Статья опубликована в рамках: CXCII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 08 июля 2024 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
К ВОПРОСУ О НАРРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ А. Н. ОСТРОВСКОГО В ПЬЕСЕ «БЕСПРИДАННИЦА»
Анализ наиболее значимых художественных произведений русской литературы, посвященных теме самоубийства героя и созданных до написания А. Н. Островским его пьесы «Бесприданница», принадлежащих М. Сушкову, Н. М. Карамзину, И. С. Тургеневу, Л. Н. Толстому и самому А. Н. Островскому, позволяет выявить следующие типы самоубийств героев, характерных для конца 18–19 столетия:
1. Катонический тип самоубийства: герой борется за свои гражданские идеалы, считая их единственно возможными в построении социального мира. Невозможность их отстоять перед лицом тирании, обрекает его на смерть в знак протеста против низвержения этих идеалов.
2. Вертеровский тип самоубийства: герой решает покончить с собой из-за несогласия с господствующим мироустройством, поскольку чувствует себя чуждым в этом мире. Стремление вернуться к той божественной сущности, которая и является его истинной сферой бытия, толкает на этот поступок.
3. Тип самоубийства «Бедной Лизы»: изначально герой находится в гармонии с окружающим миром, однако внешние причины нарушают это равновесие. В акте своего самоубийства герой стремится восстановить утраченную гармонию в мире, либо обрести её за чертой своей смерти.
4. Тип самоубийств героя, обусловленный ситуацией выбора между долгом и чувством: внутренний конфликт, определенный несовместимостью в герое долга и чувства, когда выбор между ними представляется ему невозможным, делает этот поступок неизбежным. По существу, этот тип может оцениваться как разновидность того, который мы находим в «Бедной Лизе» Карамзина, поскольку целевая установка здесь всё та же – восстановить нарушенное равновесие в мире. Однако отличаются они причинами, обуславливающими дисгармонию, и некоторой стратегией выхода из конфликта.
Данная классификация художественных решений, представленных в русской литературе 18–19 вв., позволит, как представляется, выявить особенности нарративной стратегии А. Н. Островского как автора «Бесприданницы».
Доминирующая в литературном дискурсе оценка героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» позиционирует её как жертву. Наступающая эпоха буржуазных отношений создает новые проблемы в сфере морали. Новые общественные отношения превращают человека в вещь.
Однако трактовка образа Ларисы Огудаловой как жертвы справедлива лишь отчасти. В завершающих сценах героиня обнаруживает в себе огромный потенциал героя способного преодолеть навязываемую ему «вещность» и нанести урон морали, превращающей человека в вещь, раскрыть слабость и ущербность носителей этой морали.
Пьеса обнаруживает глубокую связь с русской литературной традицией. Различные интертекстуальные связи позволяют соотнести её с произведениями Карамзина, Пушкина, Толстого. Мотив смерти героини на почве неразделенной любви отсылает зрителей и читателей пьесы к русским произведениями, предшествующим «Бесприданнице» и близкие в проблемно-тематическом плане.
Традиционное разрешение аналогичных пьесе Островского конфликтов суицидом героя сознательно заменено в «Бесприданнице» его убийством. А. Н. Островский отталкивается от сложившихся штампов, формируя тем самым новые очертания поступка своей героини.
Его Лариса, превращенная своими жадными поклонниками в вещь, в заключительных сценах пьесы сначала уравнивает свою позицию с ними, заявив о себе как о продавце вещи (в мире, основанном на буржуазной морали, в основании которой лежит акт купли-продажи, позиция продавца и покупателя одинаково значимы). Вслед за этим героиня заставляет свое порочное окружение пережить ощущение своей слабости и уязвимости. Спровоцировав выстрел Карандышева, она превращает его из мнимого хозяина положения в простого убийцу, а всех остальных действующих лиц в его пособников.
Последовавшее за этим прощение Ларисой виновников своей смерти подчеркивает её нравственное превосходство пред ними.
Предложенная в этой главе нашей работы оригинальная интерпретация пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», указывает на её существенную связь с русской литературной традицией, в развитии которой драматург и создает своё произведение.
Список литературы:
- Недзвецкий, В.А. Любовь - крест - долг («Ася» и другие повести 50-х годов) / В. А. Недзвецкий, П.Г. Пустовойт, Е.Ю. Полтавец / / И. С. Тургенев. «Записки охотника», «Ася» и другие повести 50-х годов, «Отцы и дети». В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – С. 14-37.
- Николаев, Н. И. К вопросу о роли природоописательных фрагментов в прозе Н. М. Карамзина // Res philologica. «Пушкин - наше все»: Ученые записки . - Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 1999. – С. 96-111.
- Николаев, Н. И., Русский литературный герой в контексте этических исканий XVIII–XIX веков : Монография / Николаев Н. И., Нехлебаева Н. А., Шестакова Е. Ю. ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова». - Архангельск : Солти, 2009. Ч. 1 : Архитектоника мира поступка русского литературного героя первой трети XVIII века. – 2009. – 172 с.
- Никонов, С. С. Мотив страха в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» / С. С. Никонов. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 22 (156). – С. 484-485. – https://moluch.ru/archive/156/44167/ (дата обращения: 01.05.2024).
- Пущина, Л. И. Роль ремарок и символов в пьесе А. Н. Островского "Бесприданница" / Л. И. Пущина // Русский язык и литература в школах Кыргызстана. – 2018. – № 1. – С. 46-51. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44841530
- Критика о пьесе "Бесприданница" Островского, отзывы современников // Literaturus.ru URL: https://www.literaturus.ru/2016/09/kritika-bespridannica-ostrovskij-otzyvy-sovremennikov.html (дата обращения: 19.05.2024).
дипломов
Оставить комментарий