Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 октября 2015 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КРУЖОК КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА ОТ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО К МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНОМУ ВОЗРАСТУ
Демиденко Эльвира Альбертовна
студент 4 курса, кафедра педагогики дошкольного и начального образования
Арзамасского филиала ННГУ,
РФ, г. Арзамас
E-mail: ekvidi@mail.ru
Фомина Наталья Ивановна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент Арзамасского филиала ННГУ,
РФ, г. Арзамас
XXI век предъявляет повышенные требования к современному школьнику. Особое внимание обращается на его всестороннее развитие. С введением ФГОС на все ступени образования усложняется программа образования. Она включает в себя занятия по танцам, отдавая должное их эстетическому и физическому потенциалу в развитии детей.
В настоящее время танцевальные занятия не включены в сетку школьного расписания. Поэтому единственный выход дать полноценное хореографическое развитие школьнику — это организация кружка по танцам. Хореографический кружок — это не только процесс обучения и воспитания. Это процесс взаимодействия педагога и детского танцевального коллектива.
Мышление младших школьников наполнено образами и фантазиями. Анализ большого количества хореографических программ, приводит к выводу о том, что навыки и ценности, накопленного человечеством опыта, его культуры, может быть донесено до ученика и при помощи танца. Освоение логико-математических представлений и способов познания является одним из направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Логико-математический опыт ребенка, накопленный в дошкольном возрасте, становится его значимым личностным приобретением, обеспечивая ситуацию успеха в разных видах детской деятельности, и готовность к школьному обучению.
Занимаясь танцем, ребёнок познаёт окружающий мир, окружающих людей и себя. Иными словами, в ходе танцевальной деятельности происходит многогранный процесс развития личности. В танце ребёнок связывает танцевальные цепочки и танцевальные элементы, образуя одно логическое ядро, это в очередной раз доказывает, что танец отлично тренирует не только физическую подготовку школьника, но и интеллектуальную.
Тот факт, что хореография развивает творческое и образное мышление, эстетический вкус, воспитывает пластичность, ловкость давно доказан не одним поколением педагогов [1, с. 219]. Танец также затрагивает и развивает все группы мышц человеческого тела, то есть развивает двигательно-мышечный аппарат, тренирует сердечнососудистую и дыхательную системы. В сетку школьного расписания занятия по хореографии не включаются в чистом виде. Поэтому имеет смысл использование танцевальных элементов на занятиях физкультурой чередуя их с базовыми движениям по школьному предмету. Все вышесказанное доказывает, что хореография даёт такое же физическое развитие, как допустим плавание. Танец требует от школьника упорства и определённых усилий, а также закаляет характер и повышает трудолюбие в случае неудач.
Танцевальное искусство требует усилий не только от ученика, но и от учителя, ведь и ему необходимо с каждым уроком выполнять движения на одном уровне с учащимися, не говоря уже и об умственной подготовке. Танцу обучаются постепенно, ровно также как и математике или русскому языку. Способствуют этому различные виды деятельности, такие, как познавательная, художественная, трудовая, социальная и коммуникативная. Постараемся доказать эту точку зрения описав каждый вид деятельности подробнее. Систематические танцевальные занятия с детьми носят многофункциональный характер, способствуют не только формированию навыков счета, но представлений о геометрических фигурах, развивают пространственное мышление.
Одним из наиболее важных элементов является познавательная деятельность, она разнопланово и многообразно расширяет кругозор младшего школьника, как ни одна другая. Кроме этого познавательный элемент в танцах формирует у школьника желание получать новые знания. Следом за познавательной идёт художественная деятельность ребёнка. Как было сказано выше, она включает в себя развитие способностей к художественно-гибкому мышлению и тонкому эстетическому самоанализу, а также потребность в возвышенном мироощущении. Непосредственное общение ребёнка с педагогом, со сверстниками и с собственным телом раскрывает сущность коммуникативной деятельности, которая также раскрывается через досуг, воспринимаемый ребёнком как ценность. Одной из последних опишем трудовую деятельность, как создающую все условия для саморазвития, самовоспитания и самообслуживания ребёнка, а также направленную на поддержку развития духовных ценностей. Последний в перечислении, но не последний по значению компонент социальный. Он очень созвучен с каждым из всех вышеперечисленных видов, так как на нём основывается успешность в формировании жизненной позиции младшего школьника.
Одна из задач математического развития детей дошкольного возраста — овладение математическими способами познания действительности, одним из которых является счет. Специалистами доказано, что в возрасте 6—7 лет дети могут овладеть навыками количественного и порядкового счета в пределах 20.
Изучение работ А.В. Белошистой, А.М. Леушиной и других исследователей показало, что традиционно обучение счету в дошкольных организациях осуществляется с помощью наглядно-дидактических средств. Однако современная реальность требует от педагогов поиска новых технологий, позволяющих осуществить математическое развития детей дошкольного возраста. Разработка и выбор технологий зависит, прежде всего, от того, что подлежит освоению, и в чем будет состоять развитие мыслительной деятельности детей. Одной их технологий, обеспечивающих развитие активности познавательных действий, является игровая технология, применяемая на занятиях музыкальной ритмикой. В процессе музыкальной игры дети не только осваивают музыкальные движения, согласовывают их с ритмом музыкального произведения, но и учатся считать. Действия счета организуют танцевальные движения детей, приводя их в соответствие с музыкальным ритмом. Танцевальные движения под музыку делают процесс освоения навыков счета увлекательным, непринужденным, эмоционально насыщенным.
Вопросы о совмещении танца и математики имеют исторические корни. В Америке артист и балетмейстер Уильям Форсайт сам выявил эту связь и изобрёл собственную технику «Геометрия танца», или «Технология импровизации». Танцор, который работает в данной технике, рисует в воздухе геометрические фигуры, которые сам придумывает. Затем он словно проскальзывает сквозь эту геометрию. Есть ещё одно доказательство того, что танец имеет прямое отношение к сложным точным наукам, а именно, тот факт, что в космосе каждая пара планет, например Земля и Венера, вращаются в особом ритме и возвращаются на своё исходное положение через 8 лет для Земли и 13 лет для Венеры. Наблюдая за этими движениями и прорисовывая траекторию танца можно наблюдать цветок с 5 лепестками (рис.1) [2].
Рисунок 1. Геометрия танца
Всё вышесказанное доказывает, что танец очень всесторонне развивает мышление школьника, как в творческом ключе, так и в области точного математического знания. Когда ребёнок танцует, ему приходится не только следить за тем, как он двигается, попадает ли он в ритм, но и о том, соблюдает ли он геометрический рисунок танца, что очень плодотворно влияет на развитие внимания. Проведённые рассуждения подтверждают мысль о том, что танец и математика непосредственно связаны между собой. Иными словами, применяя математику в хореографии и наоборот можно добиться значительных результатов. Проведённое исследование на базе одной из Арзамасских школ с дошкольниками, позволяет сделать вывод о том, что вводя хореографию в сетку занятий математикой в течение учебного года, малыши лучше прошли итоговые испытания, чем те ученики, которые изучали математику в «не танцевальном» классе. Похожее исследование проводилось Гарвардским Университетом в Соединённых Штатах Америки. У школьников занимающихся искусством танца намного лучше развито внимание, это доказали Канадские учёные.
Проведённые исследования убедительно доказывают, что через танец можно и нужно доносить основы математического знания. Посредством танца выражается гармоничность и красота математических фигур. Образовательный потенциал танца в области формирования первичных математических представлений детей младшего школьного возраста наиболее полно может быть реализован посредством системы хореографических занятий. Такую систему занятий для детей 6—7 лет на базе детского центра «Умка» в г. Арзамас удалось реализовать в три этапа. На первом подготовительном этапе определялись основные направления работы, проводился анализ научно-методической литературы, осуществлялся подбор музыкально-ритмических игр, разрабатывались цели, задачи, а также формы проведения занятий. На подготовительном этапе изучались возможности музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста в формировании навыков количественного и порядкового счёта. На втором практическом этапе проведена система занятий по формированию у детей 6—7 лет навыков счета в процессе музыкально-ритмических упражнений. На третьем заключительном этапе подведены итоги работы, проведена диагностика достижений детей, осуществлена обработка результатов работы. Эффективность и результаты проведённой работы представлены двумя диаграммами.
Диаграмма 1. Результаты первичной диагностики
Диаграмма 2. Результаты итоговой диагностики
Результаты первичной и заключительной диагностики показали положительную динамику в формировании у детей 6—7 лет навыков количественного и порядкового счёта в процессе музыкально-ритмических занятий.
Исследование показало, что на эффективность работы хореографического кружка оказывают негативное влияние следующие факторы:
·не выполнение рекомендаций педагога всеми родителями воспитанников, что приводит к отсутствию системы выполнения домашних заданий детьми;
·несистематичное посещение детьми занятий хореографического кружка.
Список литературы:
- Демиденко Э.А., Фомина Н.И. Особенности планирования занятий по хореографии для дошкольников и младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1. — С. 218—220.
- Ориентируемся по звёздам (приложение к БК). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http:// hyperborea.liveforums.ru/viewtopic.php?id=159 (дата обращения: 6.03.2015).
отправлен участнику
Комментарии (3)
Оставить комментарий