Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2011 г.)
Наука: Филология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ДЕНОТАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОМАНА М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Творчество М.А. Булгакова занимает одно из ведущих мест в русской культуре и словесности; его роман «Мастер и Маргарита» является одним из самых значительных произведений писателя. Обратимся к исследованию денотативного пространства романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как одного из видов его семантического пространства, что является актуальным в современной лингвистике художественного текста.
Авторское сознание не слепо копирует реальный мир с помощью языковых средств, а выделяет в нем значимые для него как творческого субъекта события, свойства, качества. В результате создается денотативность текста. Знание автора о мире закрепляется в текстовых содержательных категориях денотативной структуры — времени и пространства. Денотативный подход к исследованию романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» предполагает характеристику объективного мира, отраженного в тексте произведения, то есть анализ образов художественного пространства и художественного времени, воплощенных в данном произведении.
Л. Г. Бабенко и Ю. В. Казарин [1, С. 52] выделяют в текстовом пространстве следующие типы литературно-художественных моделей пространств:
- географическое пространство, близкое к реальному миру. Его могут представлять конкретное место, обжитая среда (городская, деревенская, природная);
- точечное пространство, имеющее границы, замкнутое, наблюдаемое (дом, комната, больничная палата);
- фантастическое пространство, наполненное нереальными с точки зрения науки и обыденного сознания существами и событиями, чуждое для человека;
- космическое пространство, далекое для человека, характеризующееся вертикальной ориентацией;
- социальное пространство, освоенное человеком; в нем совершаются события, имеющие социально-общественную обусловленность;
- психологическое пространство, замкнутое в субъекте. При его создании наблюдается погруженность во внутренний мир человека.
В романе «Мастер и Маргарита» присутствуют все вышеперечисленные виды пространств — они взаимодействуют, взаимопроникают, дополняют друг друга. Проанализируем географическое пространство в тексте произведения. Немаловажную роль играют пейзажи, описываемые М. А. Булгаковым в романе; их связь с персонажами и сюжетом произведения очевидна. Например:
Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина.
(Глава 1).
Этим фрагментом М. А. Булгаков начинает повествование. Не зря именно Патриаршие пруды были выбраны им для этой цели: они являются культовым местом в Москве по части мистики. В самой глубокой древности, когда Москва не была еще Москвой, на этом месте топили своих жертв жрецы древнего языческого культа. В особо торжественных случаях жертве отрезали голову.
В следующем контексте пейзажное описание получает текстовое развертывание, и ощущение надвигающегося несчастья все более усугубляется:
В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, — никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.
(Глава 1).
Издавна появление дьявола происходит в сумеречный час и сопровождается жарой, духотой, гробовой тишиной и тяжелой, жуткой пустотой в пространстве. Обратим внимание на ключевые слова в рассматриваемых эпизодах: закат, жара, пустота.
Символика играет в ткани повествования романа важную роль. Например:
В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка, сделала под золотым потолком круг, снизилась, чуть не задела острым крылом лица медной статуи в нише и скрылась за капителью колонны. Быть может, ей пришла мысль, вить там гнездо.
(Глава 2).
Ласточка в данном контексте символизирует мысль, неожиданно пришедшую в голову Пилата и не дающую ему покоя; мысль о правоте Иешуа га-Ноцри. Но власть кесаря превыше всего, и этот эпизод продолжается следующим фрагментом:
– Молчать! – вскричал Пилат и бешеным взором проводил ласточку, опять впорхнувшую на балкон.
(Глава 2).
Пилат вместе с ласточкой изгнал мысль из своей головы, на первый взгляд не позволив ей захватить себя. Намного позже он поймет, что не так просто искоренить однажды возникшую идею.
Не менее интересно и точечное пространство, отраженное в романе. Например:
Первое, что поразило Маргариту, это та тьма, в которую они попали. Ничего не было видно, как в подземелье, и Маргарита невольно уцепилась за плащ Азазелло, опасаясь споткнуться. Но тут вдалеке и вверху замигал огонек какой-то лампадки и начал приближаться. Азазелло на ходу вынул из-под мышки Маргариты щетку, и та исчезла без всякого стука в темноте. Тут стали подниматься по каким-то широким ступеням, и Маргарите стало казаться, что им конца не будет. Ее поражало, как в передней обыкновенной московской квартиры может поместиться эта необыкновенная невидимая, но хорошо ощущаемая бесконечная лестница.
(Глава 22).
В данном случае М. А. Булгаковым использован прием расширения пространства — в обычной московской квартире номер 50 помещен огромный зал с колоннадой. При этом квартира то расширяется до невероятных размеров, то сужается до маленькой спальни. Управляя таким образом пространством, М. А. Булгаков показывает читателю всю необычность положения своих персонажей.
Основным видом пространства в романе является фантастическое пространство, с помощью которого построена вся система повествования. Сверхъестественное в произведении обостряет чувства читателя. В следующих эпизодах, описывающих приключения Маргариты и бал у сатаны, фантастическое пространство захватывает все повествование в произведении:
(1) Но дальнейшее уже не интересовало Маргариту. Прицелившись, чтобы не задеть за какой-нибудь провод, она покрепче сжала щетку и в мгновение оказалась выше злополучного дома. Переулок под нею покосился набок и провалился вниз.
(2) Она, совершенно нагая, с летящими по воздуху растрепанными волосами, летела верхом на толстом борове, зажимавшем в передних копытцах портфель, а задними ожесточенно молотящем воздух.
(3) Воланд поднял шпагу. Тут же покровы головы потемнели и съежились, потом отвалились кусками, глаза исчезли, и вскоре Маргарита увидела на блюде желтоватый, с изумрудными глазами и жемчужными зубами, на золотой ноге, череп. Крышка черепа откинулась на шарнире.
(Глава 23).
Живо, красочно и реалистично писатель смог изобразить безумную, невероятную, нереальную ночь — праздник сатаны. Большое место уделяется описанию летящих над лесом Маргариты и Наташи; крупным планом дается описание главной героини, в котором воплощается понятие свободы. Описывая происходящее на балу, автор доказывает нам, что смерть — это не просто конец жизни. Перечисленное достигается применением приема фантастики в романе.
В исследуемом произведении наблюдаем отражение космического пространства, которое характеризуется вертикальной ориентацией. Это доказывает следующий эпизод:
Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней крыльца тянулась к постели лунная лента. И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне.
(Глава 26).
Известно, что космическое пространство — это пространство, далекое для человека. Но в романе оно тесно связано с фантастическим пространством. Один из ключевых образов здесь — лунная дорога, символизирующая путь к желанному, но прежде недосягаемому. В конце романа автор дает герою возможность подняться в недоступную ранее вышину.
Не менее важный вид пространства, используемый писателем, — социальное пространство, которым представлены современная М. А. Булгакову Москва, жизнь и быт городских обывателей, являющиеся важной частью композиционной структуры романа. Мы знаем, что Р. Джулиани [2, С. 323‑347] выделяла их в один из двух важнейших повествовательных уровней романа. Поэтому описанию повседневной городской жизни посвящена большая часть произведения. Сравните:
В то самое время, как старательный бухгалтер несся в таксомоторе, чтобы нарваться на самопишущий костюм, из плацкартного мягкого вагона N 9 киевского поезда, пришедшего в Москву, в числе других вышел пассажир с маленьким фибровым чемоданчиком в руке. Пассажир этот был никто иной, как дядя покойного Берлиоза, Максимилиан Андреевич Поплавский, экономист-плановик, проживающий в Киеве на бывшей Институтской улице.
(Глава 18).
В данном контексте автор описывает жизнь простых городских жителей и передает динамику городской суеты такими обыденными словами, как таксомотор, вагон, поезд, чемоданчик, экономист-плановик, бухгалтер. Помимо этого, правдоподобность и достоверность повествования достигаются с помощью конкретной информации — номер поезда, точный адрес.
В завершение анализа образа художественного пространства обратимся к психологическому пространству. Человек, его переживания, духовные искания составляют центр литературного произведения. В эпизодах, описывающих душевное состояние героев, внутренний мир их передается весьма динамично. При этом мы наблюдаем особую, сверхъестественную связь душевного состояния персонажей с окружающим их физическим миром, миром природы. Например:
Пропал отягощенный розами куст, пропали кипарисы, окаймляющие верхнюю террасу, и гранатовое дерево, и белая статуя в зелени, да и сама зелень. Поплыла вместо этого всего какая-то багровая гуща, в ней закачались водоросли и двинулись куда-то, а вместе с ними двинулся и сам Пилат. Теперь его уносил, удушая и обжигая, самый страшный гнев, гнев бессилия.
(Глава 2).
В этом фрагменте с невероятной быстротой сменяется обстановка в душе игемона Понтия Пилата, гнев охватывает его и душит, оказываясь губительным для обладателя. При этом в произведении имеет место мистическая связь жизни города с природой физической: назревает страшная гроза над Ершалаимом, вот-вот обрушит она свой гнев на ненавидимый прокуратором город.
В следующем контексте наблюдаем динамичную смену состояния несчастного «Иванушки» - Ивана Николаевича Бездомного:
Как ни был расстроен Иван, все же его поражала та сверхъестественная скорость, с которой происходила погоня. И двадцати секунд не прошло, как после Никитских ворот Иван Николаевич был уже ослеплен огнями на Арбатской площади. Еще несколько секунд, и вот какой-то темный переулок с покосившимися тротуарами, где Иван Николаевич грохнулся и разбил колено.
(Глава 4).
Анализируя данный эпизод, обратимся к обстоятельствам, при которых Иван оказался в психиатрической клинике Стравинского; новые и новые душевные потрясения погружают героя в его болезнь — шизофрению. И параллельно с переменами в его душе сменяется с молниеносной быстротой окружающая его обстановка: привычная суета жизни (Никитские ворота) внезапно исчезает в ослепительно яркой вспышке встречи с Воландом и его чудесами (огни на Арбатской площади), а затем — полная невменяемость вследствие поврежденной психики (темный переулок с покосившимися тротуарами). Подобные параллели не раз проводятся автором на всем протяжении повествования.
В данном фрагменте присутствует также эффект сжатия времени, с помощью которого автору удалось создать ощущение полета, ощущение того, что некие силы несут героя помимо его воли; силы, овладевшие его сознанием.
Психологическое пространство очень тесно связано с пространством фантастическим. С помощью магии автор меняет своих героев не только физически, но и морально. Например:
Втирания изменили ее не только внешне. Теперь в ней во всей, в каждой частице тела, вскипала радость, которую она ощутила, как пузырьки, колющие все ее тело. Маргарита ощутила себя свободной, свободной от всего.
(Глава 20).
В представленном эпизоде Воланд дает Маргарите новую жизнь, свободу, дает шанс вернуть своего любимого. Ради любви она решается на это — и отчаянность ее окупается в полной мере.
Таким образом, проведя денотативный анализ художественного текста в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», мы видим, что все вышеперечисленные виды пространств присутствуют в данном произведении. Они гармонично дополняют друг друга, создавая индивидуально-авторскую картину мира в романе. Разные пространственные измерения формируют в произведении уникальный образ художественного пространства.
Исследуемое произведение имеет собственные особенности создания образа художественного времени. Время — это обязательный атрибут денотативного пространства текста. Это и репрезентация реального времени в различном объеме, масштаба с различных точек зрения, и своеобразный аспект художественно изображенной действительности, и конструктивный элемент текста. Сам ход времени в художественном тексте иной, чем в действительности, так как автор текста волен в общем потоке изображаемых событий выделять, укрупнять те из них, которые в соответствии с его творческим замыслом являются наиважнейшими, ключевыми, и, наоборот, компрессировать, сжимать события менее важные.
В процессе анализа художественного пространства в произведении мы увидели, как автор создает образ художественного времени, используя приемы сжатия и растягивания. Мы наблюдаем, как М. А. Булгаков вмешивается в ход времени и создает модель воображаемого мира, в разной степени приближенного к реальности. Сюжетное время в романе имеет внутреннее развитие: оно по-своему течет в Ершалаиме, в современной Москве, в фантастическом мире Воланда.
Традиционно считается, что исторически в культурном сознании сложилось два представления о времени: о времени циклическом и времени линейном. Время циклическое представляет собой последовательность однотипных событий, жизненных кругов, вращение по кругу, восходящее к сезонным циклам. При подобном представлении о времени акцентируется общность человеческих судеб, наблюдается ориентация на типизацию и отождествление различных событий и их участников. Характерными признаками циклического времени являются завершенность, повторяемость событий, идея возвращения, неразличения начала и конца. Время линейное связано с представлением об однонаправленном поступательном движении событий, с формированием исторического сознания, с идеей начала, конца, эволюции, развития. При этом особо значимым является актуализация неповторимости, уникальности событий, их единичности, а также актуализация необратимости самого жизненного процесса.
Роман «Мастер и Маргарита» имеет большой объем; мы не можем выделить какой-либо вид сюжетного времени, так как в произведении присутствуют три временных пласта: исторический, современный и фантастический. Таким образом, художественное время в нем имеет внутреннюю линейно-циклическую организацию. Темпоральная динамика передается в тексте следующими словами: однажды весною, в десять часов вечера, минутку, сегодня вечером, ранним утром, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана, в это время, около десяти часов утра, и двадцати секунд не прошло, через несколько секунд, через два часа, месяц назад, два года тому назад и другие.
Описывая основные события романа, в диалогах главных героев автор актуализирует такие свойства времени, как однонаправленность
Да, прошло несколько лет, и затянулись правдиво описанные в этой книге происшествия и угасли в памяти.
(Эпилог).
и повторяемость
Да, кроме того, утратил конферансье значительную дозу своей веселости, которая столь необходима при его профессии. Осталась у него неприятная, тягостная привычка каждую весну в полнолуние впадать в тревожное состояние, внезапно хвататься за шею, испуганно оглядываться и плакать.
(Эпилог).
Также в тексте произведения присутствует временная фиксированность событий:
... ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
(Глава 2).
Таким образом, текстовое время в романе — это авторская модель воображаемого мира, в разной степени приближенная к реальному миру, которая отличается многомерностью, объемностью и иерархичностью частных темпоральных значений. В ней находят отражение основные универсальные представления о ходе времени и его свойствах.
Завершив анализ денотативного содержания романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», мы увидели, что его особенности определялись в результате анализа художественного пространства и времени, выяснения языковых средств, репрезентирующих образы пространства и времени в тексте, и выявления литературно-художественных представлений персонажей и автора о времени и пространстве.
В работе представлена лишь малая часть того, что отражено в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Но и она позволяет судить о том, насколько глубока философская мысль автора, выраженная посредством духовного мира его персонажей. Анализ денотативного пространства и сюжетного времени в тексте позволил нам воссоздать более полную и целостную индивидуально-авторскую картину мира в произведении, получить верное представление об особенностях языка и стиля писателя, а также о поэтике романа.
Список литературы
- Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум. М.: Флинта: Наука, 2003. — 496 с.
- Джулиани Р. Жанры русского народного театра и роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1988. — С. 323‑347.
дипломов
Оставить комментарий