Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 декабря 2015 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
РОЛЬ МАКЕТИРОВАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дмитриева Ксения Вячеславовна
студент художественно-графического факультета
Смоленского государственного университета
РФ, г. Смоленск
Дрягина Вера Борисовна
научный руководитель, доцент художественно-графического факультета, канд. пед. наук Смоленского государственного университета
РФ, г. Смоленск
Занятия творчеством необходимый аспект для формирования полноценной личности школьника. Оно оказывает разностороннее и сложное воздействие на ребенка, способствует развитию мышления, воображения, накоплению новых знаний, формирует характер и моральные ценности. Творчество помогает обогатить ум ребенка всевозможными представлениями, дать пищу для размышлений, научить правильно присматриваться, стать наблюдательным [3, с. 10].
Существует множество видов творчества, помогающих развитию школьников. Одним из видов является бумажная пластика. Бумажная пластика – это особый вид творческой деятельности, направленной на конструирование и создание работы из бумажного материала. Бумажная пластика помогает развить в ребенке его духовное восприятие, чувственно-эмоциональное отношение к миру и действительности и интеллектуально-творческий потенциал. Систематически занимаясь бумажной пластикой, можно улучшить многие важные качества, таких как пространственное мышление, образное представление, логику, зоркость глаза, острое ощущение цвета. Это в дальнейшем поможет ребенку не только в творчестве, но и в любой другой сфере деятельности. Кроме этого занятия бумажной пластикой помогают развить у школьника мелкую моторику рук, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности, психических процессов, центральной нервной системы и, как следствие, интеллекта ребенка. Занятия бумажной пластикой интересны школьникам занимательностью содержания и направленностью на результат. Стремление достичь результата учит детей проявлять настойчивость и сообразительность.
Ребенок учится моделировать предметы окружающего мира, развивает абстрактное мышление. Он учится выделять в реальном предмете характеризующие и обобщающие формы. В творчестве ребенок идет от представления к воплощению реального предмета и при этом уточняется и само представление о нем, что важно для развития восприятия и мышления. Освоение технических навыков в изготовлении макетов, изучение основных законов композиционного построения объемно-пространственных форм, которые не только дают учащимся представление о пространственных связях и отношениях элементов композиции, но и возможность выработать внимание и облегчить подход к творческим проблемам композиционного решения.
Существует несколько видов бумажной пластики: оригами; модульное конструирование; симметричное вырезание, вырезание орнаментов; транспарантное вырезание; художественное вырезание; объемные модели из бумаги; торцевая пластика (квиллинг); плетение из бумаги; рельефные и полуобъемные композиции; макетирование в бумагопластике [1; 5].
Одним из видов бумажной пластики является макетирование. Макетирование – это вид бумажной пластики, целью которого создать законченную модель какого-либо объекта в уменьшенном масштабе. Освоение технических навыков в изготовлении макетов, изучение основных законов композиционного построения объемно-пространственных форм, которые не только дают учащимся представление о пространственных связях и отношениях элементов композиции, но и возможность выработать внимание и облегчить подход к творческим проблемам композиционного решения. Макет обладает наглядностью, поэтому процесс макетирования облегчает объемно-пространственное представление учащегося. Макет используется в учебных целях при проектировании. В театре макет воспроизводит пространственно-декоративное решение спектакля, обычно в 1/20 натуральной величины. Макетом пользуются археологи и реставраторы для воспроизведения утраченных памятников, а иногда и целых ансамблей или селений. Макеты, представленные в музеях, знакомят нас с архитектурой далеких городов и стран. Архитекторы пользуются макетом для изображения проектируемого или существующего сооружения, для уточнения композиционной согласованности всех частей объекта, будь то отдельное здание или ансамбль сооружений.
Макет – это одно из средств выражения мысли, способ передачи информации. Он помогает выявить общие композиционные закономерности, уточняет пропорции, соотношения членений, их сомаштабность, а также найти противоречия в объемно-пространственном решении композиции и определить пути их устранения. Поэтому процесс макетирования способствует развитию творческого мышления и технической интуиции учащегося, развивает его объемно-пространственное представление, способствует интеллектуальному развитию личности [2, с. 4].
Макетированию, к сожалению, в школьной учебной программе уделяется мало внимания, а зачастую оно даже полностью отсутствует. Для детей среднего школьного возраста макетирование может являться интересным предметом, так как оно имеет множество разнообразных видов и форм. К примеру, в курсе Калмыковой Н.В. и Максимовой И.А. «Макетирование из бумаги и картона» все изучение делится на несколько этапов: плоскость и пластическая разработка поверхностей; простые объемные формы и сложные объемно-пространственные формы. Курс изучает создание из бумаги и картона правильных многогранников (призма, пирамида), тел вращения (цилиндр, конус), моделей геометрически правильных тел вращения (шар, тор), моделей сложных тел вращения, составных геометрических тел, тематических моделей, кулисных поверхностей, трансформируемых плоскостей. Из анализа курса стало ясно, что макетирование не сводится к обычному созданию из бумаги простейших геометрических тел, макетирование интересно и многообразно. В процессе макетирования школьникам дается возможность овладеть всеми техническими приемами данной сферы, научиться моделировать различные геометрические тела, изучить приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы.
Чтобы понять какое место макетирование занимает в настоящее время в общеобразовательных программах для школ необходимо проанализировать несколько школьных программ.
В школьной программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского художественная деятельность детей на уроках проявляется в разнообразных формах, среди них объемно-пространственное моделирование и проектно-конструктивная деятельность. В 8 классе дети касаются темы архитектуры и дизайна в сфере пластических искусств, поэтому на уроках очень часто рекомендуют использовать бумагу и картон всевозможных видов.
При анализе школьной программы С.А. Полищук «Изобразительное искусство. Основы архитектурной композиции и дизайна» выяснилось, что курсу бумажной пластики, а именно макетированию, отдается большое значение. Это может быть изображение в объеме из картона, бумаги и создание пространственных моделей в макете. В 6 классе учащиеся делают первые работы в объемно-пространственной композиции из бумаги, 7 класс посвящен обучению школьников технике макетирования, а в 8–9 классах дети уже занимаются скульптурой из бумаги, что также можно считать макетированием [4, с. 91].
Рассматривая учебные программы по изобразительному искусству для детей среднего школьного возраста можно сделать вывод, что бумажная пластика является неотъемлемой частью. Макетированию уделяется большое значение, ведь такие занятия дают школьникам хорошую возможность овладеть навыками работы с бумагой, развивает глазомер, внимательность и фантазию, улучшает пространственное восприятие, образное мышление, дает возможность самовыражения и благотворно влияет на психическое состояние ребенка.
Список литературы:
- Браиловская Л.В. Арт-дизайн. Ростов-н/Д: Феникс, 2005.
- Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона: Учебное пособие. – М.: Книжный дом «Университет». – 2000. – с. 4.
- Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? Дошкольное воспитание, – № 2, – 2005. – с. 10.
- Кузин В.С., Корнута И.В. сост., Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2001. – с. 91.
- Макарова Н.Р. Секреты бумажного листа. Раб.тетр. М.: Мозаика-Синтез, 2004.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий