Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 мая 2015 г.)
Наука: Филология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЧЕРТЫ «ТАИНСТВЕННОЙ» ПОВЕСТИ В «ПРИЗРАКАХ» И.С ТУРГЕНЕВА
Иванча Татьяна Александровна
студент 3 курса, кафедра отечественной литературы ЮФУ, РФ, г. Ростов-на-Дону
E-mail: tanechka080394@mail.ru
Логунова Наталья Валерьевна
научный руководитель, д-р. филол. наук, доцент ЮФУ, РФ, г. Ростов-на-Дону
Повесть 1864 года «Призраки» — одно из самых интересных и загадочных произведений в творчестве И.С. Тургенева. Начиная с этой повести, в прозе писателя все чаще проявлялись черты его новой, «таинственной» манеры. В этих произведениях Тургенев рассматривает иррациональные, таинственные стороны человеческой психики, а также непознанные и разрушительные силы природы, для которых человек — бессильная жертва слепой игры. Это можно заметить в повестях «Собака» (1864), «Странная история» (1869), «Стук… Стук… Стук!..» (1870), «Часы» (1875), «Сон» (1876), «Песнь торжествующей любви» (1881), «После смерти» (1882), а также в незавершенном рассказе «Силаев», над которым писатель работал предположительно в конце 1870-х гг. Все эти произведения исследователи объединили в цикл «таинственных повестей».
Повесть «Призраки» открывала этот цикл и явилась одной из самых спорных в творчестве Тургенева, вызвала большую дискуссию среди читателей и критиков. Одни считали ее «странной» и недостойной внимания, полагая, что такое произведение никоим образом не сможет привлечь читателя. Так, Ф.М. Достоевский в очередном из своих писем брату Михаилу отмечал: «...по-моему, в них («Призраках») много дряни: что-то гаденькое, больное, старческое, неверующее от бессилия, одним словом весь Тургенев с его убеждениями...» [3]. Другие современники автора предсказывали повести успех. Например, П.В. Анненков, считал, что «странность эта привязана к громкому и почетному имени», а значит вполне вероятно, что произведение станет популярным. Так в чем же заключается «таинственность» повести, и почему она вызывала столь неоднозначные оценки?
Интересна история создания произведения, которая уже скрывает в себе некие элементы таинственного, ирреального. Как полагают биографы писателя, основой для данной повести послужил сон, который приснился Тургеневу в 1849 году. Об этом сне он повествует в письме к Полине Виардо. Ивану Сергеевичу приснилась странная белая фигура, которая назвала себя его братом «Анатолием» (как известно, брата с таким именем у писателя не было); оба они перевоплотились в птиц и летали над бескрайним океаном. Однако сама повесть была задумана Тургеневым гораздо позже, спустя годы, в 1855. Известный журналист того времени А.В. Половцев, современник писателя, передает следующий рассказ Тургенева о создании повести: ««Призраки» произошли случайно. У меня набрался ряд картин, эскизов, пейзажей. Сперва я хотел сделать картинную галерею, по которой проходит художник, рассматривая отдельные картины, но выходило сухо. Поэтому я выбрал ту форму, в которой и появились «Призраки»». Следовательно, Иван Сергеевич выбирает фантастическую манеру изображения. Как отмечает большинство литературоведов, границы фантастики определяются каждый раз художественно-познавательными задачами художника, ведь в фантастичности художественных образов всегда должна быть внутренняя обоснованность. При помощи данного метода автор выражает то, чего не может совершить в действительности, создавая при этом особый, полный неизведанного мир, в который постепенно погружает своего читателя. Изображая в своей повести множество отдельных картин, Тургенев мастерски сплетает их в единое целое с таким художественным гением, что невольно начинаешь верить в этот таинственный мир, полностью забывая о реальности [4].
Повествование в произведении ведется от первого лица. Лунной ночью томящемуся от бессонницы герою из ниоткуда является белый призрак женщины по имени Эллис, с которой в дальнейшем герой путешествует в разные точки пространства. Несмотря на значимость главного героя, образ Эллис в повести является не менее важным. Кто она? Каковы ее мотивы? Ответов на эти вопросы мы так и не находим. И именно в этом заключается одна из основных тайн повести. Некоторые читатели усматривали в истории Эллис некий аллегорический смысл. Так, критик Анненков, прочитав повесть, писал в одном из писем Тургеневу : «…эта летающая Эллис, — что она? Тут кроется какая-то аллегория, — но эта аллегория остается неразгаданной и производит то, что впечатление целого сводится не то на диссонанс, не то на неразрешенный аккорд какого-то смутного тона. Очевидно, что эта аллегория чего-то внутреннего, личного, тяжкого, глухого и неразрешенного».
Другие же исследователи, к примеру Чешихин В.Е, считали Эллис символом музы поэта. Постепенное перевоплощение Эллис в повести отражает то, как Тургенев приносит в жертву свою реальную жизнь во благо литературы. Сам же автор открыто утверждал в письме к Анненкову: «Тут нет решительно никакой аллегории, я так же сам мало понимаю Эллис, как и ты. Это ряд каких-то душевных dissolving views — вызванных переходным и действительно тяжелым и темным состоянием моего Я» [1].
На протяжении всего повествования образ призрака так и остается загадкой, начиная с внешнего вида и заканчивая историей ее жизни, смерти, а так же причиной появления. Тургенев пишет: « ...опять таинственный призрак. Неподвижные глаза на неподвижном лице — и взор исполнен печали... Она казалась вся как бы соткана из полупрозрачного молочного тумана, — только волосы да глаза чуть-чуть чернели». Довольно размытая внешность, неизвестные, никому не понятные мотивы ее поступков — все, что известно об этом призраке. Следует обратить внимание на эпитеты, описывающие образ Эллис: «таинственная», «из полупрозрачного тумана», «неподвижная». Она неуловима, ее невозможно познать. В каждой черте, в каждом ее действии — загадка. Именно это и привлекает в ней героя. Таинственность Эллис не отталкивает, а наоборот, завораживает, заставляет героя продолжить ночные свидания. К концу повести Эллис исчезает так же неожиданно, как и появилась, оставив героя теряться в догадках.
Наряду с образом призрака Эллис, интерес представляет образ смерти. Это что-то неясное, но вселяющее глубокий ужас и заставляющее трепетать только от одного своего вида: «Это нечто было тем страшнее, что не имело определенного образа» — именно таково было впечатление героя. И далее: «Мерное, широкое колебание сверху вниз и снизу вверх, колебание, напоминающее зловещий размах крыльев хищной птицы, когда она ищет свою добычу»... Каждое ее движение, изгиб, заставляет понять, кто правит этим миром. Это «нечто» — непоколебимо, над ним не властно ни время, ни пространство. Она поглощает все живое на своем пути, и никто не сможет скрыться от нее. Чем ярче автор раскрывает образ смерти, тем больше ощущается ее мощь и сила. Эпитеты «тяжелое», «мрачное», «изжелта-черное» создают гнетущее впечатление, и возникает невольное ощущение обреченности и неизбежности чего-то по-настоящему ужасного. Было ли это особое предзнаменование герою, или же просто плод его воображения, так же остается неразгаданным, но именно после появления этого образа исчезает Эллис. Боялась ли ее таинственная героиня? Может именно от нее она бежала? Ответы на эти вопросы автор предоставляет искать читателям.
Важную роль в повести Тургенева играют пейзажи. В самом начале произведения описание природы помогает проникнуть во внутреннее состояние главного героя, создавая атмосферу тайны. Обращают на себя внимание средства художественной выразительности: множество эпитетов («неестественный багрянец, что-то странное, загадочное»), олицетворение («листья и травы не шевелились»), метафора («окаменелая неподвижность») — вызывают ощущение тревоги и накаленности обстановки. С минуты на минуту произойдет нечто особенное, не поддающееся объяснению. И это ощущение не подводит. Далее герой-повествователь начинает необыкновенное путешествие во времени и пространстве, посещая самые разные уголки Европы и родной земли: Понтийские болота в окрестностях Рима, итальянское озеро Лаго-Маджоре, английский остров Уайт, Волга. Многие исследователи творчества Ивана Сергеевича неоднократно отмечали, что большая часть глав, отражающих в своем содержании описание природы и окружающей местности, несмотря на их фантастический, ирреальный характер, передают либо личные впечатления самого автора, либо являются интерпретацией некоторых семейных преданий Тургеневых. В повествовании «Призраков» очень ярко прослеживается точность пейзажных зарисовок самых разных уголков Европы; однако особенная достоверность соблюдена Тургеневым при описании усадьбы главного героя. Именно в этом описании мы без труда можем узнать родовое имение Тургенева — Спасское-Лутовиново. На это указывают множество деталей: пруд, плотина, усаженная ракитами дорога, березовая роща. Такое точное описание местности придает повести достоверность, и, читая произведение, начинаешь верить в этот особый таинственный мир, ни на минуту не сомневаясь, что данная история вполне могла случиться на самом деле [2].
Помимо всего этого, в повести неоднократно встречаются знаменитые исторические личности, к примеру, Гай Юлий Цезарь и Степан Разин, что дает возможность предположить наличие в повести некоторых историко-философских и политических пластов. Как известно, произведение создавалось в очень непростую эпоху развития России, что не могло не отражаться в творениях Тургенева. Герой-повествователь «Призраков» активно выражает невозможность принятия конкретных форм социальной жизни России и Европы. Обнаружив в «Призраках» отрицание цивилизации буржуазии, Тургенев с заметной резкостью отрицал и дворянско-бюрократический Петербург. Заявив в своем творении об общности исторического пути развития России и Европы, автор в то же время не дал ответа на вопрос, каким именно будет этот путь.
В процессе работы над «Призраками» Тургенев неоднократно высказывал сомнение в их актуальности и состоятельности. Писатель назвал свое новое произведение «фантазией» и опасался, что большинство читателей сочтут ее «несколько детской». Однако, несмотря на опасения автора, и на критику, которая во многом поставила под сомнение талант Тургенева, эта повесть входит в число бессмертных произведений гениального писателя и привлекает уже не одно поколение читателей своей таинственностью и загадочностью.
Список литературы:
- Ветринский Ч. Муза-вампир. Творчество Тургенева. М.: 2000.
- Могилянский А.П. Кийко Е.И // И.С. Тургенев. Призраки. Комментарии. М.: Наука, — 1981. — Т. 7, — с. 470—485.
- Письмо Ф.М. Достоевского к И.С. Тургеневу от 23 декабря 1863 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rvb.ru/dostoevski/01text/vol15/01text/425.htm (дата обращения 22.04.14).
- Тургенев И.С. Письма. Изд. 2-е, испр. и доп.. М.: Наука, 1988. Т. 5. 1862—1864.
дипломов
Оставить комментарий