Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 ноября 2015 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Суворова О.А. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ СТАЛИНГРАДА (1925–1939 ГГ.) // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(36). URL: https://sibac.info/archive/guman/9(36).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПОЛИТИКА  В  СФЕРЕ  ТЕАТРАЛЬНОГО  ИСКУССТВА  НА  ПРИМЕРЕ  СТАЛИНГРАДА  (1925–1939  ГГ.)

Суворова  Ольга  Александровна

студент  4  курса,  факультета  истории  и  права  ВГСПУ, 
РФ,  г.  Волгоград

Е-mail:  railisola@mail.ru

Гаврилюк  Иван  Львович

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  ВГСПУ, 
РФ,  г.  Волгоград

 

Современные  реалии  не  позволяют  государству  равномерно  распределять  расходы  на  различные  сферы  общественной  жизни.  И,  как  известно,  на  последнем  плане  оказывается  именно  культура.  Сейчас  финансирование  этой  сферы  резко  сокращается.  Но  давайте  окунемся  в  то  время,  когда  государство  признавало  ее  значимость  не  только  на  словах.

20-е  годы  вошли  в  историю  нашей  страны  как  период  осуществления  «культурной  революции»,  под  которой  подразумевалось  не  только  значительное  повышение,  по  сравнению  с  дореволюционным  периодом,  образовательного  уровня  народа  и  степени  его  приобщения  к  достижениям  культуры,  но  и  безраздельное  торжество  марксистско-ленинского  учения,  превращение  литературы  и  искусства  в  институт  воздействия  на  массы.  Это  было  признано  не  только  на  государственном,  но  и  на  региональном  уровне.

Актуальность  данной  работы  заключается  в  отсутствии  исторических  исследований  на  всесоюзном  и  местном  уровне.  Имеющиеся  материалы  носят  искусствоведческий  характер,  что  позволяет  рассмотреть  данную  тему  с  разных  сторон.

Историографический  обзор  по  теме  показал,  что  в  настоящий  момент  имеется  несколько  монографий,  а  основную  часть  составляют  архивные  материалы.

Политика  в  сфере  ликвидации  культурной  отсталости  населения  определялась  действиями  партии.

Важные  последствия  имело  постановление  Главполитпросвета  от  1  июля  1926  года  о  максимальном  приближении  театра  к  рабочим  массам,  путем  разработки  системы  привлечения  зрителя  в  театры.

В  1928  году  театры  переводятся  на  хозрасчет  и  освобождаются  от  налогов  и  сборов.  Широко  распространяется  закупка  спектаклей,  а  так  же  обмен  труппами  и  репертуаром  театров  центра  и  периферии  [8,  с.  17–18].

1930-е  годы  в  СССР  характеризовались  значительной  централизацией  государственной  системы  управления  экономикой  и  общественно-политической  жизнью  общества.  На  XVII  конференции  КПСС  в  начале  1932  г.  Было  отмечено,  что  одной  из  основных  задач  строительства  социализма  на  настоящем  этапе  является  задача  воспитательного  характера  –  превращение  «всего  трудящегося  населения  страны  в  сознательных  и  активных  строителей  бесклассового  социалистического  общества».  В  связи  с  этим  неотъемлемой  частью  политики  государства  являлось  руководство  культурно-просветительской  деятельностью,  куда  и  входила  организация  работы  театральной  сети  [5,  с.  123–127].

Анализ  постановлений  Сталинградского  Крайкома  ВКПб  позволил  выявить  основные  мероприятия  государства  в  сфере  театрального  искусства.

Так  была  установлена  театральная  сеть  Сталинградского  края  на  1934–35  гг.  Туда  входили:

  1. Краевой  Драмтеатр  и  драмтеатр  в  Металлгороде  (филиал  краевого  Драмтетра).
  2. Оперетта
  3. Театр  юного  зрителя

В  Астрахани  это  –  Драмтеатр,  Татарский  театр  и  ТЮЗ.  И  утверждены  4  периферийных  театра  –  2  колхозных,  и  2  совхозных  [10,  с.  19].

Организацией  передвижных  колхозных  театров  занимался  еще  Нижне-Волжский  крайком  ВКПб.  Так  постановлением  от  16  декабря  1933  года  было  решено  к  весне-лету  1934  года  организовать  10  колхозно-совхозных  театров  и  1  передвижной  концертный  ансамбль  [9,  с.  134].

Несмотря  на  успехи  в  театральной  жизни  края  в  середине  30-х  гг.,  например,  рост  сети  как  центральных,  так  и  перефирийных  театров.  Отмечались  и  довольно  неудовлетворительные  результаты:  некачественная  организация  зрителей,  слабая  творческая  работа  театральных  коллективов,  связанная  со  случайностью  в  выборе  репертуара,  неупорядоченная  материально-финансовая  сторона,  отсутствие  плана  на  летний  период.  Причиной  этих  неудач  являлись  неудовлетворительная  работа  Городского  управления  зрелищными  предприятиями  и  отсутствие  необходимого  вмешательства  в  театральное  дело  Краевого  отдела  народного  образования.

Для  исправления  всех  недочетов  при  КрайОНО  создается  краевое  управление  театральными  и  зрелищными  предприятиями  (УТЗП),  что  не  снимает  с  горкомов  и  горсоветов  ответственности  за  состояние  театрального  дела  в  городах.

Особое  внимание  уделяется  финансированию  театров.  Ввиду  особого  значения  краевого  драматического  театра  им.  Горького  создается  комиссия,  отвечающая  за  материально-производственную  деятельность.  Этот  театр  и  2  колхозных  финансируются  из  краевого  бюджета,  а  филиал  драмтеатра  и  2  совхозных  –  за  счет  средств  профсоюзных  и  хозяйственных  организаций  (Сталинградского  Тракторного  завода,  з-да  Красный  Октябрь,  Баррикады  и  др).  Финансово-производственный  план  Сталинградских  театров  на  второе  полугодие  1934  и  35  гг.  в  трехдневный  срок  рассматривает  и  утверждает  Крайисполком,  которому  так  же  поручено  в  течение  этого  времени  ликвидировать  задолженность  по  заработной  плате  филиалу  драмтеатра,  колхозным  и  совхозным  театрам  и  ТЮЗу  за  счет  дотации  Наркомпроса  и  краевого  бюджета  [10,  с.  25].

Например,  Камышинскому  филиалу  камерного  театра  им.  А.Я.  Таирова  Крайисполком  до  1  января  1936  года  обязан  был  выделить  дополнително  15000  рублей  для  оборудования  фойе  театра,  сцены  и  общежитий  артистов.  А  в  смете  на  1936  год  предусмотреть  50000  рублей  для  полного  их  переоборудования.  Большие  средства  выделяются  на  реконструкцию  Краевого  театра  им.  Горького  в  1936  году:

  • на  расширение  сцены  на  10  тыс.  мзатраты  до  300  тыс.  руб.
  • на  санитарно-технические  работы  и  электрооборудование  –  до  200  тыс.  руб.,  а  всего  500  тыс.  руб.  с  финансированием  за  счет  местного  бюджета.

Финансирование  работ  по  реконструкции  зрительного  зала  обязательно  для  включения  в  контрольные  цифры  на  1937  г.  (до  300  тыс.  руб.).  Однако  даже  к  1939  году  реконструкция  театра  не  завершилась  и  была  включена  в  план  лимитного  строительства  [13,  с.  150–151].

Состояние  базовых  помещений  театров  и  выходных  площадок  в  колхозах  и  совхозах  в  1935  году  было  предложено  взять  под  свое  наблюдение  Камышинскому,  Рудиянскому  и  Михайловскому  райкомам  и  РИКам.

Необходимо  было  строительство  и  оборудование  площадок  за  счет  средств  РИКов,  совхозов,  колхозов  и  МТС.  Колхозно-совхозным  театрам  выделялись  следующие  площадки:

  • Урюпинскому  –  4  площадки  в  колхозах  и  1  в  Урюпинском  зерносовхозе.
  • Добринскому  –  4  площадки  –  райцентр,  Антоганская  и  Каратаевская  МТС,  зерносовхозы  «Искра».
  • Хоперскому  –  3  площадки.
  • Н.  Николаевскому  –  7  площадок  –  5  в  зерносовхозах,  1  в  райцентре  и  1  в  колхозах.
  • Н.  Анненскому  –  5  площадок  –  1  в  райцентре,  1  в  совхозах  и  3  в  колхозах  и  МТС
  • Бударинскому  –  2  площадки  –  райцентр  и  МТС
  • Руднянскому  –  7  площадок
  • Красноярскому  –  4  площадки.
  • Вязовскому  –  4  площадки  –  1  в  райцентре,  1  в  колхозах  и  2  в  зерносовхозах.
  • Еланскому  –  5  площадок  –  2  в  зерносовхозе,  1  в  райцентре,  2  в  колхозах.
  • Даниловскому  –  4  площадки.
  • Березовскому  –  4  площадки.
  • Мачушанскому  –  3  площадки.
  • Камышинскому  –  3  площадки  –  в  колхозах.
  • Михайловскому  –  4  площадки  –  1  в  райцентре  и  3  в  колхозах.
  • Иловлинскому  –  2  площадки  –  райцентр  и  Качалино.

Постановления  о  финансировании  часто  не  выполнялись  и  уже  к  1937  году  многие  периферийные  театры  находились  в  трудном  финансовом  положении  [14,  с.  207–208].  К  1937  году  колхозно-совхозные  театры  имели  задолженность  в  сумме  106  тыс.  руб.,  которую  постановлением  Сталинградского  Крайкома  ВКПб  от  3  февраля  1937  г.  партгруппу  Облисполкома  обязали  погасить  к  февралю  следующего  года.  Уже  в  1937  г.  отдельные  средства  выделяются  на  содержание  театральнх  помещений  колхозно-совхозных  театров  –  освещение,  отопление  и  ремонт.  В  колхозно-совхозных  театрах  в  связи  с  их  выездами  спонсируется  покупка  транспорта,  в  частности  грузовых  машин  [12,  с.  265–266].

Для  лучшей  организации  самого  театрального  процесса  внимание  уделяется  коллективам  театров.

Усиление  руководства  театральным  делом  поручается  Культпропу  Крайкома.  В  его  обязанности  входит  установление  репертуара,  организация  зрителя,  подготовка  новых  кадров  из  молодежи  и  освещение  работы  театров  в  печати.

В  1934–35  гг.  обязательной  признается  выдача  продовольственных  пайков  работникам  театров  по  нормам  для  работников  краевового  совпартактива,  форсирование  Горсоветом  строительства  жилого  дома  для  работников.  Так  для  работников  Камышинского  филиала  государственного  камерного  театра  до  первого  декабря  1935  г.  РИК  обязан  был  предоставить  12  квартир  и  оборудовать  общежитие.  К  декабрю  было  предложено  покончить  с  текучестью  состава  колхозно-совхозных  театров  и  взять  на  постоянную  работу  лучших  артистов  [11,  с.  97–98].

Для  стимулирования  проявления  инициативы  и  творчества  в  театральной  деятельности  проводились  театральные  фестивали.  В  1937  г.  на  проведение  фестиваля  колхозно-совхозных  театров  партгруппой  Облисполкома  из  фонда  непредвиденных  расходов  было  выделено  30  тыс.  руб.  [15,  с.  187]  Высокие  художественно-торческие  показатели  представили  Камышинский  колхозно-совхозный  театр,  занявший  1  место,  и  Астраханский  Татарский  театр  (2  место).  Кроме  благодарности  коллективам  Облотдел  по  делам  Искусств  обязали  выдать  премии  артистам  в  размере  их  полумесячного  оклада  з/п  и  выделить  на  это  15  тыс  руб.  за  счет  непредвиденных  расходов.  Так  же  отделом  искусств  было  предложено  премировать  наиболее  выдающихся  работников  колхозно-совхозных  театров,  отметив  этим  их  значительный  творческий  рост  (Михайловский  и  Урюпинский  колхозно-совхозные  театры)  [16,  с.  363–364].

Репертуарный  план  подбирался  в  соответствии  со  эпохой  и  развитием  советской  драматургии  в  данный  период.

В  20-е  годы  популярностью  пользовались  оперетта  с  ее  пышностью  форм  и  обилием  иронии.  На  уровне  Гостеатра  оперетта  не  прижилась,  однако  все  любители  этого  жанра  посещали  Летний  театр  (построен  в  1922).

После  1925  года  Сталинградские  театры,  как  и  государственные,  становятся  учреждениями  борьбы  за  строительство  социализма.  За  театральный  сезон  1925  года  было  поставлено  127  спектаклей,  театр  посетили  88919  человек,  вдвое  больше  чем  в  предыдущем  году.

В  эти  годы  Сталинград  посетил  М.  Горький.  И  в  1928  году  в  Сталинграде  и  во  всей  стране  отмечали  его  60-летний  юбилей.  В  клубах  выступали  с  лекциями,  докладами,  в  театрах  ставили  его  пьесы.

В  начале  30-х  годов  театры  Сталинграда  переживали  трудное  время.  Это  было  связано  с  отношением  к  театру  как  к  производству  и  с  отсутствием  зрителя.  Профсоюзы  вели  политику  невмешательства.  «Организованный  зритель»  появился  лишь  к  середине  30-х  гг.  Это  была  инициатива  партии  [11,  с.  85–110].

Так  в  1935  году  УТЗП  обязали  разработать  и  предоставить  план  охвата  организованного  зрителя  по  предприятиям  и  учреждениям  города.  Это  были  целевые  спектакли,  а  так  же  закрепление  постоянных  мест  в  театре  за  различными  предприятиями.  Директоров  театров  при  этом  обязывали  организовывать  общественные  просмотры  премьер,  с  дальнейшим  их  обсуждением  и  проведением  творческих  конференций.

Интересным  нововведением  являлись  комнаты  рабочего  зрителя,  где  во  время  антракта  силами  артистов  и  режиссуры  проводились  беседы  со  зрителем  об  актерской  игре  и  качестве  спектаклей.

При  театрах  создавались  художественные  советы.    

Для  лучшей  организации  зрителя  целесообразным  являлось  шефство  крупных  предприятий  над  определенными  театрами.

Примером  может  послужить  Сталинградский  Тракторный  завод,  которому  досталось  шефство  над  Краевым  театром.  На  заводе  имелся  и  летний  театр.  В  1936  году  парткомом  СТЗ  утверждался  план  летнего  обслуживания  населения  поселка  завода.  С  1  мая  по  5  июня  –  театр  им.  Станиславского;  с  13  июня  –  по  20  июня  –  украинский  театр;  с  13  июля  по  20  июля  –  Малый  театр;  с  6  августа  по  10  августа  –  балет  им.  Немировича-Данченко.  Купить  билеты  на  3–5  спектаклей  в  летний  театр  СТЗ  предлагалось  и  другим  заводам,  таким  как  «Красный  Октябрь»  и  «Баррикады»  [7,  с.  30].

Директоров  обязали  отказаться  от  отмены  спектаклей  проданных  организованному  зрителю.

В  системе  городского  транспорта  пересматривался  график  работы  в  вечерние  часы,  чтобы  обеспечить  бесперебойное  движение  и  подачу  транспорта  для  перевозки  зрителя.  В  частности,  это  касалось  трамваев,  троллейбусов  и  автобусов  [6,  с.  117–118].

В  1933  труппа  Краевого  Драмтеатра  оформляется  и  становится  постоянной.  В  этом  же  году  театр  был  назван  именем  М.  Горького.  В  1934  году  на  его  сцене  блестяще  проходят  постановки  Шекспира.  Что  связано  с  приходом  туда  заслуженного  артиста  АзССР  Н.А.  Соколова.

В  Театре  юного  зрителя,  открывшимся  18  октября  1933  года.  Очень  тщательно  следили  в  театре  за  соответствием  пьес  возрасту  зрителей.  Помимо  детских  пьес  давались  симфонические  концерты.

На  сценах  многих  театров  кроме  актеров  со  спектаклями  выступали  музыкальные  и  танцевальные  коллективы.  Так  в  1939  году  в  Летнем  театре  начался  первый  в  Сталинграде  фестиваль  самодеятельного  искусства  [1,  с.  118–121]

Однако  театрально-зрелищные  предприятия  области  –  театры  города  и  колхозно-совхозные  театры  к  театральному  сезону  1938  и  1939  гг.  были  признаны  не  подготовленными.  Большинство  театров  не  закончили  должного  ремонта,  артисты  в  большинстве  своем  не  обеспечены  квартирами.  Часть  театрально  зрелищных  предприятий  находится  в  состоянии  финансового  прорыва.  Партийно-просветительская  работа  партийными,  комсомольскими  и  профсоюзными  организациями  ведется  неудовлетворительно.  Поэтому  эти  организации  обязали  наладить  систему  партийного  просвещения.  Директорам  же  театров  необходимо  было  провести  конференции  со  зрителями  о  перспективах  предстоящего  театрального  сезона  и  обсудить  репертуар.  В  связи  с  этим  вставал  вопрос  о  выделении  средств  на  ремонт  театральных  помещений,  квартир  для  артистов.  Культпросветотделу  поручалось  в  ближайшие  2–3  дня  созвать  совещание  руководящих  работников  областных  профсоюзов  для  решения  вопросов,  связанных  с  работой  театров  [17,  с.  383–385].

Организация  функционирования  деятельности  театров  являлась  одной  из  важнейших  задач  государства  в  рамках  развития  системы  культмассовой  работы.  Об  этом  нам  говорит:

  • создание  новых  организаций,  занимающихся  состоянием  театрального  дела  (напр.,  УТЗП)  и  усиление  руководства  ими.
  • предоставление  значительных  денежных  средств  на  обеспечение  материально-производственной  деятельности  –  содержание  театральных  помещений  (сцен,  зрительных  залов  и  др.),  отопление,  освещение,  ремонт  театров  и  обеспечение  транспортом.
  • материальное  стимулирование  работников.  Выдача  производственных  пайков,  обеспечение  жильем,  премии  наиболее  выдающимся  работникам  и  трудоустройство  их  на  постоянной  основе.
  • отслеживание  репертуарного  плана  театров  и  появление  организованного  зрителя.

Таким  образом,  театры  признавались  неотъемлемой  частью  сети  партийного  просвещения  уже  на  государственном  уровне.  Так  как  именно  государство  выступало  инициатором  совершенствования  организации  театральной  жизни  края.

 

Список  литературы:

  1. Андрианова  Г.Н.  Художественный  облик  Царицына-Сталинграда.  Волгоград:  Изд-во  Универсал,  1991  г.  –  191  с.
  2. Десятый  съезд  РКП  (б).  Март  1921  года.  Стенографический  отчет.  М.:  государственное  издательство  политической  литературы,  1963  г.  –  727  с.
  3. Коммунистическая  партия  Советского  Союза  в  резолюциях  и  решениях  съездов,  конференций  и  пленумов  ЦК  (1898–1953).  Часть  2  (1925–1953).  М.:  Изд-во  Госполитиздат,  1953  г.
  4. О  партийной  и  советской  печати.  Сб.  док-тов,  1954,  –  с.  431 
  5. Пути  развития  театра.  (Стенографический  отчет  и  решения  партийного  совещания  по  вопросам  театра  при  Агитпропе  ЦК  ВКП  (б)  в  мае  1927  г.).  Под  редакцией  С.М.  Крылова.  М.-Л.:  Теакинопечать,  1927.  –  524  с.
  6. ЦДНИВО.  Ф.  71.  Оп.  1.  Д.  242.  Протокол  заседания  секретариата  Сталинградского  Городского  комитета  ВКП  (б)  об  организации  зрителя  театрами  города.  1935  г.
  7. ЦДНИВО.  Ф.  71.  Оп.  1.  Д.  365.  Протокол  заседания  секретариата  Сталинградского  Городского  комитета  ВКП  (б)  о  летнем  театре  СТЗ.  1936  г.
  8. ЦДНИВО.  Ф.  76.  Оп.  1.  Д.  10.  Постановление  секретариата  Нижне-Волжского  Крайкома  ВКП  (б)  о  театральной  работе.  1928  г.
  9. ЦДНИВО.  Ф.  76.  Оп.  1.  Д.  211.  Постановление  секретариата  Нижне-Волжского  Крайкома  ВКП  (б)  об  организации  передвижных  колхозных  театров.  1933  г.
  10. ЦДНИВО.  Ф.  76.  Оп.  1.  Д.  218.  Постановление  бюро  Сталинградского  Крайкома  ВКП  (б)  о  театральной  сети  Сталинграда.  1934  г.
  11. ЦДНИВО.  Ф.  113.  Оп.  1.  Д.  13.  Постановление  бюро  Сталинградского  Крайкома  ВКП  (б)  о  Камышинском  филиале  государственного  камерного  театра.  1935  г.
  12. ЦДНИВО.  Ф.  113.  Оп.  1.  Д.  13.  Постановление  бюро  Сталинградского  Крайкома  ВКП  (б)  о  состоянии  и  работе  колхозно-совхозных  театров.  1935  г.
  13. ЦДНИВО.  Ф.  113.  Оп.  1.  Д.  14.  Постановление  бюро  Сталинградского  Крайкома  ВКП  (б)  о  реконструкции  Краевого  театра  им.  М.  Горького.  1936  г.
  14. ЦДНИВО.  Ф.  113.  Оп.  1.  Д.  288.  Постановление  Сталинградского  Крайкома  ВКП  (б)  о  работе  колхозно-совхозных  театров.  1937  г.
  15. ЦДНИВО.  Ф.  113.  Оп.  1.  Д.  289.  Постановление  бюро  Сталинградского  Обкома  ВКП  (б)  о  результатах  смотра  колхозно-совхозных  театров.  1937  г.
  16. ЦДНИВО.  Ф.  113.  Оп.  1.  Д.  289.  Постановление  бюро  Сталинградского  Обкома  ВКП  (б)  о  проведении  фестиваля  колхозно-совхозных  театров.  1937  г.
  17. ЦДНИВО.  Ф.  113.  Оп.  1.  Д.  434.  Постановление  бюро  Сталинградского  Обкома  ВКП  (б)  о  готовности  театрально-зрелищных  предприятий  к  открытию  театрального  сезона  1938–1939  гг.  1938  г.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Надежда 24.11.2015 00:00
Довольно интересная и актуальная работа. Действительно, как верное подметил автор, финансирование в области культуры( и во многих других отраслях) сейчас несколько страдает. Спасибо за поднятую проблему, успехов в исследовании.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.