей и памятью. Именно они и определяют человека как человека, а не животное.
В Средневековье под влиянием религии в философии и психологии возникли такие направления, как волюнтаризм и томизм. Томизм — учение католической церкви, разработанное Фомой Аквинским. Фома Аквинский (1226—1274) утверждал, что душа отделена от тела и выступает источником его движения. Соотношение между телом и душой он рассматривал как соотношение материи и формы. Аквинский различал чистые формы в бестелесном мире и формы, осуществляющиеся лишь в материи. «Человеческая душа — низшая из тех чистых форм, (поэтому она бессмертна) и высшая из форм второго рода (поэтому она — принцип всей органической жизни). Благодаря такому расчленению понятий, душа получает значение узлового пункта в мироздании, а человеку выпадает на долю почетное призвание — соединить в себе оба круга бытия. Душа замкнута в себе. Ее не будет касаться разрушение физического тела. Она бессмертна» [3, с. 66].
Новую линию в исследования души намечает английский ученый Френсис Бэкон (1561—1626). Он развивает идеи единой науки о человеке. По его мнению, учение о человеке состоит из двух частей. Им выделяются науки о теле и науки о душе. Учение о душе включает в себя науки о рациональной божественной душе или духе и о чувствующей, нерациональной, общей для человека и животных. Природа чувствующей, нерациональной души телесна. Функция для чувствующей души, по Бэкону, — это способности ощущения и выбора. Для рациональной души — это разум (интеллект), рассудок, воображение, память, желание и воля. Идеи Бэкона способствовали отмиранию психологии как науки о душе и породили предпосылки для становления новой науки о сознании.
В философии эпохи Возрождения вопрос о душе считался важной составной частью проблемы личности. Философы эпохи Возрождения обратились к наследию античности, в этом проявился резкий протест против средневекового аскетизма. Некоторые обращались к идеализму Платона (Пико дела Мирандола, Валла, Фичино, ранний Бруно), истолковывая душу человека, его духовную сущность, как источник могущества личности, близости человека к природе и его господства над ней.
Одни философы этого времени утверждали могущество разума, а добродетель характеризовали как активную, живую силу, утверждающую творческую энергию личности. Другие (Помпонацци, Телезио, Вивес) продолжали линию античной натурфилософии, рассматривали душу, как активный материальный элемент. Они обращались к античным теориям о мозге, как местопребывании души, и о нервах, как путях ее движения [7, с. 101—108].
Как видим, в эпоху Возрождения открывалась возможность свободного исследования явлений психики и жизнедеятельности человека.
Веком научной революции и торжества нового мировоззрения стал XVII век — эпоха Нового времени. Французский математик, естествоиспытатель, философ Рене Декарт развивал дуалистическую теорию. Он разделял душу и тело как две самостоятельные, независимые субстанции, каждая из которых для своего существования не нуждается ни в чем, кроме себя самой. По Декарту, эти субстанции выполняют и разные функции: тело способно только двигаться, а душа — только мыслить. Нидерландский философ-материалист, атеист Бенедикт Спиноза, рассматривая человека как часть природы, считал, что тело и душа взаимно независимы. Дидро был убежден, что душа — продукт единства организма, его целостности. По утверждению представителя французского эмпиризма, Жюльена Офре де Ламетри, душа — часть организма. Все способности души зависят от особой организации мозга, всего тела и являются ее результатом. В идеалистической системе Гегеля рассматривается субъективный дух или индивидуальное сознание. По Гегелю, этот дух в своем развитии проходит 3 ступени. На первой ступени дух выступает в сплетении с телом, на второй — он представляет сознание, а на третьей — дух обнаруживает себя в качестве ума (теоретический дух), воли (практический дух) и нравственности (свободный дух).
В философии Людвига Фейербаха устанавливается материалистический подход к пониманию психики. Человек рассматривается им в единстве тела и души.
Термин «душа» в новоевропейской философии стал преимущественно применяться для обозначения внутреннего мира человека.
Таковы были взгляды на дух, душу и их связь с телом в Новое время.
Как видим, в процессе развития человеческого общества усложнялась религия, менялись представления людей о душе.
Как соотносятся древняя мудрость и современная наука? Сегодня психология, ранее являвшаяся наукой о душе, отрицает существование души. Тем не менее, понятие «душа» продолжает существовать и имеет множество определений. В «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова [6, с. 220] дано несколько определений слову «душа». Согласно одному из этих определений, душа рассматривается, как внутренний, психический мир человека. По современным представлениям, внутренний мир человека состоит из души и разума. Душой называют мир чувств, эмоций, настроений, переживаний. Эмоции, чувства, настроения — это элементы души, то, из чего она состоит. Чувства — это особый язык души. Существ, способных переживать чувства, называют одушевленными. Благодаря своему «животному началу» люди могут общаться на языке чувств, который, в отличие от языка слов, не нуждается в переводе. Он общий для всех народов и рас, мужчин и женщин, людей и животных. Разум представляет собой мир образов, понятий, представлений, идей, смыслов, он отличает человека от животных.
В современной философии душа человека представляется, как нематериальная сущность, которой свойственно мыслить, чувствовать, свободно действовать и осознавать неповторимость, индивидуальность человека, как личности. По взглядам религиозных философов, душа способна преодолевать влияния извне и быть источником совершенствования внешнего мира.
Тема души часто затрагивается журналистами. Так, в газете «Комсомольская правда» от 28 апреля 2008 года был опубликован опрос о том, где в теле человека расположена душа. В опросе приняли участие 302 человека. Голоса распределились таким образом: 13 % — за то, что душа расположена на небе, 20 % — в голове, 45 % — в области сердца, 19 % считают, что душа иногда находится в пятках. В этом же номере приводятся высказывания представителей из различных областей знаний. Так, Александр Серебров — летчик-космонавт, Герой Советского Союза, считает душой электромагнитные колебания, излучаемые и принимаемые мозгом. Отец Александр — настоятель храма Иоанна Кронштадтского, уверен, что душа есть. Свои убеждения он объясняет тем, что человек постоянно что-то перестраивает, переделывает, a все потому, что душа «скучает по совершенной, небесной жизни, …. Этот мир ее не устраивает». Александр Гинзбург — академик РАН, лауреат Нобелевской премии — уверен, что души нет, а ученых, утверждающих существование души, считает лжеучеными.
Итак, на основе анализа приведенных данных, можно сделать следующие выводы:
1. Споры о сути души продолжались веками. Практически никто из великих мыслителей не обошел этой проблемы в своих исканиях. Одни верили, что душа и тело неразрывно взаимосвязаны, и со смертью тела умирает и душа (Аристотель). Другие утверждали, что взаимосвязь между телом и душой невозможна, что это две независимые субстанции, существующие отдельно (Декарт). Третьи считали, что душа и тело образуют психофизический параллелизм (Спиноза).
2. На сегодняшний день проблема «Дух», «душа» и «тело» остается открытой.
Существует ли душа? Какая она и где находится? Продолжает ли она существование после смерти человека? — эти и другие вопросы проблемы души
будут еще долго волновать умы людей. У каждого человека свое мнение на этот счет, и одного точного ответа пока не существует.
3. Проблема «Дух», «душа» и «тело» заставляет задуматься о трудностях поиска истины и о вечных тайнах бытия.
4. Трудности в изучении данной проблемы сегодня обусловлены, на наш взгляд, невозможностью, с одной стороны, увидеть, потрогать душу, а с другой стороны, провести эксперимент.
Список литературы:
- Богословский М.М., Князькин И.В. «Мифологические, религиозные и современные псевдонаучные представления о человеческой душе» Балтика, 2004. — 317 с.
- Жизнь земная и последующая. /Сост. П.С. Гуревич, С.Я. Левит: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1991. — 415 с.
- Ждан А.Н. «История психологии. От античности до наших дней» М., 1997. — 367 с.
- История психологии в таблицах и схемах /С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. Ростов-н/Д.: Феникс, 2010. — 486 с.
- О человеке. Издательство Православного братства святого апостола Иоанна Богослова. М., 2004. — 536 с.
- Толковый словарь русского языка: около 30000 слов / под редакцией Ушакова М.: Астрель. 2008 г. — 1054 с.
- Ярошевский М.Г. «История психологии от античности до середины XX века» М., 1997. — 463 с.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий