Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 05 октября 2020 г.)

Наука: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мальцева А.А. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПАРЦЕЛЛЯЦИИ В МЕДИАТЕКСТАХ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(102). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/19(102).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПАРЦЕЛЛЯЦИИ В МЕДИАТЕКСТАХ

Мальцева Алина Алексеевна

студент, Санкт-Петербургский Государственный университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

В статье упоминаются функциональные классификации парцелляции. Разбираются и анализируются конкретные приемы использования парцелляции в журнале «Сноб».

 

Ключевые слова: функции парцелляции, выразительность, парцеллированные конструкции.

 

В современном русском языке активно используются художественные средства выразительности. Одним из таких средств в настоящее время является парцелляция, то есть расчленение структуры предложения на отдельные части.

Экспрессивность парцелляции и её способность воздействовать на читателя привлекают внимание журналистов и литераторов, поэтому они активно используют данное средство в своих текстах и заголовках. К приему парцелляции обращаются в газетах «Коммерсантъ», «Русский репортер» и других. 

Под «парцелляцией» лингвист-исследователь Е.А. Иванчикова понимает «прием экспрессивного синтаксиса письменного литературного языка, существо которого состоит в расчленении синтаксически связанного текста на интонационно обоснованные отрезки, отделяемые знаком точки». [1]

Явление парцелляции на данном этапе развития языка остается неоднозначным, его продолжают изучать и выделять новые особенности, функции и критерии парцеллированных конструкций. Мы обратимся к нескольким исследованиям, которые наиболее полно отражают функционал парцеллированных конструкций в медиатекстах.

Лингвист А. П. Сковородников разграничивает функции парцелляции в художественных и газетно-публицистических текстах. [2] Мы рассмотрим функциональную классификацию явления в публицистике.

Первая функция, упомянутая А. П. Сковородниковым - экспрессивно-выделительная, она заключается в усилении эмоциональности текста, акцентировании на испытываемых автором эмоциях.  Часто в текстах СМИ для достижения экспрессивности используются различные знаки препинания. Это могут быть:

1) Восклицательные знаки

Это московские аэропорты, IT-компании, службы по долговременному уходу, крупный и мелкий бизнес. Вакансий много. Людей нет! (ИИ «Snob» - Почему вчерашние студенты не могут найти работу 21.08.2019) С помощью восклицательных предложений автор показывает своё возмущение или восхищение, акцентирует внимание читателей на наличии каких-либо социальных и иных проблем в обществе. В данном предложении автор акцентирует внимание, используя противопоставление: есть вакансии, но нет людей. Это позволяет показать, что главной проблемой безработицы является нежелание работать, а не отсутствие предложений работы.

2) Многоточия

А света становится все меньше, туман все непроницаемее и гуще. Лиц уже почти не видно. Слышны только голоса… Ульяна… Диана… (ИИ «Snob» -Диана Вишнёва. Матч в контексте 15.11.2019) Цепочка предложений с многоточиями несет в себе эмоциональную напряженность, помогает автору достичь эффекта длительности в высказывании. Также многоточия позволяют автору использовать прием перечисления, возможно, даже показать некую безысходность, которую почувствовал автор, слыша только голоса, но не увидев лиц.

3) Вопросительные знаки

Зачем живем? Зачем страдаем? Если бы знать, если бы знать… (ИИ «Snob» - Диана Вишнёва. Матч в контексте 15.11.2019) Вопросительные предложения создают эффект большого количества сторон, с которых можно рассмотреть проблему. Так, в данном примере вопросы являются риторическими, что дает читателю возможность задуматься над ними и самостоятельно найти ответ. Несмотря на наличие ответа от автора, который только добавляет неясности, каждый читатель имеет возможность поразмыслить над поставленными вопросами.

М.Н.Кожина в первую очередь выделяет изобразительную функцию, которая позволяет усилить образность высказывания, обратить внимание на длительность действия и т.д. [3]: Ведущий с улыбкой сообщил, что они скоро приедут с кремлевского приема в честь космонавтов. Радостные аплодисменты. Беспокойное ожидание. Нетерпеливые аплодисменты. Поправили свет. Еще более нетерпеливые аплодисменты. (ИИ «Snob» - Андрей Вознесенский: Я был зациклен тогда на Жаклин 26.11.2019) Использование повторяющихся союзов, односоставные назывные предложения помогают автору усилить длительность действия, показать значимость и важность события для автора или читателя.

А.П.Сковородников в своих исследованиях придавал большое значение композиционно-семантической функции парцелляции в медиатекстах. Это обусловлено тем, что данная функция помогает журналистам разгрузить предложения, которые отличаются информационной насыщенностью. Лингвист выделял несколько подтипов в данном критерии:

1) Выделение части абзаца, содержащей тему будущей части повествования: Наш Жан-Поль славный малый, enfant terrible. Позднее, безумное, но безусловно талантливое дитя. А сегодня Готье – номер один. Рядом никого нет. (ИИ «Snob» - Жан-Поль Готье: Сегодня ты никто, а завтра, гладишь, у тебя уже просят автографы 20.11.2019). В данном случае явно прослеживается противопоставление двух частей повествования: безумство против известности.

3) Эмоциональное усиления пафоса концовки высказывания: Потешная новость из жизни Дмитрия Медведева, которому президент наконец-то определил сферу действий на посту зампреда Совета безопасности, мало кого в русскоязычном мире заинтересовала или хоть насмешила. А зря. (ИИ «Snob» - Счастливчик Димон. От каких напастей Владимир Владимирович уберег Дмитрия Анатольевича 10.03.2020)

4) Начало нового отрывка повествования, предупреждение читателей, о чем пойдет речь в дальнейшей части текста: И действительно, красотками в традиционном смысле этого слова, «эффектными дамами» ни Лилю, ни даже Жаклин назвать, пожалуй, нельзя было. Но это не помешало им обеим, каждой в свое время, стать олицетворением некоего «стиля поколения». (ИИ «Snob» - Андрей Вознесенский: Я был зациклен тогда на Жаклин 26.11.2019) В этом примере снова задействовано противопоставление, не красотки стали олицетворением стиля, читателю сразу же хочется узнать, как это произошло. И он узнает это в следующем абзаце.

5) Создание интриги повествования: На насыпи, на фоне звезд появляются большие черные точки. Одна. Другая. Третья. Потом больше. (ИИ «Snob» - Почему наши дети перестали ходить в походы 03.02.2020) Художественный прием градации в данном случае помогает автору держать читателя в напряжении, постепенно наращивая темп появления неопознанных объектов.

Не менее значимой функцией парцеллированных конструкций в СМИ является создание иронического подтекста с помощью парцелляции: В конце десятилетия еще живы каналы, которые круглые сутки крутят музыкальные клипы. Сами, наверное, не знают зачем. (ИИ «Snob» - Что случилось с музыкой за 10 лет 30.12.2019)

Автор использует прием парцелляции, чтобы выразить свое ироничное или даже сатиричное отношение к проблеме. Парцеллированное предложение показывает бессмысленность музыкальных каналов, которые по мнению автора уже давно никому не нужны.

В связи с тем, что письменная парцелляция вследствие постепенных изменения появилась из устного явления парцелляции, М.Н. Кожина выделяет также характерологическую функцию парцелляции, то есть имитацию устной речи: Да. Уже в самолете. Домой прилетела курортница…Да потому что штрафы нужно вовремя оплачивать. (ИИ «Snob» - 7 невинных историй посетителей винотеки)

В данном примерах предложения отрывистые, используется разговорный оборот «да потому что». Обрывки фраз тем не менее создают целостную картину разговора по телефону, так как узнав ответ, нам удается самостоятельно додумать вопрос, заданный собеседником.

Парцеллированные конструкции – это инструмент эмоционального и смыслового воздействия на аудиторию. На данном этапе прием парцелляции изучен лингвистами достаточно глубоко. Но нельзя сказать, что данное явление описано максимально подробно, с учетом изменений, постоянно происходящих в лингвистике. В каждом конкретном издании основные функции парцелляции могут существенно различаться, поэтому данное исследование – это малая часть исследования целого пласта функциональных особенностей парцелляции.

 

Список литературы:

  1. А. П. Сковородников // О классификации парцеллированных предложений в современном русском литературном языке. – М., 1978. – No 2. – С. 60–64.
  2. А. П. Сковородников // О функциях парцелляции в современном русском литературном языке. – М.,1980.–No5.–С.8789.
  3. Е.А. Иванчикова // Русский язык и советское общество: Морфология и синтаксис современного русского литературного языка. – М.: Наука, 1977. – С. 279.
  4. М. Н. Кожина // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М.:Флинта, Наука, 2003. –696 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий