Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 ноября 2016 г.)
Наука: Филология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА К.МАККАЛОУ «ПОЮЩИЕ В ТЕРНОВНИКЕ»
По-разному складываются судьбы писателей. Иные медленно и упорно добиваются успеха, годами идут к своей «главной книге». Другие, напротив, стремительно обнаруживают свой талант. Именно к ним можно отнести австралийскую писательницу, получившую известность благодаря своему роману «Поющие в терновнике», увидевшему свет весной 1977 года одновременно в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лондоне и Сиднее. Ведущие критики тепло отозвались об этом произведении, и вскоре книгу перевели на семь языков. Около двух лет роман лидировал в списках бестселлеров. И сегодня книга, переведенная более чем на двадцать языков мира, не теряет свою популярность и принесла автору признание и славу.
Колин Маккалоу правдиво, в ярких убедительных художественных образах воссоздала типичный образ Австралии, быт и труд австралийского народа. Мастерство автора в произведении «Поющие в терновнике» проявилось в создании незабываемых характеров, наделенных яркой неповторимой индивидуальностью.
«Поющие в терновнике» - роман о трёх поколениях семьи австралийских фермеров Клири. Он охватывает более пятидесяти лет жизни героев, где каждый из них ищет своё счастье.
В романе четко прослеживаются основные темы произведения, которые неразрывно связаны друг с другом. Так, с первых страниц мы узнаем о жизни в Австралии, тяжёлом каждодневном труде фермеров, о сложных семейных взаимоотношениях, и, конечно же, по мере развития сюжета сталкиваемся с большой, чистой, светлой, всепоглощающей любовью между Мэгги Клири и амбициозным священником Ральфом де Брикассаром.
Также большую роль в романе играет тема природы. Ее образ постоянно присутствует на страницах произведения и используется не просто как живописный фон, на котором разворачиваются события, а как реальные условия существования для семьи Клири.
Переезд семьи к богатой сестре – Мэри Карсон – владелицы поместья Дрохеда открывает новую тему – социальную.
Мотив нравственной чистоты и благородства семьи Клири оттеняется фигурой Мэри Карсон. Противопоставление брата и сестры дано в плане не только психологическом, но и социальном. С высоты своего положения и состояния Мэри Карсон третирует семью Клири как бедных родственников. Ее отношения с Пэдди носят чисто деловой характер. Богатство, власть развили в ней черты внутренней жестокости и одновременно самодурства. Питая неразделенную страсть к священнику Ральфу де Брикассару, обостренную к тому же чувством ревности к Мэгги, она подвергает Ральфа изощренному моральному испытанию, избрав своим оружием деньги, понимая, сколь цепка их власть над людскими душами [Цит. по: Гиленсон].
Мотив обесчеловечивающей власти денег входит в роман и через образ Люка О’Нила. Этот выходец из бедняков одержим всепоглощающей страстью – выбиться «в люди», стать хозяином, иметь свое дело. Деньги для него – главная цель. “<…>there’s money to be made up in cane country <…> the money’s at least ten times what I earn as a stockman on Drogheda. <…>I believe that when a man and woman marry, all the woman’s property should become the man’s. The way a dowry did in the old days. I know you’ve got a bit of money, and I’m telling you now that when we marry you’re to sign it over to me” [Colleen Mccullough: 301-302].
В романе, несмотря на горькие, трагические события, господствует в основном стихия светлых и гуманных чувств. Так, через весь роман проходит мотив дружбы и солидарности. Взаимоотношения в семье Клири являются подтверждением данного факта, старшие охотно присматривают за младшими братьями и сестрой, помогают родителям на ферме и в хозяйстве, поддерживают друг друга. Муж и жена Мюллеры искренне заботятся о Мэгги. Во время страшного пожара в Дрохеде местные фермеры сообща противостоят грозной стихии. В связи с этим вырисовывается еще одна глубинная тема австралийской литературы – тема товарищества людей труда.
Освещены в романе и события второй мировой войны, которые вовлекают героев книги. Двое близнецов Клири, Патрик и Джеймс, будучи неразлучными друзьями, оказываются в рядах Девятой австралийской дивизии, сражающейся в Северной Африке с фашистами. Тема войны, ее влияния на судьбы героев в романе звучит не так ярко, что, впрочем, имеет свои объяснения с исторической точки зрения [Цит. по: Гиленсон].
В романе несколько сюжетных линий, мотивов, тем, но все они подчинены главной истории – большой и светлой любви Мэгги и Ральфа де Брикассара. С ней связана внутренняя, лирическая линия всего романа.
Любовь Мэгги и Ральфа прошла проверку временем и расстоянием. Началось всё с любви маленькой девочки к священнику, как к своему лучшему другу, духовному наставнику, который всегда мог выслушать, понять и поддержать её. В дальнейшем это робкое чувство переросло в сильную, всепоглощающую любовь девушки к священнику, в котором она видела, прежде всего, мужчину. Символом этой сильной и преданной любви Мэгги стала засушенная роза из сада Дрохеды, единственный уцелевший цветок после большого пожара. Сам Ральф видел перед собой маленькую девочку, которую он любил как свою дочь. В дальнейшем он всё же смог разглядеть в ней взрослого человека, и осознать, насколько сильна его любовь к ней именно как к взрослой женщине. А чувство это было настолько сильно, что в минуту страсти, когда он был отдан только Мэгги, показалось ему, что Бог, которого он так любил – “Church idols have feet of clay”… [Colleen Mccullough: 485].
Герои сами выбрали свой путь в жизни, шли по нему несмотря ни на что и понесли за это большую плату. Об этом мы можем понять уже из эпиграфа произведения, который играет в нём большую роль. Эпиграф основан на старинной кельтской легенде “…a bird which sings just once in its life, more sweetly than any other creature on the face of the earth. From the moment it leaves the nest it searches for a thorn tree, and does not rest until it has found one. Then, singing among the savage branches, it impales itself upon the longest, sharpest spine. And, dying, it rises above its own agony to outcarol the lark and the nightingale<…> For the best is only bought at the cost of great pain…” [Colleen Mccullough: 3].
Мэгги не раз пыталась сделать Ральфа «своим». Когда она родила Дэна, копию своего отца, то ей казалось, что она «победила» Бога, «отняла» у него возлюбленного. Однако это оказалось заблуждением, и Мэгги понесла наказание. Но она понимала, что такова её судьба и она сама выбрала эту участь.
Герои следуют своей природе, своей внутренней сути, идут своим путём. Эта мысль является лейтмотивом всего произведения, об этой глубинной идеи произведения напоминает и заголовок романа, и эпиграф, также встречается в тексте во время разговора Мэгги и Ральфа “<…>I know, I know… Each of us has something within us which won’t be denied, even if it makes us scream aloud to die. We are what we are, that’s all. Like the old Celtic legend of the bird with the thorn in its breast, singing its heart out and dying. Because it has to, it’s driven to” [Colleen Mccullough: 536], и к этой же мысли возвращают нас последние строки романа “The bird with the thorn in its breast, it follow an immunatable law; it is driven by it knows not what to impale itself, and die singing. At the very instant the thron enters there is no awareness in it of the dying to come; it simply sings and sings until there is not the life left to utter another note. But we, when we put the thorns in our breasts, we know. We understand. And still we do it. Still we do it” [Colleen Mccullough: 649].
Идут своей дорогой и Фрэнк, и Люк, и Дэн, и Джастина. Они не способны поступиться своими убеждениями, переломить свой характер. Ничего не могут поделать с охватившим их чувством Мэгги и Ральф; оно приносит им и великую боль, и великое счастье.
Своеобразие романа заключается в том, что сосредоточенность писательницы на нравственно-психологических коллизиях, переживаемых ее героями, соединяется в романе с широкой панорамой действительности, с масштабностью географических и исторических горизонтов. В этом отчетливо проявляется реалистическая тенденция произведения.
Семья Клири являет собой как бы модель национальной истории. Эта мысль подчеркнута кольцевой композицией романа, который членится на части, названные именами действующих лиц и заключенные в строго определенные хронологические рамки.
Таким образом, главная мысль произведения, которую хотел донести до нас автор, заключается в эпиграфе, в нем подчеркивается, что за все хорошее, лучшее приходится платить, и иногда эта плата очень высока, она измеряется ценой жизни.
Список литературы:
- Гиленсон, Б. Сага о Клири// Маккалоу К. Поющие в терновнике. Б.: Кыргызстан, 1992. – С.8-21
- Colleen Mccullough. The Thorn Birds. Avon Books, 2015. 692p.
дипломов
Оставить комментарий