Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2012 г.)
Наука: История
Секция: Краеведение
Скачать книгу(-и): Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V
дипломов
ЗАБЫТЫЕ ГОРОДА. ЗАШИВЕРСК
Винокурова Анисья Валериевна
Студентка 4 курса, исторический факультет СВФУ, г. Якутск
E-mail: anisia_89@mail.ru
Радченко Наталья Николаевна
Научный руководитель, канд.ист.наук, доцент СВФУ. г. Якутск
В Якутии, на Индигирке более двух веков существовал основанный русскими казаками город Зашиверск. Память об истории этого города сохранилась во многом благодаря деятельности Сибирского отделения Академии наук.
В дореволюционное время о городе имелись лишь отдельные попутные, но ценные упоминания - из описаний путешествий конца XVIII в. Гавриила Сарычева, Ф.П.Врангеля. Первая попытка систематизировать историю Зашиверска была предпринята неизвестным В.Г. в статье «Город Зашиверск», опубликованном в «Сборнике материалов к изучению Якутии» 1922 г. Также нужно отметить интересные сведения о посещении Зашиверска и старинной церкви Борисом Александровичем Левановым в 1929 г., о чем он писал академику А.П.Окладникову. Интересный материал об исчезнувшем городе приведен в широко известном труде В.И.Огородникова «Из истории покорения Сибири. Покорение юкагирской земли». Но в целом, про город Зашиверск известно немного.
История Зашиверска начинается с 1639 года, когда енисейский казак Посник Иванов с отрядом служилых людей достиг Индигирки и ниже ее знаменитых каменных порогов - шиверов построил зимовье. На месте Зашиверска работало немало экспедиций. Экспедициям удалось определить общую планировочную структуру города, характер его застройки, археологическими раскопками вскрыть стены и башни острога, ряд жилых и служебных помещений, установить периодичность наводнений и пожаров в городе, получить ценный историко-бытовой материал.
О первых шагах русских землепроходцев по Индигирке, о начале ее освоения рассказывают и предания коренных жителей. Местный якутский фольклор связывает появление русских на Индигирке с деятельностью якута Ёрё-Чёрёгёра. О нем жители Индигирки и Колымы рассказывают по разному, и предания бытуют во многих вариантах. Основной сюжет этого исторического предания такой.
На Индигирке появляется с братом один удалой якут-богатырь по имени Ёрё-Чёрёгёр. После ряда стычек с местными жителями братья бегут к якутам на р.Яну. Во время преследования был убит брат Ёрё-Чёрёгёра и он поклялся вернуться и отомстить за брата. Вернувшись в Якутск, Ёрё-Чёрёгёр попросился стать проводником отряда казаков. Отряд плыл по Лене и Ледовитому океану, затем поднялся по Индигирке. Через три года после своего бегства Ёрё-Чёрёгёр с русским отрядом возвращается на Индигирку и побеждает юкагиров.
Несмотря на легендарность рассказа, предание имеет историческую основу. Из истории XVIIв. известно, что многие якуты или юкагиры и тунгусы выступали в качестве проводников русских землепроходцев. Возможно, Ёрё-Чёрёгёр указал место строительства зимовья и помогал строить город Зашиверск. [1, с. 14-15]
Особый интерес также представляют уникальные рисунки тех времен, изображающие Зашиверск и в том числе Спасскую церковь, Луки Воронина и Ф.Ф.Матюшкина. В рисунках Луки Воронина представлены ценные зарисовки аборигенов долины Индигирки и соседних районов, а также бытовых сцен, например, танцев; сюжеты, относящиеся к шаманскому ритуалу.
Из плана города и рисунков Л.Воронина видно, что в городе не было улиц, дома стояли беспорядочно, их большая часть располагалась близ реки. На рисунках Л. Воронина не видна крепостная стена; имелась лишь изгородь вокруг церкви; в плане, составленном несколько лет позже, отмечена стена крепости (условная линия проведена как раз по крепостной стене, остатки которой обнаружены экспедицией 1969 г.). Как пишет В.И. Кочемадов, рублеными стенами не из тына, а рубленые из «городней», или «тарас» окружалась старая крепость - острог. Ширина крепостной стены, по данным раскопок, доходила до 2 м. Строительство крепости еще больше подняло значение Зашиверска как единственного укрепленного пункта на Индигирке. [3, c. 86]
Статистических данных о численности жителей города также не имеется. В 1796 г. проводилась 5-я ревизия, по которой в Зашиверске насчитывалось 32 купца и 83 мещанина. Ревизия учитывала только податное население, а казаки, дворяне, прислуга, не платившие ясак, и другие жители города не попали в «ревизские скаски». [5, с. 75] О деятельности ремесленников в Зашиверске свидетельствуют обнаруженные при раскопках поделки и заготовки из кости мамонта. Ремесленники работали, очевидно, на заказ или на рынок. Были найдены и крупные стеклянные бусы, белые и голубые, тот самый «одекуй», о бойкой торговле которым с племенами тайги и тундры писали в своих отписках служилые люди. Тяжелые медные монеты указывают на мастерскую, которая действовала в момент расцвета города. [3, c. 60]
В дневниках путешественников встречаются также указания на то, что некоторые жители города имели лошадей и рогатый скот. И, наконец, здесь же, в стране охотников, рыболовов и оленеводов, находился самый северный в Сибири очаг земледелия. О нем сообщает с удивлением Ф.П. Врангель, побывав в октябре 1820 г.: «Большое впечатление произвел на нас старик Михаил Слепцов как охотник, так и как пионер самого северного в то время в мире земледелия. Короткое лето он посвящает своему небольшому огороду, в котором при неусыпных трудах и внимании хозяина поспевает капуста, редька и репа - большая редкость и едва ли не единственная пример в здешнем суровом климате». [2, c. 76]
Город был расположен в удобных географических условиях – на перекрестке водных и сухопутных путей Якутско-Колымского тракта. Через Зашиверск проходила т.н. «Царская дорога». Это обстоятельство обеспечило городу быстрое развитие, и он превратился в крупный по тем временам торгово-административный центр. В городе появились разные учреждения с соответствующим штатом чиновников: Зашиверский земский комиссар, земский суд, уездный суд по уголовным делам, уездное казначейство, градоначальник, городская ратуша, провиантный магазин и др. [4, c. 12]
В результате приезда чиновников с семьями население города увеличилось. Город постепенно стал отстраиваться. Фольклорные записи дают разные цифры о числе зданий в городе. Как рассказывал Г.П.Соломов, отец которого в молодости доставлял жителям Зашиверска рыбу, в годы расцвета число домов и юрт доходило до 210. В другом предании говорится, что в нем было более ста жилых домов.
Культурно-материальным свидетельством истории города является Спасо-Зашиверская церковь, которая, как последняя сохранившаяся шатровая деревянная церковь Сибири в начале 1970-х гг., была разобрана и перевезена в историко-архитектурный музей под открытым небом близ Новосибирского Академгородка. Спасская церковь является историко-архитектурным памятником большой важности, прежде всего потому, что она сохранилась до наших дней в своем первозданном виде и на этом примере можно судить о традиционных чертах и особенностях русской деревянной архитектуры. И церковь единственный в своем роде памятник нашей древней национальной архитектуры на всем пространстве от Урала до Тихого океана, от Кижей до Индигирки. Как свидетельствуют источники, архитектором был мещанин Андрей Хабаров, потомки которого до сих пор живут на Индигирке. Известный исследователь Колымо-Индигирского края А.Биркенгоф так писал о безымянных творцах этого уникального архитектурного памятника: «Скромными средствами из дерева и щепы творили строители Зашиверского храма свое прекрасное произведение. В тоске по далекой родине они вложили свою русскую душу в постройку, и здесь в «Юкагирской землице» создали памятник для себя – о Руси, потомкам – о себе и своих славных памятниках». [3, c. 167]
Косвенным, но выразительным свидетельством былого, хотя и кратковременного процветания Зашиверска, могут служить найденные украшения, драгоценные венцы и оклады икон этой церкви. Судя по богатству щедро изукрашенных ризами и венцами икон, по дорогим предметам церковной утвари - чашам, кадилам и вообще ризницы, Спасо-Зашиверская церковь принадлежала в то время не к бедным сельским храмам, а в полной мере соответствовала званию города, которое получил Зашиверск. У города был также свой герб. В верхней части щита герб иркутский, в нижней части: в черном поле золотая лисица, в знак того, что жители округи охотой промышляют. [3, c. 104]
Таким образом, судя по относительно достоверным изображениям шатровой церкви и колокольни, сохранившимся до наших дней, общий вид Зашиверска, его панорама были довольно живописными. Строители острога, умудренные жизненным опытом, прекрасно ориентировались в окружающей обстановке и выбирали места для острогов, удобные в стратегическом отношении. Внешний вид острога, судя по имеющимся материалам, несмотря на свои относительно небольшие размеры, в данной окружающей обстановке был довольно внушителен и с функциональной стороны отвечал требованиям, предъявляемым к подобному типу древнерусских оборонительных деревянных сооружений.
Список литературы:
- Архив Якутского филиала СО АН СССР, ф.5, оп.3, д.597, л.14-15
- Биркенгоф А.Л. Потомки землепроходцев. М.:Мысль, 1972. 222 с.
- Окладников, А.П., Гоголев З.В., Ащепков Е.А. Древний Зашиверск. М.: НАУКА, 1977. 209 с.
- Фролов В. Зашиверские страдания: память о древних городах // Республика Саха. – 1995. - 1 августа. – С. 12
- ЦГА ЯАССР, № 189-й, оп.1, д.8 л.75
дипломов
Комментарии (2)
Оставить комментарий