Статья опубликована в рамках: XXXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 февраля 2016 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЭВОЛЮЦИЮ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Социально-культурные учреждения (СКУ) с самых первых форм своего существования играли важнейшую роль в функционировании и развитии человеческого общества. На всех исторических этапах они являлись центрами по организации просвещения, обогащению духовной жизни, удовлетворению культурных потребностей, оказанию разносторонней помощи населению и общественно-социальной жизни общества. Успешная, целенаправленная и эффективная работа социально-культурных учреждений оказывает существенное влияние на качество и образ жизни населения. Однако в современных учебниках по социально-культурной деятельности недостаточно представлены и разработаны тенденции в эволюции социально-культурных институтов, что является основной задачей данного студенческого научного сообщества. Цель данной статьи – провести социокультурный анализ, обобщить и спроектировать облик культ-институций на примере их зрелищно-анимационных представителей, не теряющих свою актуальность и развлекательность в любое время.
1. Туристические агентства. Учреждения, занимающиеся организованным туризмом, прошли огромный эволюционный путь и продолжают развиваться и совершенствоваться. Туристическое агентство будущего будет активно использовать инновационные технологии, т.к. рынок онлайн-услуг растет во всех сферах человеческой деятельности. Внедрение CRM-стратегии (Customer Relationship Management - в переводе с английского можно перевести как «управление взаимоотношениями с потребителями») позволит туристическим агентствам успешно конкурировать друг с другом, т.к. эта стратегия полностью ориентирована на клиента и его потребности. Несмотря на тот факт, что самостоятельных путешественников с каждым годом становится все больше, потребность людей в помощи профессионалов с хорошей репутацией никуда не исчезнет. Будущее туристических агентств заключается в организации необычных путешествий в сочетании с развлекательными мероприятиями. Например, на IX международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация», проводимой на базе исследовательского университета в Высшей школе экономики прозвучало утверждение, что будущие туристы предпочтут морским пляжам подводные погружения, горные восхождения и космические маршруты. Также существуют прогнозы о популярности в будущем виртуальных путешествий благодаря специальным гаджетам наподобие уже существующих шлемов виртуальной реальности. Но, скорее всего, виртуальные путешествия как цель будут интересовать достаточно ограниченную группу туристов. Более вероятно, что гаджеты будут использоваться туристическими агентствами в качестве рекламы реального объекта путешествия как возможность попробовать заранее ощутить эмоции от предстоящего приключения. Можно предположить, что в туристических агентствах и других СКУ будущего будут работать профессиональные кадры с высокими коммуникативными способностями (возможно даже с психологическим образованием), которые будут эффективно разрабатывать и подбирать туры для людей, особенно нуждающихся в отвлечении от привычной рутинной атмосферы или испытывающих тягу к новым впечатлениям. Несомненно, большую популярность приобретут путешествия-квесты, которые предлагают испытать на себе приключения героев популярных фильмов и книг. Австралийский философ и футуролог Ричард Уотсон считает, что у организаций, занимающихся туристической деятельностью, большое будущее: «Туризм уже сейчас крупнейшая экономическая отрасль на земле. Можно себе представить, какой мощной она станет, если сольется с индустрией развлечений». [7] Нельзя не сказать об угрозе международного терроризма, которая на данный момент оказывает мощное давление на функционирование туристической отрасли, проблемам организации безопасности путешествия на всех этапах маршрута будет уделяться значительно большее внимание, чем сейчас. На наш взгляд. Путешественники будут активно пользоваться сверхмобильным транспортом из мира фантастики, что позволит им в несколько раз сократить время и расстояние при длительных ныне поездках.
2. Музеи в том виде, в каком мы воспринимаем их сегодня, возникли на рубеже XVIII–XIX веков. Традиционно они представляют собой научно-исследовательские и просветительные учреждения, в которых «хранятся, изучаются и популяризируются произведения искусства, артефакты и исторические материалы»[3]. В настоящее время значительное количество музеев страдает от низкого уровня посещаемости. У современного музейного кризиса есть несколько причин: недостаточное государственное финансирование, нехватка профессиональных кадров, слабая работа пиар-служб, общее падение культуры населения. В связи с такой негативной ситуацией главная цель музея будущего – быть привлекательным и интересным для посетителей, в противном случае само существование музея будет под вопросом. Старая традиционная форма функционирования музеев уйдет в прошлое. Экскурсоводы будущего не будут монотонно излагать материал - сформируется совершенно иной тип коммуникации, например, диалог с посетителями, рассказ с завлекающими сюжетами или своеобразное путешествие с интересными интеллектуальными заданиями. На наш взгляд, посетители музея станут помощниками экскурсовода в дополнении текста.
Директор «Булгаковского Дома» Николай Борисович Голубев считает, что «музей обязан собирать, хранить, дрожать над каждой вещичкой, но при этом быть открытым всему новому для того, чтобы быть интересным людям разного возраста. Возможно, через 50 лет Булгакова будут понимать совсем по-другому, чем сейчас. Быть интересными – значит, не просто искать посетителя, а уметь говорить с ним на одном языке» [6].
На наш взгляд, в обозримом будущем любителям музеев будут предложены компактные переносные носители с изображением абсолютного большинства коллекций, широко распространяться виртуальные музеи. Это будут реальные помещения необычного дизайна, внутри которых на ТВ-панелях будут размещены виртуальные объекты - объемные проекции, голограммы, стереоскопические изображения. Технические возможности будущего позволят устраивать самые разнообразные выставки: можно будет побывать в точных копиях залов мировых музеев, побывать в атмосфере прошлых или будущих эпох, принять участие в необычном арт-проекте и т.д. Авторы проектов будут с помощью программы Скайп взаимодействовать с посетителями и отвечать на возможные вопросы. Музей будущего будет интересен не только внутренним содержанием, но и своеобразной архитектурой – здание музея будет являться градостроительной доминантой, вокруг которой будет расти и развиваться инфраструктура территории. В рамках музейного комплекса найдут свое применение специальные площадки для проведения тематических праздников, концертов, фестивалей, интеллектуальных игр и т.д. Таким образом, музей должен превратиться в то место, где можно насыщенно и качественно провести свободное время.
3. Театры. По словам Ромена Ролана, «театр должен просвещать ум и наполнять светом наш мозг» - в этом состоит главная роль театра, которую обязательно сохранит театр будущего. В начале 2000-х годов театры, как и музеи, переживали серьезный кризис посещаемости. Писатель Е. И. Замятин так говорил о вечности театра: «Когда-то, в эпоху «кризисов» в Риме - голодная толпа на улицах кричала: «Panem et circenses!» («Хлеба и зрелищ!»). Хлеб и театр ставились рядом, как два самых необходимых продукта, - и они будут стоять рядом всегда»[2, с.431 ]. В настоящее время публика вернулась в зал, но значительное количество театров (особенно провинциальных) находится на государственном обеспечении. Театр будущего должен стать модным популярным явлением. В мегаполисах театры будут представлять собой крупные зрелищно-развлекательные комплексы, включающие в себя несколько разноплановых сценических площадок, театральных бутиков, кафе разных форматов, студий для проведения мастер-классов, выставочных залов и т.д. Каждый посетитель театра самостоятельно будет составлять для себя программу тематических развлечений. Сами театральные постановки будут в значительной степени механизированы и зависимы от электронного оснащения. Развитие лазерных технологий позволит проецировать на сцену трехмерные изображения, что избавит от необходимости тратить время на смену сложных декораций и даст новую возможность светового и пространственного восприятия сцены. Спектакли будут сочетать в себе одновременно зрелищность, сценические красочные спецэффекты и искренний психологически тонкий контакт со зрителем. Не исключено, что в будущем театр будет развиваться в двух направлениях: традиционный театр с живыми актерами и виртуальный театр с виртуальными актерами. Конкуренция среди живых актеров будет высока – их подготовка потребует совершенства владения своим голосом, телом, мимикой, эмоциями, энергетикой. Театры будущего будут обладать сильной профессиональной командой эффективного PR-продвижения театральной деятельности, что, скорее всего, сделает театры менее зависимыми от финансовой помощи государства. Что касается провинциальных театров (как и музеев), то помимо государственного финансирования значительную помощь им будут оказывать меценаты, которые обязательно появятся в условиях подъема уровня духовной культуры общества. Театр и в будущем останется прекрасной возможностью прикоснуться к прекрасному, прожить чужие невероятные истории, испытать самый разный спектр чувств, получить ответы на волнующие вопросы.
Доцент Кафедры философии Гуманитарного института СФУ В.Н. Кульбижеков констатирует факт, что «при анализе интеллектуальных творческих способностей граждан даже высокоразвитых стран исследователи отмечают весьма явные сдвиги в сторону деградации, изменения человеческих способностей далеко не в лучшую сторону»[5]. В связи с такой ситуацией СКУ должны создавать благоприятный социально-культурный климат в обществе и всемерно содействовать повышению нравственно-духовной культуры населения, искать интересные подходы к решению задач, предлагать новые услуги и совершенствовать технологии взаимодействия с людьми.
Список литературы:
- Белолипецкая Н. Миссия музея в условиях информатизации общества. [текст]/Н. Белолипецкая//Мир музея. - 2012. - № 1. -С. 22-25.
- Замятин Е.И. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 4. Беседы еретика. Будущее театра. − М., «Дмитрий Сечин», «Республика», 2010.– 514 с.
- Каким будет музей будущего?//[Электронный ресурс] – URL: Режим доступа: http: //postnauka.ru/video/29812 (дата обращения: 16.01.2015).
- Квест-туризм: путешествия как гимнастика для ума – 2015. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: http: //www. buro247.ru/lifestyle/travel/kvest-turizm-puteshestvie-za-priklyucheniyami.html (дата обращения 01.02.2016).
- Кульбижеков В.Н. Глобальное будущее 2045: проблемы социальных и культурных преобразований. – 2013. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: http: //2045.ru/scientific_council/32267.html (дата обращения 01.02.2016).
- Рыжова Е., Тюлькина Е. К писателю никто не ходит. Новые известия – 27 сентября 2013. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: http: //www. newizv.ru/society/2013-09-27/189728-k-pisatelju-nikto-ne-hodit.html (дата обращения 01.02.2016).
- Уотсон Ричард. Файлы будущего: история следующих 50 лет. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: http: //royallib.com/read/uotson_richard/fayli_budushchego_istoriya_sleduyushchih_50_let.html#20480 (дата обращения 01.02.2016).
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий