Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 июня 2022 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сыроватская У.П. РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛОКАЦИЙ РОМАНА ДАЛАНА «ТЫГЫН ДАРХАН» В ОДНОИМЕННОМ ФИЛЬМЕ НОВОГО ЯКУТСКОГО КИНОв одноименном фильме нового якутского кино // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CXLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(142). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/11(142).pdf (дата обращения: 30.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛОКАЦИЙ РОМАНА ДАЛАНА «ТЫГЫН ДАРХАН» В ОДНОИМЕННОМ ФИЛЬМЕ НОВОГО ЯКУТСКОГО КИНОв одноименном фильме нового якутского кино

Сыроватская Уйгулаана Петровна

студент, группа Литературное творчество, Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ, Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова

РФ, г. Якутск

Желобцова Светлана Федоровна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доц. филологического факультета, Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова

РФ, г. Якутск

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается реконструкция исторического романа якутского писателя Далана в формате одноименного фильма «Тыгын Дархан». В поэтике материала раскрывается фольклорные и эпические истоки произведения, исторические архетипы и национальные традиции народа саха.

 

Ключевые слова: роман, Далан, фильм «Тыгын Дархан», поэтика, герой, эпос, архетип.

 

Актуальность темы статьи связана с задачей сохранения устных и письменных артефактов духовной культуры народа саха, национальной литературы и ее героев. Образ средневекового правителя якутов Тыгына является художественно притягательным для читателя и зрителя, филологов и историков. Следует отметить, что важная роль в якутской культуре принадлежит архетипу великого Правителя, представленный в образе Тыгына. Психологическое исследование исторического героя в его личностной многогранности также является значимой и интересной литературоведческой задачей.

В образной системе романа и фильма Тыгын предстает как подлинная историческая личность, тойон и дархан хангаласского племени якутов, известный герой многочисленных якутских преданий. Достаточно большой персонажный ряд выстраивается писателем так, что в центре сюжетного движения постоянно оказывается Тыгын. Его образ ментально вошел в мировоззрение каждого саха, ассоциируя с такими высокими понятиями как народный герой, любовь к родине, сильный правитель и умный человек. Из контента тыгыноведения выделяются труды и статьи академика А.П. Окладникова, сумевшего  преодолеть цензуру и запреты определенных лет, вписать славное имя исторического героя в летопись памяти людей, оценить феномен фольклорного и этнического сознания, эпического масштаба. [9].

Творческая история создания романа открывает мастерство и талант народный писателя Якутии Василия Яковлева – Далана, который в 1970 годы стал одним из известных писателей и ярким символом нового этапа развития литературы. В своих художественных произведениях и публицистических трудах прозаик отразил усиление интереса к истории, поискам истоков национального самосознания и идентичности. Романы «Глухой Вилюй» и «Тыгын Дархан стали символом обновления якутской литературы.

Авторская идея трансформирует образ исторической личности конца XVI и начала XVII веков из легенд и преданий в контекст художественной литературы. Писатель дает свою трактовку его личности и роли в истории народа саха, основанную на исторических, этнографических и фольклорных материалах. Тыгын Дархан показан в романе не только как носитель, но и как глава рода, попытавшийся реально воплотить в жизнь мечты своих сородичей и завещание отца Муннян Дархана: объединения родов под общим началом, создание Ил – государства.

Композиционной кульминацией второй части романа становится сцена прощания с отцом – мудрым старцем Муннян Дарханом, где он произносит завещание сыну Тыгыну и всем собравшимся у его смертного одра. Читатель верит Тыгыну, перед которым стоит задача создания основ государства, объединения якутских племен и родов в единый улус – Улуу Ил, «способный защитить народ от беды». Для этого Тыгыну предстоит немало пережить, продумать. Вот почему среди художественных средств так много мучительных монологов, драматичных диалогов с другими персонажами, тревожных сновидений и исповеди.

Режиссер фильма «Тыгын Дархан» бережно сохраняет художнический замысел о аутентичной связи внутреннего мира правителя с народными устремлениями к лучшей жизни, простому человеческому счастью, труду, миру и семье, сохранению дружеских отношений со всеми. Писатель подарил родному народу частицу его древней и загадочной во многом истории, превратив ее в запоминающиеся образы своего произведения.  Критик Дора Васильева назвала В. Яковлева - Далана «летописцем народной жизни», имея в виду не только проблему исторической памяти, но и сохранения духа свободного выбора своего пути, самостоятельного и справедливого решения жизни и судьбы. «Оставаясь глубоко самобытным писателем, Далан с позиций гуманизма и интернационализма в своих произведениях отражает все основные вехи жизни якутского народа, начиная с времен Тыгына до наших дней». [5].

Проблематика романа связана с вечными для человека и народа темами добра и зла, войны и мира, жизни и смерть, толстовскими «мысль семейная» и «мысль народная» Поступками главного героя в любых военных ситуациях, бытовых обстоятельствах движет прежде всего гуманизм. Режиссер Никита Аржаков известен зрителю России фильмами "Черная маска" (2003), "Журавли над Ильменем" (2005), "Снайпер Саха" (2010), "Дивная пора" (2013). В одноименном фильме Тыгын Дархан (роль исполнил артист Ньургун Бэчигэн) показан противоречивым, но мудрым правителем, который пытается объединить разобщенный народ саха, примирить враждующие племена, наладить дружественные связи с другими родами.

Примечательно, что фильм "Тыгын Дархан" стартовал в прокате 4 ноября 2022 года к 100-летию Якутской АССР и 390-летию вхождения Якутии в состав России.

Наблюдения за опытом кино показывают, что, основываясь на известной литературной основе, режиссер понимал природу запросов, шкалу оценок современного кинозрителя, который ждет демонстрации креативных форм и методов с использованием новейших технологий. Одновременно было необходимо сохранить стилистику эпохи и передать культурно-исторический колорит «века войн». Экранное действие картины разворачивается в XVII веке, не все предводители разных племен согласны делить свою власть. «Крупный план» кино фиксирует эпизоды коварных интриг, приводящих к войне.

Сценографически фильм снимали в Хангаласском улусе Якутии, именно топографически там, где в древности располагались владения Тыгына. Но часть территорий оказалась уже застроена, поэтому снимать долину Туймаада пришлось на берегу реки Амги. Для съемок "Тыгын Дархана" понадобилось более 3500 парадных одеяний правителя, воинских доспехов, повседневной и праздничной одежды по образцам XVI–XVII столетий. Музыку к картине «Тыгын Дархан» написал ведущий музыкальный редактор киноконцерна «Мосфильм» Константин Шевелёв. В мелодиях русского музыканта зазвучали якутские народные инструменты хомус, скрипка кырыымпа и др. Фольклорные и простые народные песни органично слились со звучанием симфонического оркестра, не теряя эстетики хоровой лирики.

Анализ контента романа и киноверсии значимо выявляет других известных якутскому народу персонажей, например, борогонского богатыря Маягатта. Ведь именно он исторически продолжает воплощать древний образ богатыря-одиночки, олицетворяющего этногонию части якутского народа, предки которых издавна и по сей день населяют различные области Лено-Амгинского междуречья.  Самостоятельный и волевой воин выразительно оттеняет черты характера главного героя. Режиссер в своем фильме целенаправленно высвечивает архетипические черты Тыгына как традиционные для борца-одиночки, надеющегося на свою физическую силу, энергию слова и действия, личностную харизму.

Также, можно добавить маленькую рецензию на фильм «Тыгын Дархан»: Фильм даёт возможность людям толчок для прикосновения к своим предкам, традициям, истории... и воспринимать все как исторический факт - это ошибочно. Фильм Дархан является художественным произведением, его нужно смотреть с открытой душой, не разглядывая подвоха или киноляпа, наслаждаясь сюжетом и прекрасными панорамными видами - как произведение искусства, дающее каждому источник для раздумья…»

"Безумно красивый и эстетически выдержанный", - отозвалась народная артистка России Светлана Дружинина о фильме «Тыгын Дархан». Картина якутских кинематографистов открыла конкурсную программу XVI Всероссийского фестиваля исторических фильмов "Вече". Он прошёл в Великом Новгороде.

Это уникальный эпос. Безумно красивый и эстетически выдержанный, потрясающе красивый главный герой. Это такой сумасшедший объём, такой тяжелейший труд! Эту картину надо пересматривать и пересматривать", - рассказала президент фестиваля "Вече", народная артистка России Светлана Дружинина. При этом, лента еще победила в трех номинациях: "Приз президента фестиваля", "Лучший оператор", "Лучший актёр".

Сочинский международный кинофестиваль и кинопремии «Ирида» (Sochi International Film Festival & Awards — SIFFA) — российско-британский международный кинофестиваль, который проводится два раза в год: в декабре в российском городе Сочи и в марте в британском городе Лондон. Второе название «Ирида» — в честь древнегреческой богини радуги.Завершился шестой российско-британский международный кинофестиваль SIFFA.

Главный приз основного конкурса международного кинофестиваля SIFFA присудили картине «Тыгын Дархан» Никиты Аржакова.

Таким образом, в рассмотренном образе Тыгына ярко проявляется канонический тип Правителя, до сих присутствующий в парадигме современной жизни. Очевидна временная и ментальная сопричастность к древней самобытной истории. Экранизация романа Далана «Тыгын Дархан» факт сохранения традиций народа саха и приобщения зрительской аудитории России к истории и культуре ее народов, укрепления взаимопонимания и согласия.

 

Список литературы:

  1. Борисов А.А. Образ Тыгына и богатыря-одиночки в этносознании саха // Наука и образование. 1996. №2. с.88-92
  2. Борисов А.А. Тыгын: человек, легенда, символ // Илин. 1998. №2-3. с.40-49
  3. Борисов А.А. Якутские улусы в эпоху Тыгына. Якутск: Бичик, 1997. 160 с.
  4. Васильев В. Дыгын // Живая старина. 1909. Вып.1. С.96 – 100.
  5. Васильева.Д.Е.Летописец народной жизни. Илин. №1. —2003.С—32.
  6. Далан. Тыгын Дархан: Исторический роман/В.С. Парников уруһуйа.—Дьокуускай: «Бичик» нац.кинигэ кыһата.1993.—512 с.
  7. Кириллин Д.Ф. Тыгын // Якутская жизнь. 1908. N5 – 7.
  8. Окладников А.П. Якутский «царь» Тыгын: Легенды и действительность // Открытие Сибири. М., 1979. С. 188 – 210.
  9. Окладников А. П., Третье открытие Сибири. // Открытие Сибири. М., 1979. С. 211-222
  10. Окорокова М.П., Парфенова О.А. Лидерство в догосударственной культуре народа саха // Известия Иркутского государственного университета. Серия: "Политология. Религиоведение". 2018. Т.23. с.55-62.
  11. Ушницкий В.В. Анализ легенд о Тыгын Дархане: мифологический якутский "царь" времен "завоевания" // Гуманитарный вектор. Серия. История. Политология. 2016. Том 11. №4. с.179-183. 32. Ушницкий В.В. Эпоха Тыгына: вопросы историографии и формирования фольклорного образа // Вестник НГУ. Серия: история, филология. 2012. Том 11, выпуск 5: Археология, этнография. с.37-43.
  12. Якутская историческая сага: «Тыгын Дархан»: запись музыки в Первой студии / Мосфильм. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.mosfilm.ru/news/?ELEMENT_ID=37722/.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.