Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 ноября 2016 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ильин В.А. ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАКОНА ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(9). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/6(9).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 133 голоса
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАКОНА ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ильин Валерий Александрович

магистрант, строительный факультет, Ульяновский государственный технический университет,

г. Ульяновск

Брысина Татьяна Николаевна

научный руководитель,

доктор философских наук, профессор кафедры “Философия”,

Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск

Что первично – созидание или разрушение? Почему они постоянно сменяют друг друга? Возможно ли созидание без разрушения? Или это нерушимый симбиоз, с которого и началось само мироздание? Этими и схожими вопросами философы задаются уже не одно столетие и даже не одно тысячелетие.

Целью данной работы является раскрытие закона единства и борьбы противоположностей на примере строительной деятельности.

Прежде всего, необходимо понять, что представляет собой данный закон. Его общая характеристика выражается следующим образом: «Суть этого закона состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на взаимоисключающие, противоположные моменты, стороны и тенденции, взаимоотношение которых, с одной стороны, характеризует ту или иную систему как нечто целое и качественно определенное, а с другой – составляет внутренний импульс ее изменения, развития, превращения в новое качество. Взаимоотношение противоположностей в составе единого целого выступает как диалектичическое противоречие, которое и составляет суть данного закона. <…>. Противоречия нельзя отделить от единства противоположностей: каждая из диалектичических противоположностей невозможна объективно и немыслима без другой, без внутреннего отношения к ней». [3, с. 106-113]

Исходя из этого определения необходимо проанализировать созидание и разрушение как проявление противоположностей в строительной деятельности, а также рассмотреть следующие вопросы: выявить взаимосвязь этих двух процессов; понять суть исторического развития строительной деятельности, выделяя в ней источник движения и развития.

Пять лет назад во время выбора будущей профессии, я уделял большое значение созиданию в профессиональной деятельности, ведь большую часть своей социальной активности человек совершает во время работы. Тогда и в первые четыре года обучения я был уверен в том, что строительство – созидание в чистом виде и ни один из других видов деятельности не сможет сравниться в этом вопросе со строительством.

Однако, спустя время, став магистрантом по той же специальности и непосредственно работая инженером-проектировщиком, я все чаще стал замечать действенность закона диалектического противоречия и не перестал задаваться вопросом существования человека на планете в качестве созидателя и разрушителя. Поэтому данная тема актуальна и для меня лично.

Для метафизически мыслящих философов созидание является единственно важной и неотъемлемой потребностью человека в жизни, это единственно верный вектор активности. Тем самым разрушение трактуется как крайне отрицательный фактор для полноценного функционирования общества. Такой подход представляет общественную жизнь однобоко, не охватывает всей ее сложности. В действительности, человек так часто сменяет эти формы активности – созидание и разрушение, что зависимость этих двух противоположностей очевидна: человек, создавая условия для своего существования и ведя свою деятельность, часто разрушает то, что ему в дальнейшем не нужно или мешает в процессе реализации своих задумок, просто стирая с лица Земли [5, с. 124-129]. История и наука говорят о том, что все в прошлом человека являлось результатом его созидательной и одновременно разрушительной деятельности. Действительно, без  преобразования окружающей среды и природы, а также удовлетворения собственных социально-биологических потребностей посредством организованной деятельности, человек не может существовать и развиваться как био-социальный вид. Исключением не является и сфера строительства. Чтообы создать что-либо, человеку нужны различные материалы, для изготовления которых необходимо прибегнуть к разрушению: для создания строительных материалов, к примеру, необходимо разрушить существующие минеральные породы, изменить формы рельефа в процессе их добычи и т.д. Именно в этом конкретном примере явно видимо проявление закона единства и борьбы двух противоположностей - созидания и разрушения в строительной деятельности. 

Для доказательства этого обратимся к истории развития этого вида деятельности человека.

Строительство – один из древнейших видов деятельности человека. По основному определению строительство – возведение зданий и сооружений для нужд человека и общества. Сооружением же можно назвать любой результат строительной деятельности и изменение окружающего пространства, направленные на преследование какой-либо цели. Таким образом, даже один камень, положенный на другой камень, можно считать сооружением. Но между тем, с развитием общества как формы бытия социального, строительство прошло те же ступени изменений и преобразований, что и человек, отделившись от природных составляющих и став социальным видом деятельности [2, с. 25-29].

Если рассматривать строительство на самых ранних этапах развития, то можно увидеть, что в те времена созидание в рамках строительной деятельности практически преобладало, а сопутствующие в процессе разрушения были невелики. Даже если оттолкнуться от вышеупомянутого примера с двумя камнями, человеку потребовалось лишь немного изменить существующий рельеф путем извлечения одного камней из поверхности Земли. С определенными оговорками (ведь это не было прямолинейное и окончательное разрушение и его можно было обратить в любой момент времени) можно утверждать, что это был процесс чистого созидания без разрушений.

Однако строительство шло в ногу с социальным развитием общества. Историческое развитие строительства идет не просто по пути прикладной строительной деятельности по возведению укрытий, одновременно ему присущи базовые элементы архитектуры, связанные с зарождающимися духовными потребностями человека. Появляется новый и один из первых видов искусства - архитектура. Ученые-историки называют первые формы ее проявления протоархитектурой. Социальность деятельности диктует поиск новых решений, каких-либо изменений… Так, вместо того, чтобы положить два неизменных камня, человек решает разрушить их строение, форму и свойства, созданные самой природой.

На мой взгляд, самым ярким примером в данном случае выступает сохранившаяся и по сей день архитектура древнего Египта. Народы Европы были еще в догосударственном состоянии, когда в Египте возводились всемирно известные египетские пирамиды, храмовые комплексы, ирригационные системы и другие памятники архитектуры, которые ученые не перестают изучать и по сей день. Самое интересное то, что все эти достижения были совершены путем простого разрушения существующих в природе материалов, пород, рельефов и др. И это истинное разрушение, ведь существующий ранее объект уже более не существовал в той же материальной форме.

С тех времен человечество испытало немало политических и научных революций. На данном этапе в строительстве процессу созидания архитектурных объектов предшествует целый ряд разрушительных процессов: разрушение не просто рельефа, а целых десятков квадратных метров или даже километров поверхности Земли; разрушение существующих построек; полное разрушение структуры некоторых природных материалов в процессе создания искусственных строительных конгломератов и др.

Однако всем этим материальным процессам предшествует один из самых важных этапов строительства – создание проектной документации. В своем воображении, далее запечатленном на бумаге или на другом носителе, архитекторы, проектировщики и конструктора создают будущие сооружения, которые призваны показать всему обществу силу созидания. Отталкиваясь от этого факта, можно сделать вывод, что созидание в строительной деятельности всегда предшествует разрушению, только этот процесс творения происходит в сознании творца [1]. Это означает, что без мысленной и сознательной составляющей, созидание в строительстве всегда бы следовало за процессом разрушения.

Полученные в ходе исследования результаты показывают, что и в строительстве созидание и разрушение постоянно сменяют друг друга, но, между тем, они настолько взаимосвязаны, что можно с уверенностью говорить об их единстве. Также благодаря проделанной работе было установлено развитие этих двух процессов и показано, что источником их развития является человеческая мысль. На примере строительной деятельности установлено, что благодаря человеческому мыслетворчеству созидание всегда предшествует разрушению и в очередной раз была подтверждена справедливость закона единства и борьбы противоположностей.

 

Список литературы:

  1. Глазычев В.Л. Закат архитектуры// Building "ARX": девелопмент, градостроительство, архитектура – М.: Билдинг Медиа, 2007 - №4 (11) – 164 с.
  2. Глазычев В.Л. Социология архитектуры — какая и для чего? // Сборник Союза архитекторов СССР "Зодчество" – М.:Стройиздат, 1978 - №2 (21) – 226с.
  3. Единство и борьба противоположностей // Философская энциклопедия. 5 т. / Глав. ред. Ф. В. Константинов. — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 2: Дизъюнкция — комическое. — 575 с.
  4. Энгельс  Ф.  Анти-Дюринг: Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом / Фридрих Энгельс; Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. - М.: Политиздат, 1983. – С. 123-147
  5. Энгельс Ф. Диалектика природы. – М.: Политиздат, 1982. – 290 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 133 голоса
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (3)

# Дарья 22.11.2016 01:24
Лучшая статья из всех предоставленных.
# Анна 22.11.2016 13:56
Отличная работа!
# Никита 23.11.2016 19:41
Отлично написано!

Оставить комментарий