Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 октября 2015 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ФУНКЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ С.С. ШИЛОВА
Дикая Валентина Сергеевна
студент 4 курса, историко-филологический факультет БГПУ,
РФ, г. Благовещенск
E-mail: WalyaWasya94@yandex.ru
Смыковская Татьяна Евгеньевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и литературы БГПУ,
РФ, г. Благовещенск
Деталь в литературном произведении — явление предметно-художественного, образного мира, его «кирпичик» и минимальная «единица измерения». В «маленьких деталях», как замечает Б. Эйхенбаум в своей известной статье «Как сделана “Шинель” Гоголя», в полной мере проявляется безудержность индивидуализации образа, с одной стороны, и тяготение к широчайшей типической значимости, обобщающей системности, моделирующей характерности, с другой [5, с. 109].
Предметная деталь занимает важное место в произведениях амурского писателя и революционера С.С. Шилова (1885—1954). В произведениях она фокусирует внимание на том, что прозаику представляется наиболее важным, характерным в человеке, в окружающем его мире.
Прежде всего, сюжетная деталь присутствует в завязке и развязке шиловских произведений. К такой детали относится пакет с приказом, встречающийся в рассказе «Таёжная быль» (1925—1939). Именно он даёт толчок к сюжетному развитию. Пакет партизан Артём Сохатый отдал белогвардейцу Савке, так как принял его за «своего», в надежде, что он поможет вылезти из ямы и добраться «в отряд Деда». Савка был «беляком», поэтому приказ оказался у врага. Сохатый, выбравшись без оружия и лошади, один бродил по тайге: «Только теперь <…> он понял, что такое тайга. Только теперь, на двадцать третьем году своей жизни, познал Сохатый, что такое настоящий страх…» [4, с. 38]. Развязка рассказа наступает в тот момент, когда Артём обнаруживает дорогу к четвёртой подставе, где находит убитого Савку. У погибшего за пазухой лежал тот самый приказ: «…положив пакет обратно, прижал сумочку к груди и долго стоял истуканом. Крупные слезы катились по большеносому, израненному сучьями лицу…» [4, с. 45]. Пакет с приказом выступает в качестве сюжетообразующей детали, так как играет ключевую роль в композиции произведения, объединяя две части. По замечанию А.В. Лосева, «Таёжная быль» — это синтез двух ранее написанных произведений Шилова: повести «Возмездие» («Урок») и «Дебри» («Окровавленный серп») [1, с. 182]. Как показывает окончательный вариант повести, объединение стало возможным за счёт использования Шиловым предметной детали. Более того, образ пакета приобретает символический смысл, становится предвестником гибели: из-за него убивают Савку, его потеря сулит Сохатому расстрел.
Одну из ключевых функций в рассказе приобретает деталь-находка, которая ускользает из рук бедняка. Её примером является образ лисы из рассказа «Черно-бурая лисица» (1911). Толчком для сюжетного развития служит убийство на охоте Дедушкой Ревой редкого зверька: «Выстрел… Есть! Вот она крутится на одном месте, черно-бурая лисица! Вот она, черно-бурая лисица, — неподвижна, мертва…» [4, с. 65]. Старик рад находке, ведь теперь «хлебушко, коровёнька, одежа, обутки — всё будет!» [4, с. 67]. Но приобретение не сулит герою «ничего»: лисицу у спящего старика похищает почтальон Ванька. Животное — символ надежды на светлое будущее, ускользает из рук дедушки Рёвы. Предметная деталь раскрывает авторскую позицию: случайное народное счастье — невозможно. Данный постулат связан судьбой самого Шилова. С раннего детства писателю приходилось тяжело работать в поле, а затем конюхом на прииски. Он воочию видел бедствия крестьянской жизни. Поэтому Шилов с юных лет посвятил свою жизнь служению народу, борьбе за его лучшую долю. Он, отстаивая позиции социал-демократов, принимал активное участие в революции 1905 года, вёл пропаганду среди рабочих, казаков, бедноты, был арестован и заточен в тюрьму, но не отошел от своих идеалов. Для писателя вся жизнь была борьбой за народные интересы. Именно поэтому Шилов отрицает случайное счастье народа. Прозаик призывает крестьян бороться, а не жить пустыми надеждами, верой в какое-то чудо.
В рассказе «Илькин фарт» (1912) важную роль играет дорогой выигрыш — белая фигурка. Как и в предыдущем произведении, удачная находка предвещает главному герою лишь беды. Мальчик, играя в лотерею, тратит последние деньги, а в драке разбивает драгоценную статуэтку, выигранную случайно: «…Илька упал, схватил статуэтку и раскрошил её оземь…» [4, с. 83]. Здесь Шилов вновь указывает на невозможность случайного крестьянского счастья, так как по мысли автора, за него нужно сражаться. Эта идея просматривается в сцене с дракой, когда Илька разбивает дорогую вещь. Он не способен противостоять Изотке: «… Илька не защищался: он лишь согнулся над статуэткой и замер…» [4, с. 73]. Герой хочет сохранить ценный выигрыш, но не может, терпя удары обидчика, его защитить: «…Изотка ударил его в бок ногой, потом хлестнул наотмашь по лицу…» [4, с. 73]. Пассивность, неспособность выступить против обидчика, по мысли Шилова, мешает не только Ильке, но и всему крестьянству.
В рассказе «Самородок» (1914) Шилов подчеркивает неспособность крестьян не только бороться за лучшее, но даже сохранить его. Нефёд Корытов и его сын Вася находят золотой самородок и считают, что в нём «послал господь счастья» [4, с. 86]. Возвращаясь с прииска Нефёд «захворал» и домой отравил одного сына: «Ты Вася, вот бери камушек, бери сынок, и домой вершим. Фершала вези сюда, фершала… А самородок — матери, в руки… Поклянись сынок!» [4, с. 88]. (Важная деталь «в руки». Автор акцентирует внимание на осязание предмета. Создается впечатление, что если не пощупать предмет, то в его существования не поверят.) Но самородок ускользает из рук Васи, сумку со счастливым приобретением уносит верховой: «…летел верховой, и у него через седельную луку была перекинута мохнатая козулья приисковая сумка…» [4, с. 89], «… верховой стрелой пролетел мимо, бросил коня под счастливо нависший яр и скрылся…» [4, с. 89]. Автор акцентирует пассивное поведение героя: «… Вася стоял на берегу, сжимая в руках ружьё, и бессмысленно смотрел на речной простор…» [4, с. 89]. (Ружьё, скорей всего, заряженное, так как путь к дому лежал через лес, но Вася не воспользовался им. Этим еще раз подчеркивается пассивность героя.) В результате герой теряет не только самородок, но и своего отца: «…хворь всё круче забирала его, вгоняла в беспамятство, смертельным огнем обдавала тело…» [4, с. 88].
Запечатлел в малой прозе Шилов и пейзажную деталь. В рассказе «Чёрно-бурая лисица» описывается суровая природа Забайкалья. Зимний пейзаж динамичен, природа уподоблена живому существу: «Ледяной ветер <…> бесновался в поле…» [4, с. 66], «<...> и снова выл, бесновался, прыгал, закручивался вокруг ледяной ветер…» [4, с. 66], «<...> сосны коленками прут на охотника <...>» [4, с. 67], «<...> дыхание леса <...>» [4, с. 67]. Динамика создаётся за счёт использования большого числа глаголов: бесновался, выл, прыгал, взмывался, закручивался. Непрестанное природное движение передаётся градациями: «<...> ледяная, враждебная песня ветра <...>» [4, с. 66], «<...> и лес, и небеса, и поля грозят сокрушить, уничтожить, погубить <...>» [4, с. 66]. Пейзажные зарисовки не составляют единого, монолитного природного фрагмента, что даёт ощущения постоянного напряжения. Художественные средства, с помощью которых рисуется пейзаж, акцентируют внимания на том, как сложно было герою заполучить редкую лисицу: «<…> изнеможенно сел дедушка Рёва <…> ветер распахнул худощавую шубейку <…>» [4, с. 67].
Образ природы в шиловском рассказе сопоставим с пейзажем в стихотворении А.С. Пушкина «Бесы» (1830):
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна<…> [3, с. 168].
При описании зимней природы Шилов, как и Пушкин, использует образ ветра: «Ледяной ветер <…> бесновался в поле <…>» [4, с. 66], «<…> ледяную, враждебную песню ветра <…>» [4, с. 66]. Образ перекликается с пушкинской вьюгой: «<…>Вьюга злится, вьюга плачет<…>» [3, с. 168]. Неслучайно, оба писателя обратились к образу ветра. Ветер — это стихия ожившего духа, чьё воздействие можно увидеть, услышать, но который сам остаётся невидимым. В народных представлениях ветер наделяется свойствами демонического существа. Ветер воспринимался как стихия, наделенная большим могуществом. Ветер считался опасной стихией также в связи с широко распространенным среди русских крестьян поверьем о том, что с ним приносятся мор [2, с. 130]. С помощью образа ветра подчеркивается бесноватость происходящего и с Дедушкой Рёвой, и с лирическими героями из стихотворения Пушкина.
Ветер в произведениях «кружит» путников, тем самым сигнализирует о бесовстве. В шиловском рассказе отсутствует прямой образ беса, все его качества автор переносит на ветер: «<…> и снова выл, бесновался, прыгал, закручивался вокруг ледяной ветер<…>» [4, с. 66]. В пушкинском стихотворении образ беса выражен отчетливее, именно этим образом ямщик объясняет буйство природы: «<…> В поле бес нас водит, видно, да кружит по сторонам<…>» [3, с. 168], «<…> Сил нам нет кружиться доле<…>» [3, с. 168], «<…> Закружились бесы разны будто листья в ноябре<…>» [3, с. 168]. (Бес разлит в природе, в стихии ветра.)
У авторов присутствуют образы заблудших путников. У Шилова — это Дедушка Рёва, у Пушкина — барин и ямщик. Они выделены неслучайно. Заблудившиеся путники в произведении Пушкина символизируют русский народ, который потерялся среди снежных равнин и не может найти свою дорогу к счастливой жизни. Шилов, возможно, продолжая пушкинскую мысль, иллюстрирует неспособность крестьян самостоятельно найти путь к счастливому будущему.
Основным фактором, влияющими на выбор, акцентировку художественной детали в рассказах С.С. Шилова, является авторская концепция роли личности в истории, в жизни общества, государства.
Представления писателя обусловлены жизненными принципами, важнейший из которых — революционное отстаивание народных интересов. Прозаик призывает крестьян бороться, а не жить пустыми надеждами на лучшую долю.
В произведениях выделяется три основных способа классификации предметной детали: сюжетная деталь, которая присутствует в завязке и развязке сюжета; деталь-находка, которая ускользает из рук бедняка; и деталь-потеря, разделяющая идейную функцию с деталью-находкой.
Немаловажную роль в раскрытии концепции Шилова играет пейзажная деталь.
Список литературы:
- Лосев А.В. Рассказы Степана Шилова // Дальний Восток. — 1961. — № 3. — С. 182—184.
- Мадлевская Е.Л. Русская мифология. Энциклопедия. — СПб.: Мидгард, 2005. — 778 с.
- Пушкин А.С. «Пора мой друг, пора…». Стихотворения. — СПб.: АзбукаКлассика, 2004 — 310 с.
- Шилов С.С. Месть Сухой протоки. — Благовещенск: Амурское отд. Хабаровского кн. изд-ва, 1976. — 224 с.
- Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя // Поэтика. — М., 1992. — 362 с.
дипломов
Оставить комментарий