Статья опубликована в рамках: CXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 21 июня 2021 г.)
Наука: Филология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
МНОГОСТОРОННОСТЬ ЧУВСТВА ЛЮБВИ В ПРОЗЕ И.А. БУНИНА
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается тема любви в произведениях И.А. Бунина, а также выделяются основные проявления и оттенки этого чувства и дается подробное описание некоторых из них, уделяется внимание настоящей, истинной любви и ее искаженному пониманию. На основе всего этого в конце будет сделан вывод о том, что любовь, какая бы она ни была, в произведениях И.А. Бунина – это великое счастье, которое когда-либо происходило в жизни героем, которое не может продолжаться и обречено на неизбежный конец.
Ключевые слова: тема любви, многосторонность любви, любовь-стихия, любовь-потрясение, любовь-верность, любовь-месть, любовь-тайна, любовь-жертва, любовь-противоречие, любовь-месть, «любовь-наваждение», настоящая любовь, искаженное понимание любви.
Тема любви – одна из вечных тем в литературе и одна из главных тем в творчестве И.А. Бунина. В его изображении любовь – это слияние чувственного и духовного, которое невозможно постичь без плотского начала. Поэтому во многих бунинских рассказах из цикла «Темные аллеи», где все произведения посвящены теме любви, происходит телесно-душевное сближение между мужчиной и женщиной. И.А. Бунин подробно описывает телесные наслаждения своих героев («Таня», «Антигона», «Визитные карточки», «Галя Ганская»). Однако следует отметить, что прекрасными они являются при условии того, что приводят героев к самозабвению, восхищению, к той любви, «что завершается где-то в сердце на всю жизнь» [2, с. 328].
В произведениях писателя охватываются самые разные проявления и оттенки чувства любви: любовь-стихия, которая неожиданно, как «солнечный удар», захватывает человека («Солнечный удар», «Натали», «Антигона»); любовь-обида («Темные аллеи»); любовь-противоречие, когда герой испытывает плотское влечение к одной девушке, а высокие непорочные чувства к другой («Натали»); любовь-верность на всю жизнь («Грамматика любви»); любовь, переходящая в месть («Легкое дыхание», «Месть», «Последнее свидание»); любовь-воспоминание об утраченном счастье, или несбывшейся мечте («Руся», «Холодная осень»); любовь-тайна, когда один из возлюбленных скрывает свое чувство по отношении к другому («Дубки», «Ида», «Чаша жизни»); любовь-потрясение на всю жизнь («Солнечный удар», «Поздний час», «Ида»); «любовь-наваждение», когда все мысли и чувства героя направлены на возлюбленного, которому он или она не могут отказать («Митина любовь», «Дело корнета Елагина»); любовь, которая несет вслед за собой жертву («Велга», «Кавказ», «Галя Ганская», «Убийца», «Часовня»), любовь, оканчивающаяся предательством одного из героев («Муза», «Пароход «Саратов») и др.
В рассказе «Ида» (1925) И.А. Бунина героиня скрывает свое чувство к герою, который женат. Когда же они встречаются на станции через два года происходит объяснение в любви: «…И объяснение это было, к несчастью, самое настоящее, совершенно серьезное» [3, с. 250]. Заканчивается вся эта история расставанием героев, которые остаются несчастными: Ида в муже видит раба, который «с величайшим удовольствием и даже гордостью» [2, с. 249] несет свое рабство (любовь-наваждение), герой же с тоской вспоминает в кругу старых приятелей эту историю.
Любовь, которая превращается в месть, можно увидеть в рассказе И.А. Бунина «Последнее свидание» (1912). В юности Стрешнев был влюблен в Веру, которая уехала в Москву, чтобы раскрыть свой музыкальный талант. Вновь жизнь сводит героев уже в зрелые годы. У них происходит свидание, в ходе которого можно понять, что герои меняются местами: теперь Вера хочет видеть Стрешнева рядом, создать с ним семью, но герой уже не испытывает к ней прежних чувств. После этого последнего свидания все что остается героям – это горькие воспоминания о прошлом и бесцельное существование. Этим рассказом И.А. Бунин показывает, что сильная юношеская любовь, оставшись безответной, со временем теряет свое высокое начало и перерастает в неприязнь.
Любовь, оканчивающаяся предательством одного из влюбленных, показана в рассказе И.А. Бунина «Муза» (1938). Рассказчик ничем особо не выделяющийся из толпы человек, который смог чем-то заинтересовать Музу: «…вы интересный человек» [2, с. 290] и «Вы довольно красивы» [2, с. 291]. Не исключено и то, что она могла слышать о его занятиях живописью. Муза фоне героя довольно эксцентричная натура, она не чуткая к чувствам других. Героиня приходит к рассказчику и признается ему в любви, по прошествии какого-то времени они уезжают в деревню, где и происходит роковое событие, а именно внезапный уход Музы к Завистовскому.
Любовь в противоречивом ее проявлении изображается И.А. Буниным в рассказе «Натали» (1941). Студент-первокурсник в поисках «любви без романтики» оказывается на перепутье – между Соней Черкасовой, к которой испытывает плотское влечение, и ее подругой Натали Станкевич, в присутствии которой его охватывает «чистым любовным восторгом» [2, с. 394]. Мещерский не может разобраться, ему кажется, что и то и другое – это любовь: «…за что так наказал меня Бог, за что дал сразу две любви, такие страстные, такую мучительную красоту обожания Натали и такое телесное упоение Соней» [2, с. 396]. Со временем физическое влечение к Соне угасает, не находит счастья он и с крестьянской сиротой Гашей, а духовная любовь к Натали остается, и разлука помогает укрепиться высокому и истинному чувству. В конце рассказа, хоть на короткое время, на несколько месяцев, Натали и Мещерский наслаждаются высоким, подлинным, хотя тайным супружеством.
Любовь-обида развивает у бунинских героев развивает особенную чувственную память. Героиня рассказа «Темные аллеи» (1938) Надежда всю жизнь хранит в своем сердце любовь к Николаю Алексеевичу, некогда соблазнившему и бросившему ее. Через тридцать лет в приезжем офицере она узнает того, кого полюбила и кого так и не смогла забыть: «Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело» [1, с. 342]. Надежда прямо говорит ему, что не может простить его: «… скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя» [1, с. 342]. Несмотря на это, когда герой уезжает, она долго глядит вслед отъезжающему тарантасу, что подтверждает то, что обида и огонь любви в равной мере уживаются в ее сердце.
Любовь-тоска по утраченному счастью показана в рассказе И.А. Бунина «Руся» (1940). Герой, путешествующей вместе с женой, вспоминает лето двадцать лет назад, когда он встретил Русю. Во всех деталях и подробностях герой переживает утраченную настоящую любовь, он в точности помнит и воссоздает образ возлюбленной: «много темных родинок» на теле, желтый широкий легкий сарафан, длинную черную косу, «смуглое лицо с темными родинками», черные глаза, узкий нос и т.д. Он осознает, что больше подобного счастья в его жизни не было и никогда уже не будет: «Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет» [2, с. 310].
Любовь-горечь о несбывшейся мечте проходит через судьбу безымянной героини рассказа И.А. Бунина «Холодная осень» (1944). Она живет и наслаждается счастьем всего лишь один вечер в своей жизни – тот самый «холодный осенний вечер». Поэтому она так равнодушно рассказывает обо всем, что произошло с ней после: ее жизнь обрывается в момент получения известия о гибели жениха, а все остальные тридцать лет существования без него становятся «ненужным сном». Этим рассказом подчеркивается: нет настоящей жизни там, где нет любви.
Любовь-потрясение на всю жизнь одна из самых распространенных разновидностей у И.А. Бунина. Она взаимна и слишком прекрасна, чтобы продолжаться вечно, в чем и заключается трагичность. Так, в рассказе «Солнечный удар» (1925) любовь вспыхивает между поручиком и незнакомкой, у которой есть муж и трехлетняя дочь. Оба не ожидают от себя таких чувств: «…на меня точно затмение нашло... Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара...» [3, с. 236]. Этот неожиданный «солнечный удар» оказывается самым значительным из всего, что происходило и, может быть, еще произойдет с героями.
В представлении истинной любви И.А. Бунина наблюдается нечто общее с гармоничной природой, поэтому прекрасным может быть только естественное, невыдуманное чувство. Если такая любовь погибает, то и жизнь после этого пережитого чувства теряет всякий смысл. Мгновения любви становятся кульминацией жизни героев бунинских произведений, полюбив они могут по-настоящему прочувствовать другого героя, только любящий способен преодолеть врожденный эгоизм, а также духовно возвыситься. Однако это чувство таит в себе неумолимую катастрофичность.
Таким образом, любовь в прозе И.А. Бунин многогранна, у нее имеется множество оттенков и разновидностей. Однако есть и то, что их объединяет – кратковременное счастье и трагичный исход, а также сохранившееся в памяти на всю жизнь воспоминания о том счастье, которое пережил герой.
Список литературы:
- Бунин И.А. Антоновские яблоки: повести и рассказы [Текст] / Сост. И предисл. В.И. Кулешова; Художн. Л. Бирюков. – 3-е изд., доп. – М.: Дет. Лит., 1982. – 365 с., ил. (Школьная б-ка)
- Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Темные аллеи [Текст]. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 512 с. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы)
- Бунин И.А. Митина любовь: повести, рассказы / Иван Бунин. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. – 352 с. (Азбука-классика)
- Волков А.А. Проза Ивана Бунина [Текст]. – М.: Моск. рабочий, 1969. – 448 с.
- Михайлов О.Н. Строгий талант: И. Бунин, жизнь, судьба, творчество [Текст]. – М.: Современник, 1976. – 278 с.
- Надежин Н.Я. Иван Бунин: «По аллеям любви»: биогр. рассказы [Текст]. – М.: Майор: Осипенко, 2010. – 192 с.
- Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: Кн. для учителя [Текст]. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.
дипломов
Оставить комментарий