Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 01 апреля 2019 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сбитнева А.А. КОРОЛЬ АРТУР КАК АРХЕТИП ЛИТЕРАТУРЫ И КИНО // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(66). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(66).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КОРОЛЬ АРТУР КАК АРХЕТИП ЛИТЕРАТУРЫ И КИНО

Сбитнева Анастасия Анатольевна

студент, кафедра социально-культурных технологий Алматинского филиала НОУ ВПО «СПбГУП»,

Казахстан, г.Алматы,

Иванова Марина Геннадьевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, проф. Алматинского филиала НОУ ВПО «СПбГУП»,

Казахстан, г.Алматы

Символом средневековья является рыцарь с мечом и в сверкающих доспехах, готовый пешим или конным защитить от чудовища и штурмовать любой замок [4, с. 317-318]. Постепенно истории многих героев при сюжетном разнообразии становятся вариантами истории одного героя. Так, история о великом короле Артуре известна сейчас практически каждому. Быть может не подробности и не сам сюжет, но слова «Камелот», «Мерлин», «Моргана», «Рыцари Круглого стола», «Эскалибур» знакомы всем.

Цикл о короле Артуре – это древние кельтские сказания, объединенные под заголовком «Сказания о Великом чародее, который знал свою судьбу и был советником трех Верховных повелителей бриттов, умел видеть Прошедшее и Будущее, чьё мужество было равно его мудрости, а мудрость вызывала восхищение светлых сидов и вселяла ужас в сердца служителей Зла; о короле Артуре, чьё царствование ознаменовала справедливость, и о том, как этот повелитель создал прекрасное королевство Логр во славу истинной честности и благородства; о славном Ордене рыцарей Круглого Стола, о кровавых битвах, честных поединках и удивительных приключениях, о доблести и коварстве, о любви и ненависти, о заговорах и чудесах; о таинственной чаше Святого Грааля и о последнем подвиге рыцарей Круглого Стола, отправившихся взыскать этого чуда; а также о других удивительных событиях, случившихся в далекие времена, как о том поведали люди, звезды и духи». Этот сборник породил впоследствии великое множество литературных произведений и киноверсий, повествующих о жизни короля Артура. Почти все они объединены одной историей и одной идеологией [1].

Наша цель – определить, является ли образ короля Артура только образом или же может быть рассмотрен как архетип. Для этого мы обратимся к литературным источникам и кинофильмам, где этот образ так или иначе встречается.

Как показывает проведенный нами анализ, наиболее частотно обозначение Короля Артур по его «качественности», или точнее полезности. Он является нам как легендарный рыцарь, живущий в XII веке и воспитанный Мерлином; как прославленный романтический герой, одержавший бесчисленные победы; как сказочный герой, связанный с волшебником Мерлином и леди Озера; как властный король, который возглавил борьбу против вторжения англо-саксов в Британию; как мудрый владыка Англии, король бриттов.

Достаточно часто его связывали с каким-то местом, а именно: Артур из Тинтаге́ля, владыка Камелота, глава всей Британии, рыцарь Авалона.

Изучив цикл легенд о короле Артуре, можно сделать вывод о том, что литература сообщает нам об Артуре-объединителе (собрал при своем дворе рыцарей Круглого стола, мужественный, сильный духом, небесами назначенный король), а устные предания (которые и экранизируются потом) – о рыцаре (отважный, высокомерный, упрямый принц Камелота, герой сказаний, побеждающий в боях), то есть литература проявляет интерес к событийной канве, а предания (кинематограф) – к внутреннему миру, чувству, размышлению. Однако обязательная составляющая как литературы, так и кинематографа – это странствия, турниры, сохранение себя и утверждение себя в мире, меч Эскалибур и чаша Грааля (дарующая изобилие и счастье).

Имя Артура как центрального персонажа народных преданий Уэльса впервые упоминается в «Истории бриттов» (800 г. н.э.). Первая подробная повесть о его жизни дана в «Истории королей Британии» Гальфрида Монмутского. Собранный из нескольких биографий и дополненный цепью взаимосвязанных сюжетных линий, образ короля Артура стал прочным каркасом культурного мифа об Артуре и рыцарях Круглого стола [2, с. 3-6]. Романы и фэнтези Артуровского цикла, или Артурианы выделяют то того, то другого персонажа из перечня. Наиболее часто сначала это Гвиневра, Ланселот, Тристан, Мерлин, Леди Озера, Моргана и Моргауза, Персиваль, а потом в перечень добавляются имена рыцарей, входящих в братство Рыцарей Круглого стола. Это объясняется еще и тем, что количество рыцарей у разных авторов меняется: то их фантастическое количество – 150, 240, 366 и даже 1600 рыцарей, то классическое – 12 избранных [3].

Артур объединил в себе два уже существующих литературных символа: 1) рыцаря древнего героического эпоса (в эпосе будет о величии рода, королевской власти, вере; герой будет олицетворять эти ценности, но о нем, о его переживаниях и чувствах не может быть и речи); 2) рыцаря куртуазного романа (на первом плане всегда ценность человека и важность именно его деяния). Если сравнить эти символы, то мы получим такие пары, как: общественен – самодостаточен; самолюбив – высокомерен; действует ради чести – ради Дамы; великий воин – великий полководец; героем можно стать по своему только желанию – подвиги предопределены и передаются из поколения в поколение; все предрешено – каждый выбирает сам свой путь; есть библейская тематика – библейские темы отторгаются; важна моральная ответственность за свои поступки – действует по своему усмотрению и вне формул; есть четкое описание смерти и то, что было после нее – нет конкретных данных о смерти. Таким образом, литературный король Артур – подлинный король-воин, британский национальный герой, фигура, в которой нельзя не узнать как реального исторического персонажа, так и мифического героя. Для многих он – луч света в смутные времена истории Британии.

Очарование артурианы в киноверсиях формировалось постепенно и прошло несколько модификаций:

1. От частого использования образа к редкому, но подробному (сериальному) обращению к нему. Так, история начиналась с американского немого фильма «Парсифаль» (1904). Потом появились «Приключения сэра Галахада» (1949), «Рыцари Круглого стола» (1953), «Черный принц»  и «Принц Вэлиант» (1954), «Саксы захватывают трон» и «Меч в камне» (1963), «Ланселот и Гвиневра» (1963), «Камелот» (1967), «Ланселот Озерный» (1974), «Монти Пайтон и Священный Грааль» (1975), «Эскалибур» (1981), «Легенда о сэре Гавейне и Зеленом рыцаре» (1984), «Последний защитник Камелота» (1985), «Король-рыбак» (1991), «Первый рыцарь» (1995), «Принц Вэлиант» (1997), «Великий Мерлин» (1998), «Туманы Авалона» (2001), «Король Артур» (2004), «Последний легион» (2006), «Камелот» (2011) и «Мерлин» (2008-2012), т.е. всего уже широко известны 20-25 фильмов.

2. От приключенческой эпопеи, связанной с поисками то Чаши, то меча нас направляют к трагической истории любви и взаимоотношений.

3. От показа единоличного квеста ко всеобщим поискам.

4. От проблем более философских к показу внешнего антуража.

5. Из 5-12 веков в современность (особенно в фильмах «Принц Вэлиант» и «Великий Мерлин»).

6. От образа рыцаря, который ищет Священный Грааль, через образ рыцаря, добывшего меч из камня, а потом отстоявшего жену и трон, к маститому королю, покидающему этот мир.

7. Трансформация старца Мерлина, мешающего или враждующего с Артуром, в молодого соратники или слугу-воспитанника.

Еще сильнее это проявлено при подробном рассмотрении. К примеру, сравнивая три близких по названию и по времени создания фильма (в частности,  «Эскалибур» (1981), «Мерлин и меч» (1985), «Мерлин» (1998)), мы получаем разные жанры – фэнтези, приключение, драма, но: 1) при единстве основных персонажей (Король Артур, Мерлин, Моргана) есть их дополнение образом Мордер (фильм «Эскалибур») и образами Мэб, Нимуэ (фильм «Мерлин»); 2) наблюдается развертывание сюжета, так как в фильме «Эскалибур» по предсказанию Мерлина идет поиск меча, который должен стать символом могущества короля; в фильме «Мерлин и меч» Мерлин устраивает испытание, способное  выявить законного короля; в фильме «Мерлин» сначала воспитывают Мерлина, потом он сам воспитывает Артура и оказывает помощь в обустройстве Камелота; 3) Мерлин – волшебник, конкурирующий с Артуром (фильм «Эскалибур»), помогающий Артуру управлять Британией (фильм «Мерлин и меч») или выполняющий роль слуги при Артуре (фильм «Мерлин»).

Таким образом, проанализировав и синтезировав все то, что имеется в литературных и киноверсиях, можно сделать несколько обобщающих выводов: 1) Артур – собирательный образ, это сплав истории и вымысла; 2) его образ – это утверждение добра и справедливости, поддержание гармонии личного и общественного, поддержка и контроль социального и космического миропорядка; 3) это попытка от показа славы воина перейти к раскрытию пути короля, чтобы сказать нечто фундаментальное, раскрыть то, что должно отвечать на базовый, архетипический вопрос «Что есть человек?»; 4) «магистральный» сюжет связан с морально-этическими проблемами и может быть определен как «молодой герой (рыцарь) в поисках моральной гармонии»; 5) фантастический мир сосуществует с исторически и реально достоверной действительностью, а удивительное воспринимается как возможное, действительное.

 

Список литературы:

  1. Комаринец А.А. Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого Стола. – М.: «АСТ», 2001. – 480 с.
  2. Михайлов А.Д. Артуровские легенды в их эволюции. // Мэлори Т. Смерть Артура. – М.: Художественная литература, 1974. – 890 с.
  3. Сапковский А. Мир Короля Артура. – М., 1995. – 230  с.
  4. Тресиддер Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 448 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий