Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 марта 2015 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Умарбаева Н.Ж. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КИНЕСИКИ В СОВРЕМЕННОМ КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(30). URL: https://sibac.info/archive/guman/3(30).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

АНАЛИЗ  ОСОБЕННОСТЕЙ  КИНЕСИКИ  В  СОВРЕМЕННОМ  КОММУНИКАЦИОННОМ  ПРОЦЕССЕ

Умарбаева  Нурсауле  Жуламанкызы

студент  3  курса,  кафедра  социально-культурных  технологий

АФ  НОУ  ВПО  «СПбГУП»,  Республика  Казахстан,  г.  Алматы

E-mail:  dark_demon@list.ru

Лулудова  Елена  Михайловна

научный  руководитель,  канд.  филолог.  наук,  профессор  АФ  НОУ  ВПО  «СПбГУП»,  Республика  Казахстан,  г.  Алматы

 

Актуальность  темы  связана  с  возрастанием  в  современной  лингвистике  интереса  к  паралингвистике  —  разделу  языкознания,  изучающему  неязыковые  средства,  входящие  в  речевое  сообщение:  фонационные  (громкость,  тембр,  паузы,  высота  звука  и  т.  д.),  кинесические  (мимические  и  жестикуляционные  особенности  в  момент  общения)  и  графические.  Доказано,  что  паралингвистические  средства  (а  особенно  кинесические)  могут  служить  источником  информации  о  человеке,  так  как  они  характеризуют  его  социальные  и  возрастные  особенности,  его  характер  и  этнолингвистические  составляющие.  Подтекст  и  контекст,  эмоции  и  отношения  могут  быть  транслированы  посредством  паралингвистических  средств,  в  том  числе  жестов  и  мимики.  Это  так  называемые  визуальные  средства  общения.

Считается,  что  мимика  вписана  в  нас  генетически,  а  жесты  управляются  разумом  (даже  когда  они  не  фиксируются  сознанием,  они  в  полной  мере  передают  настроение  и  мысли  человека)  [5,  с.  243].  Исследования  показывают,  что  женщины  точнее  мужчин  и  передают  свои  чувства,  и  их  воспринимают.  Способности  мужчин,  работающих  с  людьми,  оцениваются  почти  также  [1;  2;  6].  Осознание  значимости  кинесики  приходит  в  процессе  или  после  некоторого  обучения,  однако  следует  помнить,  что  люди  не  всегда  схожи  в  этом  плане  [7,  с.  167—171].  Кроме  того,  чуткость  в  невербальном  общении  повышается  с  возрастом  и  опытом  [3;  4].  Наша  цель  —  проверить  на  примерах  данные  утверждения.

На  основании  проведенного  нами  обобщения  результатов  уже  существующих  многолетних  исследований  в  различных  отраслях  знаний,  считаем,  что  человека  можно  характеризовать  по  его  мимике  и  жестам,  так  как  они  являются  инстинктивными  и  указывают  на  его  сущность  с  учетом  условий  и  установки  жизни  конкретной  личности.  Считаем,  что  слабое  рукопожатие  расскажет  о  человеке  гораздо  больше,  чем  его  заверение  об  интересе  к  нам  и  обещание  готовности  быть  открытым.  Бессознательная  тень  недовольства  в  мимике  направит  нас  лучше  и  позволит  добиться  большего,  чем  выверенные  планы  «правильных  презентаций».

Рассмотрим  некоторые  из  жестов,  широко  распространенные  в  современной  коммуникации.

1.  Жест  «О’кей»  или  круг,  образуемый  соединением  большого  и  указательного  пальца  правой  руки,  распространился  в  Америке  в  начале  XIX  века,  главным  образом,  под  влиянием  прессы,  которая  в  то  время  начала  кампанию  по  сокращению  слов  и  ходовых  фраз  до  их  начальных  букв.  По  одной  из  версий,  аббревиатура  «ОК»  возникла  от  сокращения  «all  correct»  (все  правильно).  Значение  «ОК»  известно  всем  англоязычным  странам  в  Европе  и  Азии,  но  в  некоторых  странах  этот  жест  имеет  иное  происхождение  и  значение.  Например,  во  Франции  он  означает  «ноль»  или  «ничего»,  в  Японии  —  «деньги»,  в  некоторых  странах  Средиземноморского  бассейна  —  гомосексуальность  мужчины,  в  Германии  —  оскорблением,  а  житель  Мальты  вложил  бы  в  этот  жест  примерно  тот  же  самый  смысл,  какой  мы  подразумеваем,  щелкая  пальцем  себе  под  подбородком,  —  жест  питейного  и  увеселительного  толка.  Потому,  путешествуя  по  разным  странам,  следует  быть  внимательным  в  своих  жестах,  чтобы  никого  случайным  образом  не  оскорбить.

2.  Поднятый  вверх  большой  палец.  Этот  жест  может  осуществляться  как  одной,  так  и  двумя  руками,  и  имеет  несколько  значений.  Например,  в  Америке,  Англии,  Австралии,  Канаде,  Новой  Зеландии,  России  он  имеет  два  основных  значения:  1)  при  попытке  остановить  машину  на  дороге,  чтобы  доехать  в  нужном  направлении;  2)  «все  в  порядке,  все  хорошо,  у  меня  дела  идут  без  проблем».  Однако  в  Греции  этот  жест  означает  «заткнись».  Зная  это,  мы  не  рискнем  остановить  подобным  жестом  машину,  так  как  вряд  ли  кто-то  после  того,  как  его  жестом  попросили  заткнуться,  остановится  и  решит  нас  подвезти.

3.  Большой  палец  опущен  вниз.  Есть  точка  зрения,  предполагающая,  что  этот  жест  пришел  к  нам  еще  из  древней  и  великой  римской  империи.  История  хранит  сведения,  что  подобным  жестом  римские  императоры  приговаривали  к  смерти  гладиаторов,  сражающихся  на  арене.  Победитель  в  гладиаторском  бою  спрашивал  у  императора:  убить  поверженного  соперника  или  оставить  его  в  живых.  Поднятый  вверх  большой  палец  означал  помилование,  а  опущенный  вниз  —  смерть.  В  современном  мире  опущенный  вниз  палец  является  своеобразным  антонимом  в  жестах.  Он  противоположен  жесту,  когда  большой  палец  поднят  вверх.  Человек,  опускающий  большой  палец  вниз,  словно  хочет  выразить  свое  презрение  тому,  кому  он  адресован.  Это  и  жест  позора,  и  жест  унижения.  Все  зависит  от  того,  с  какой  целью  человек  его  совершает  и  какова  причина  этого.

4.  V-образный  жест  пальцами.  Известно,  что  этот  жест  стал  известен  благодаря  Уинстону  Черчиллю.  Во  многих  европейских  государствах  такой  жест  расценивается  как  знак  победы  или  успеха.  Но  в  таких  странах,  как  Америка,  Австралия  и  особенно  Англия,  есть  еще  одна  интерпретация:  если  рука  при  этом  жесте  развернута  ладонью  по  направлению  к  говорящему,  то  жест  имеет  оскорбительное  значение,  так  как  подразумевает  «заткнись».

5.  Руки,  сложенные  лодочкой,  свидетельствуют  об  обращении  к  Богу  и  их  можно  отнести  к  основным  коммуникативным  религиозным  жестам.  Думаем,  всем  будет  понятно,  что  в  этом  случае  жесты  будут  соответственно  различаться  в  зависимости  от  направления  религии.  Этот  жест  характерен  для  многих  религий  мира.

6.  Жесты,  несущие  оскорбление.  Жест,  состоящий  из  кулака  и  просунутого  между  указательным  и  средним  пальцем  большого  пальца,  пожалуй,  самая  известная,  но  не  самая  приличная  фигура.  Ее  еще  называют  «фига»  или  «кукиш».  В  различных  конфликтных  ситуациях  и  спорах  он  используется  или  как  бездоказательный  аргумент,  или  как  элемент  утверждения  и  давления.  Обычно  по  направлению  к  лицу  противника  (оппонента).  Однако  эта  фигура  означает  не  только  отказ  человека  что-либо  делать,  или  отказ  в  просьбе.  Иногда  он  подразумевает  сексуальное  оскорбление.  В  Португалии  же  этот  жест  активно  используется  как  оберег  от  сглаза,  а  у  бразильцев  фига  служит  пожеланием  удача.

7.  Покусывание  большого  пальца.  Это  еще  один  знак  сексуального  оскорбления.  В  «Ромео  и  Джульетте»  Шекспира  этот  жест  упомянут  как  способ  выразить  крайнее  презрение.  Однако  греки  так  выражают  гнев.

8.  Поворот  пальца  у  виска.  Поворот  пальцем  у  виска  обычно  означает  «Ты  сошел  с  ума!».  Однако  в  Германии  этот  жест  считает  крайне  оскорбительным  и  за  употребление  его  в  публичном  месте  человек  может  быть  даже  арестован.  У  колумбийцев  тот  же  символ  глупости  —  вогнутая  ладонь  у  подбородка.

9.  Постукивание  пальцем  по  лицу.  От  поляков  пошел  данный  жест  в  качестве  предложения  выпить.  У  голландцев  обозначением  того,  что  человек  напился,  является  постукивание  по  носу  указательным  пальцем.

10.                Показывание  языка.  Часто  язык  люди  показывают,  когда  выигрывают  спор,  или  просто  хотят,  как-то  оскорбить  человека,  если  не  хватает  слов.  Подобный  жест,  как  впрочем  и  все  жесты,  относящиеся  к  этой  группе,  очень  неприличен  и  осуждается  обществом  любой  страны.

11.                Поднятый  кверху  указательный  палец.  Вероятнее  всего,  это  означает,  что  человек  или  собирается  сказать,  или  уже  говорит  нечто  нравоучительное  или  назидательное.  Данный  жест  может  также  служить  дополнением  происходящему  или,  сопровождая  речь,  дополнительно  привлекать  внимание  к  тому,  о  чем  говорится.

Для  изучения  мимических  выражений  эмоций  в  ответ  на  определенные  стимулы  среды  нами  был  проведен  контент-анализ  20  видеозаписей  детей  новорожденного  и  дошкольного  периода  развития  и  25  видеозаписей  выступлений  политиков.  Регистрации  подлежали  мимические  проявления  таких  базовых  эмоций,  как  удивление,  страх,  радость,  печаль,  отвращение,  презрение.  Например,  удивление  проявляется  как  у  детей,  так  и  у  взрослых  высоким  поднятием  бровей,  что  вызывает  горизонтальные  морщины  на  лбу,  глаза  широко  открываются  и  округляются,  рот  приоткрывается  и  образует  овальную  форму,  в  отличие  от  страха,  где  брови  не  просто  подняты,  а  еще  и  немного  сведены,  глаза  настолько  широко  открыты,  что  становится  видно  белок  между  верхним  веком  и  радужкой  глаза,  рот  приоткрыт,  но  углы  рта  резко  оттянуты.

Было  выявлено,  что:

·     мимическое  проявление  указанных  базовых  эмоций  имеет  универсальный  характер;

·     у  детей  мимическое  проявление  эмоций  является  более  сильным;

·     мимическое  выражение  базовых  эмоций  у  политиков  является  более  сдержанным,  но  не  отличается  по  своим  характеристикам;

·     мимическое  проявление  эмоций  всегда  соответствует  предъявляемому  стимулу.

Исходя  из  полученных  данных,  следует:

·     мимические  проявления  эмоций  являются  универсальными,  всегда  соответствуют  ситуации  и  не  поддаются  полному  контролю;

·     по  мимическим  реакциям  индивида  можно  с  достоверностью  установить  его  реальное  отношение  к  чему-либо,  его  ближайшие  намерения,  его  участие  в  каких-либо  событиях  и  множество  других  фактов.

Однако  в  процессе  коммуникации  человек  оценивается  не  только  по  мимике  или  не  только  по  жестикуляции,  а  по  поведению  и  эмоциям  в  целом.  Например,  сочетание  жестов  превосходства  может  указывать  на  активную  криминогенную  личность,  а  жесты  и  мимика  напряжения,  нервозности  и  даже  страха  —  на  пассивную  криминогенную  личность.  Это  происходит  хотя  бы  потому,  что  активная  криминогенная  личность  уже  полностью  готова  к  совершению  преступления,  а  у  пассивной  криминогенной  личности  желание  совершить  преступление  возникает  спонтанно  и  внутри  субъекта  происходят  сложные  процессы,  вызывающие  неуверенность,  нервозность.

В  частности,  жесты  и  мимика  активной  криминальной  личности  включают:

·     подбородок  поднятый  вверх;

·     тесно  сплетенные  пальцы  находятся  на  коленях;

·     скрещенные  на  груди  руки  со  сжатыми  в  кулаки  ладонями;

·     широко  расставленные  ноги  в  позиции  стоя;

·     корпус,  подданный  вперед,  дает  понять  о  готовности  к  действиям;

·     мимика  выражает  ненависть.

Жесты  и  мимика  пассивной  криминальной  личности  включают:

·     покашливание;

·     ерзанье  на  стуле;

·     почесывание  уха;

·     постукивание  по  столу;

·     мимика  выражает  обычно  гнев.

В  качестве  сравнения  уместно  учитывать  особенности  и  виктимной  личности.  В  частности,  жесты  и  мимика  активной  виктимной  личности  чаще  всего  выражается  в  открытости  личности,  т.  е.  используется  много  жестов  доверия  (хотя  могут  быть  и  жесты  превосходства  по  тем  или  иным  характеристикам).  Открытость  и  доверие  вызывают  у  преступника  возможность  неожиданного  совершения  преступления,  а  жесты  превосходства  вызывают  желание  наказать  жертву  за  высокую  самооценку,  отнимая  у  жертвы  самое  ценное,  на  основе  чего  и  были  вызваны  жесты  и  мимика  превосходства.  Во  всех  случаях  жертва  может  и  должна  предполагать  о  возможном  исходе.

Жесты  и  мимика  пассивной  виктимной  личности  обычно  выражают  отстраненность,  страх,  недоверие.  Это  вызывает  жесты  проверки  денег,  ключей  и  другого  ценного  имущества,  что  обычно  отмечается  преступником.  У  него  складывается  мнение,  что  человек  имеет  при  себе  ценные  вещи.  Элементы  подобной  жестикуляции  и  мимики  позволяют  преступнику  предположить,  что  жертва  не  окажет  сопротивление,  так  как  страх  позволит  преступнику  воздействовать  на  жертву.

В  современном  мире  любой  человек  может  быть  оценен  или  как  криминогенная  личность,  или  как  виктимная  личность.

Согласно  мнению  эспертов,  криминальность  может  быть  активной  (преступник  изначально  готовится  к  совершению  преступления)  и  пассивной  (преступника  подталкивают  к  преступлению  определенные  обстоятельства). 

Виктимность  также  разделяется  на  активную  (жертва  своими  действиями  осознанно  провоцирует  совершение  преступного  деяния  против  нее)  и  пассивную  (жертва  неосознанно  своими  действиями  провоцирует  возможность  преступления).  Каждой  группе  соответствует  свой  тип  поведения,  своя  мимика  и  жестикуляция  (множество  наглядных  примеров  приведено  в  практикуме  Л.А.  Регуша  [8]  и,  например,  в  книге  Х.  Рюкле  [9]).

С  целью  перепроверки  мнения  ученых  и  лично  нами  проведенных  исследований  к  работе  были  привлечены  70  экспертов.  Студенты  1  и  2  курса  дневного  отделения  Алматинского  филиала  НОУ  ВПО  «Санкт-Петербургский  Гуманитарный  университет  профсоюзов»  направления  подготовки  «Социально-культурная  деятельность»  были  определены  как  респонденты-эксперты,  чтобы,  с  одной  стороны,  сравнить  оценку  одного  и  того  же  факта  или  убеждения  представителями  разных  возрастных  групп  (1  курс  —  17—18  лет;  2  курс  —  20—21  год);  во-вторых,  определить,  способны  ли  разбираться  в  жестах  и  мимике  те,  кто  наблюдение  за  людьми  и  коммуникацию  оценивает  как  основные  составляющие  своей  будущей  профессии.  Всего  в  эксперименте  участвовало  70  человек.  Каждому  студенту  предлагалось  оценить  каждый  из  выделенных  нами  в  качестве  примеров  жест  и  высказать  свое  мнение  о  мимических  особенностях  каждого  лица  на  45  видеозаписях.

В  результате  тестирования  и  продолжительной  беседы  с  каждым  респондентом  было  выявлено  следующее:

·     почти  все  респонденты  понимают  мимику  и  жесты  на  нормальном  уровне,  как  среднестатистический  человек;

·     только  один  человек  в  группе  1  курса  плохо  разбирается  в  мимике  и  жестах;

·     только  один  человек  в  группе  2-го  курса  и  один  человек  в  группе  1-го  курса  отлично  разбираются  в  мимике  и  жестах;

·     почти  все  опрошенные  согласны  с  вышеперечисленными  и  обобщенными  нами  характеристиками  мимики  и  жестов.

Таким  образом,  все  вышеизложенное  позволяет  сделать  вывод,  что  паралингвистические  средства  общения  характеризуются  двойственностью.  С  одной  стороны,  наблюдательность  и  знание  особенностей  невербальных  способов  общения  позволяет  корректировать  общение,  привлекать  к  чему-либо  или  отвлекать  от  чего-либо.  Они  подготавливают,  сопровождают,  комментируют,  разъясняют  речь,  вскрывают  ее  глубинную  суть.  Их  учет  позволяет  внести  коррективы  в  процесс  общения.

С  другой  стороны,  следует  помнить,  что  интерпретировать  отдельно  взятый  жест  или  выражение  лица  без  совокупности  других  вербально/невербальных  факторов  –  это,  чаще  всего,  не  замечать  очевидного.  Прежде  чем  сделать  какие-то  выводы,  нужно  сопоставить  поведение  собеседника  с  его  физическим  и  психологическим  состоянием,  а  также  необходимо  учитывать:

1.  уникальность;

2.  возможные  противоречия  между  выражением  и  его  психологическим  содержанием;

3.  изменчивость  способов;

4.  умение  правильно  выражать  свои  переживания  и  навыки  кодирования.

То  есть  интерпретация  кинестики  —  это  творческий  процесс,  требующий  наблюдательности,  интереса  и  внимания  к  людям,  социального  интеллекта,  коммуникативной  компетентности.

 

Список  литературы:

  1. Вильсон  Гленн,  Макклафлин  Крис.  Язык  жестов.  СПб.,  1999.  —  224  с.
  2. Лабунская  В.А.  Невербальное  поведение  (социально-перцептивный  подход).  Ростов  н/Д.:  Феникс,  1986.  —  142  с. 
  3. Морозов  В.П.  Искусство  и  наука  общения:  невербальная  коммуникация.  М.:  ИП  РАН,  1998.  —  164  с.
  4. Небылицын  В.Д.  Психофизиологические  исследования  индивидуальных  различий.  М.:  Наука,  1976.  —  164  с.
  5. Организационное  поведение:  учеб.  для  вузов  /  Под  ред.  Г.Р.  Латфуллина,  О.Н.  Громовой.  СПб.:  Питер,  2000.  —  416  с.
  6. Пиз  А.  Язык  телодвижений:  Как  читать  мысли  людей  по  их  жестам.  Нижний  Новгород:  Ай-Кью.  1992.  —  265  с.
  7. Пиз  А.  Язык  телодвижений.  М.:  Эксмо,  2005.  —  416  с.
  8. Регуш  Л.А.  Практикум  по  наблюдению  и  наблюдательности.  СПб:  Питер,  2001.  —  208  с.
  9. Рюкле  Х.  Ваше  тайное  оружие  в  общении.  Мимика,  жест,  движение.  М.:  АО  «Интерэксперт»,  1996.  —  280  с.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.