Статья опубликована в рамках: LXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 17 мая 2019 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КОСТА ХЕТАГУРОВ – НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОЭТ ОСЕТИИ
Отличие национального поэта от прочих состоит в том, что он выражает умонастроение какого-то национального единства, государства. Часто такого писателя связывают с народом глубокое чувство общности, волнение за судьбу отдельного человека, потребность в описании социально-политических преобразований и реакции на них обычных людей. В полной мере это можно отнести к личной и творческой судьбе великого осетинского писателя, публициста и общественного деятеля Коста Левановича Хетагурова. Его беспредельная любовь и яростное стремление «великого гражданина сделать все возможное для счастья народа» послужили фундаментом для становления такой личности, как Коста Хетагуров. В нем было заложено столько воли, столько эмоциональной силы и смелых дерзаний, что он сумел быть одновременно поэтом, прозаиком, драматургом и художником, этнографом, публицистом и общественным деятелем. Его творческий подвиг затмил своим величием предшественников и современников, а поэтическое искусство возвышается такой недосягаемой вершиной в цепи осетинского художественного процесса. Еще недавно исследователи убежденно говорили о том, что «перед Коста... было, в сущности, совершенно чистое поле», что «совершенство и зрелость поэзии Коста, при отсутствии до него какой-либо национальной традиции, воспринимается как явление исключительное».
На протяжении всего своего жизненного пути К.Л. Хетагуров яростно отстаивал права и свободы своего небольшого народа – осетин. Коста, как и его отец, жил интересами осетин, всячески отстаивал права своего народа, используя свое главное оружие – слово.
Большое влияние формирование общественных и творческих взглядов Коста Хетагурова оказали годы его обучения в Ставропольской мужской гимназии (1871 – 1881), которая стала культурным и образовательным центром для многих представителей горской интеллигенции.
В стенах Ставропольской гимназии раскрылся литературный дар Коста Хетагурова, который начал проявлять себя уже в первые годы обучения поэта. Первым из известных нам фактов пробы пера был рассказ «Зима», был отмечен преподавателями гимназии. В юности Коста Хетагуров в какой-то мере подражал Гёте, переводил его произведения. Так, используя как пример стихотворение Гёте «Лиде», Коста пишет собственное стихотворение под названием «Вере», которое посвятил однокашнице. Другое стихотворение Гёте – «Муж и жена» – он перевёл на осетинский язык, так и назвав – «Лæгæмæ ус». Ещё одно стихотворение Гёте – «Новый год», где описан предновогодний пир, Коста переложил на свой лад. К сожалению, ни одно из упомянутых произведений, кроме стихотворения «Вере», не дошло до нас.
За годы, проведенные в стенах Ставропольской гимназии, выявились и определились основные стремления Коста, его поэтическое и художественное дарование. Здесь он впервые подошел к освоению русской литературы, поскольку Коста Хетагуров понял, что «русские» далеко не одинаковы, что все лучшее и передовое в русском обществе также ненавидит самодержавие, как и его земляки-осетины, помещиков и царских чиновников. Покидая гимназию, Коста Хетагуров уходил в большой путь сложных идейных и творческих исканий.
На протяжении всего своего жизненного пути К.Л. Хетагуров яростно отстаивал права и свободы своего небольшого народа – осетин. Коста, как и его отец, жил интересами осетин, всячески отстаивал права своего народа, используя свое главное оружие – слово.
Коста Хетагуров проявил себя не только как поэт, художник, драматург, но и как публицист, умело пользующийся глубокими познаниями в области социологии и экономики, использующий в качестве аргументов яркий статистический материал, накопленный им самим в процессе глубокого изучения социальных проблем для того, чтобы добиться справедливости по отношению к своим землякам.
Причину особой силы его публицистического воздействия сам Коста Хетагуров отмечал в том, что он был честен со своим народом и никода не позволял себе «кривить душой». Это отмечают и исследователи творчества К. Хетагурова, говоря о фактах его журналисткой деятельности, которые дают основание полагать, что он ни разу не поступился своими убеждениями.
Одной из главных тем публицистики было освещение вопроса национальной специфики жизненного уклада осетин. Гнет царского правительства, вызывал у коренного населения только отторжение, что порождало конфликтные ситуации на территории Северного Кавказа.
Свободолюбию, как самому священному праву осетина посвящены публикации, в которых называются и связанные с этим понятия чести, славы, позора. В суровых условиях горской жизни формировалась и возвеличивалась духовная система ценностей. Сохранить свободу даже ценой жизни – было нормой, и вся жизнь, с ее традициями и обрядностью, законами и обычаями была проникнута этим.
Понятием свободы проникнута тема единения людей, их разума и трудовых усилий в одно процветающее общество без учета национальной и расовой принадлежности, вероисповедания, уровня нравственного и исторического развития (статьи «Наши муллы», «Письма из Владикавказа и др.). Хетагуров одинаково страстно выступал в защиту осетин, русских, украинцев, кабардинцев, ингушей, грузин. Он страстно отзывался и на международные события, такие как «дело Дрейфуса» и англо-бурская война (статья «Письмо в редакцию газеты «Юг», стих. «Вите» и др.).
В некоторых аспектах понятие свободы преломляется и соотносится не с личной свободой каждого, а с раскрепощением целого народа и независимостью от гнета поработителей. Жизнь человека находится в связи с судьбой народа и принадлежит ей. Достоинство личности заключается в жертвенном служении высшим идеалам. Отсюда, проявление высшей константы каждого человека, вставшего на борьбу с угнетателями, – жертвенность и необходимость выбора. Его демократические идеи, которые он излагал на страницах периодических изданий, были ближе к идеалам эпохи Просвещения – «свободе», «равенству», «братству», и являются борьбой за справедливость с помощью литературной деятельности (статьи «Неурядицы Северного Кавказа», «Владикавказские письма», «Избави Бог и нас от этаких судей» и мн. др.).
Свободу народа Коста видел в его образованности, поэтому вопросам просвещения посвятил ряд специальных очерков: «Развитие школ в Осетии», «Церковно-приходские школы в Осетии», «Тартарен», «Владикавказские письма», «Маленькая история» и другие. В статье К.В. Кулаева «Педагогическая эстетика Коста Хетагурова» высказывается следующую мысль: «Поэзия Коста стала предметом истории Осетии потому, что в ней больше истины, чем в научных трактатах отечественных историков. Но эта истина особого рода – это психология осетинского общества XIX – начала XX в. Поэт поразительно точно смоделировал сознание всех слоев общества, социальную психологию и массовое сознание тех лет». Эти слова в полной мере следует отнести к этнографическому очерку К.Л. Хетагурова «Особа», в котором автор подробно описывает быт и культуру народа. Анализируя очерк, можно заметить, что Коста в этнографическом очерке подробно описывает поселения, сословную рознь, жилище и утварь, одежду, пищу, хозяйство жителей Нарской котловины, но большая часть «Особы» отображает все периоды жизни от рождения до смерти и обычаи, связанные с ними.
Коста Хетагуров был сторонником развития всех наук и выступал за открытие высших технических учебных заведений на Кавказе. Особенностью его просветительских идей было то, что он не просто копировал программы русских просветителей, а творчески претворял их в осетинской действительности с учетом местных особенностей.
Коста Хетагуров активно боролся за развитие образования среди осетин. М.С. Тотоев по праву называет Коста Хетагурова «борцом за распространение просвещения среди осетин и других горцев Северного Кавказа». Он отстаивал права осетинских школьников, неустанно боролся против закрытия учебных заведений, как для мальчиков, так и для девочек. Он придавал большое значение учебным заведениям, которые способствовали духовному развитию народа и восприятию передовой русской культуры. Коста Хетагуров часто посещал школы, гимназии, уделял много времени воспитанию подрастающего поколения.
Просветительская деятельность Коста Хетагурова ускорила процессы образования в Терской области, послужила его проникновению во все социальные слои. Он писал о необходимости учреждения новых средних и высших учебных заведений. Выступал в защиту конкретных школ, ратовал за школы для девочек, что имело революционное звучание, с учетом общего бесправного положения женщины. Публицист отлично осознавал значение просвещения. Из его шестидесяти статей и заметок вопросы просвещения и образования поднимаются в четырнадцати случаях. Образованные люди, по мысли Хетагурова, переставали быть объектом легкой манипуляции и эксплуатации со стороны представителей царизма и становились участниками развития края.
Заслуги Коста Хетагурова перед осетинским народом столь велики, что он до сих пор является его символом. Но и как российский публицист этот автор занимает видное место. И многие его идеи очень актуальны для нашего времени.
Список литературы:
- Абаев В.И. Коста Хетагуров и его время. Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ , 2009. – 340 с.
- Бигулаева И.С. Коста Леванович Хетагуров. Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ, 2015. – 415 с.
- Джусойты Н.Г. История осетинской литературы. Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ , 2010. – 315 с.
- Кусов Г. И. Вокруг Коста. Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ, 2002. - 376 с.
- Кравченко, Г.И. Коста Хетагуров. Жизнь и деятельность. Орджоникидзе, 1961. – 340 с.
- Кравченко В. Н. Коста, сын Леуана. Ставрополь, 2008. – 197 с.
- Кучиев А.Г. Весь мир – мой храм: – Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ , 2006. – 123с.
- Тотоев М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ, 2013. – 234 с.
- Фидарова Р.Я. Осетинский литературный процесс. Том 1.– Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ , 2016. – 287с.
дипломов
Оставить комментарий