Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CCII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 09 декабря 2024 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шальнова А.Н. ТЕКСТЫ СОВРЕМЕННЫХ ПЕСЕН: ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CCII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(201). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/23(201).pdf (дата обращения: 12.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТЕКСТЫ СОВРЕМЕННЫХ ПЕСЕН: ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ

Шальнова Анастасия Николаевна

студент, кафедра «Путь и железнодорожное строительство», Уральский государственный университет путей сообщения,

РФ, г. Екатеринбург

Щелокова Алена Александровна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доц., Уральский государственный университет путей сообщения,

РФ, г. Екатеринбург

LYRICS OF MODERN SONGS: THE RIGHT TO EXIST

 

Anastasia Shalnova

student, Department of Track and Railway Construction, Ural State University of Railway Transport,

Russia, Yekaterinburg

Alena Schelokova

scientific supervisor, Ph.D. (Philology), associate professor Ural State University of Railway Transport,

Russia, Yekaterinburg

 

АННОТАЦИЯ

В русле актуальной дискуссии: считать тексты современных авторов-исполнителей поэзией или антипоэзией в статье представлен анализ современного песенного текста согласно классическому соответствию поэтическому оригиналу.

ABSTRACT

In line with the current debate: whether to consider the texts of modern singer-songwriters as poetry or anti-poetry, the article presents an analysis of modern song texts in accordance with the classical correspondence to the poetic original.

 

Ключевые слова: поэзия, антипоэзия, метафора, рифма.

Keywords: poetry, anti-poetry, metaphor, rhyme.

 

Тексты современных песен часто вызывают споры о том, считать ли их поэзией или антипоэзией. Это связано с тем, что обмен культурными ценностями и влияние различных жанров формируют характер современных песенных текстов.

Стоит отметить, что поэзия определяется не только рифмой, ритмом и другими признаками, но и глубиной чувства, оригинальностью образов и мыслей. Что же такое антипозия? В контексте антипоэзии можно рассмотреть тексты, которые игнорируют традиционные поэтические формы и делают акцент на потребительских ценностях и поверхностности. Такие произведения могут показаться лишенными глубокого смысла и служить скорее развлечением, чем средством самовыражения.

Таким образом, вопрос о том, являются ли тексты современных песен поэзией или антипоэзией, открывает дискуссию о природе искусства, его воздействии на общество и личную идентичность.

Исследование в этой области проводилось искусствоведом Замысловым А. А., в ходе которого он пишет, что «можно обнаружить двойственное отношение к современным исполнителям, часто можно услышать мнения о негативном влиянии современной музыки, насмешки над бессмысленными текстами, осуждения исполнителей. С этим нельзя не согласиться» [2]. Когда речь идет об общей картине, да, такое мнение может иметь место, но мы бы хотели представить другой взгляд на примере конкретного текста.

Обратимся к определению ключевых терминов дискуссии. В «Толковом словаре русского языка» Ожегова С.И. определение «поэзия» трактуется таким образом: «ПОЭЗИЯ, -и, ж. 1. Словесное художественное творчество, преимущ. стихотворное. 2. Стихи, произведения, написанные стихами. 3. перен.; чего. Красота и прелесть чего-н., возбуждающие чувство очарования» [4, с. 510].

В профессиональной среде определяется так: поэзия – (греч. poiesis, от - poieo - творю, создаю) – 1. Один из двух основных способов организации художественной речи (ср. ПРОЗА). Важнейшим отличием П. от прозы является особый ритм (отчетливое деление на соизмеримые ритмические отрезки, которые не совпадают с синтаксическим членением фразы). 2. До начала XIX в. вся художественная литература в отличие от нехудожественной (научной, официально-деловой, философской, публицистической) [1]. Важнейшим отличием поэзии от прозы является особый ритм (отчетливое деление на соизмеримые ритмические отрезки, которые не совпадают с синтаксическим членением фразы). Кроме того, для поэзии характерно деление на строки (стихи) и строфы, т. е. стихотворная форма.

Признаки поэтического текста: 1. Ритм. Периодическое повторение в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных, синтаксических элементов; упорядоченность её звукового строя; 2. Рифма. Одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы и связывающее их между собой; 3. Стихотворный размер. Заданный порядок чередования слогов в стихе; 4. Строфа. Группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах; 5. Лирический герой – это вымышленный персонаж лирического произведения, через которого автор выражает свои переживания, чувства и мысли; 6. Художественные средства выразительности – это языковые приёмы, которые автор использует для придания особой выразительности своему произведению. (эпитеты, метафора, аллегория и т.д.).

Антипоэзия – литературное движение, выступающее за разрыв с обычными условностями традиционной поэзии. Среди ранних сторонников антипоэзии — чилийский поэт и ученый Никанор Парра и греческий писатель и историк Элиас Петропулос. Парра, известный как отец антипоэзии, опубликовал свой первый сборник антипоэм в 1954 году, отвергнув общепринятое мнение о том, что стихи обладают мистической силой. Приведем определение, данное отечественным поэтом Свободиным И.: «Антипоэзия – это, таким образом, украшение и воспевание низости и мерзости, опошление и унижение возвышенного. Это издевательство над добрыми чувствами, это кощунство, приукрашенная злость, остроумная подлость, злые стихи и т.д.» [3].

Признаки антипоэзии: 1. Нарушение языковых норм. Любые случаи отклонения от действующих правил литературного языка; 2. Отсутствие чётко выраженной структуры; 3. Упрощение слога. Один из видов искажений слоговой структуры слова; 4. Пренебрежение ритмом; 5. Высмеивание существующей устоявшейся морали и её опошление; 6. Банальность и чрезмерная простота сюжетов.

Представляем проведенный нами анализ текста песни «Случайная любовь» (2017 г.) музыкальной группы «Свидание». Автор текста и исполнитель – А. Зиберти.

В тексте песни «Случайная любовь» группы «Свидание», мы видим:

  1. 100% ямб, в основном ударение падает на 2-4 слоги (Я начинаю забывать / Твоё красивое лицо / Как только научусь летать / Я выброшусь в твоё окно).
  2. Сохранён стихотворный размер и наличие строф. Если мы обратимся к тексту, то увидим четко выраженную структуру (Давай увидимся во сне / Я написал тебе стихи / О том, как я люблю тебя / О том, как любишь меня ты // Не надо мне напоминать / Я знаю, доктор, я дурак / Фотоиллюзии твои / Оставили во мне следы //).
  3. Художественные средства выразительности. Эпитет (случайная любовь (любовь может быть первой или сильной); анафора (о том, как я люблю тебя, о том, как любишь меня ты); метафора (фотоиллюзии твои оставили во мне следы) и др.
  4. Присутствие лирического героя, представленное личным местоимениям «я», который не ассоциируется с автором текста.
  5. В заключение можно сказать, что тексты современных песен обладают сложной харизматической природой, в которой можно увидеть черты как поэзии, так и антипоэзии. Во-первых, когда текст песни следует традиционным поэтическим принципам – использует художественные средства выразительности, наличие лирического героя, ритмическую структуру и глубокое эмоциональное содержание, он может считаться поэзией. Такие произведения способны вызывать эмоции, передавать философские размышления и отражать социальные проблемы, что делает их поэтическими по своей сути.

Во-вторых, важно учитывать влияние контекста, в котором создается музыкальный текст. Если автор обращается к всемирно известным поэтическим традициям, при этом применяет оригинальные подходы к темам и стилю, его работа также может быть воспринята как современная поэзия, частью культурного диалога.

Тем не менее, отсутствие в текстах современных песен каких-либо признаков поэтического текста не лишает их самовыражения и откровенности, что делает их значимыми для определенной аудитории.

 

Список литературы:

  1. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М., 2005. [электронный ресурс] – Режим доступа. –URL:http://gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=2&wrd=%CF%CE%DD%C7%C8%DF&bukv=%CF (дата обращения 12.11.2024)
  2. Замыслова А. А. Тексты современных песен: поэзия или антипоэзия // Мировая наука. 2023. №4 (73). [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teksty-sovremennyh-pesen-poeziya-ili-antipoeziya (дата обращения: 01.12.2024).
  3. Свободин И. Антипоэзия // Стихи.ру. [электронный ресурс]. – Режим доступа. –  URL: https://stihi.ru/2010/02/26/9097 (дата обращения 01.12.24)
  4. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов, под ред. док-ра филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1984. – 816 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий