Статья опубликована в рамках: LXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 04 июля 2019 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
МИСТИЧЕСКИЙ ТРИЛЛЕР В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПРИАМУРЬЯ
Детская литература Приамурья начала XXI века представляет собой явление довольно замкнутое, консервативное. В основном она ориентирована на классическую систему жанров и «вечные» темы (автобиографическая повесть о детстве, стихи и рассказы о животных, рассказы о войне, научно-познавательные произведения о природе и истории родного края и т.д.). Однако в последние годы и в Приамурье стали появляться произведения, отражающие общие тенденции развития детской литературы.
Роман Е. Кретовой «Альтераты: миссия для усопших» – это мистический триллер. Он вышел в 2018 году и стал финалистом конкурса «Новая детская книга» в номинации «Фэнтези. Мистика. Триллер».
Первая сюжетная линия обозначена в прологе. Это история мальчиков, отправившихся на «экскурсию» в заброшенный дом, имевший «дурную» славу: по рассказам детей, ночью его окна «озарялись бледным гнилушно-зелёным светом» и в полутьме «медленно скользили невесомые тени» [1, с. 6]. Гришка – единственный из всех пришедших осмелился заглянуть в подвал. От его «душераздирающего крика» мальчишки бросились врассыпную, а вернувшись, нашли друга мёртвым: «Яркий свет включенного телефонного фонарика выхватил бледное лицо в сетке мелких красно-малиновых царапин и замершие в немом крике, неживые Гришкины глаза» [1, с. 7]. Заданная в прологе «атмосфера ужаса» пройдёт через весь роман, однако сама история так и не получит продолжения.
Основные сюжетные линии триллера связаны с двумя героями: старшеклассниками Лерой и Ромкой. Лера с детства слышала странные голоса и видела людей, которых никто кроме неё не видел. Став взрослой, она поняла, что является «альтератом» – проводником между двумя мирами: реальным и загробным. Другой герой, Ромка, обладает провидческим даром. Случайно встретившись, герои, помимо их воли, оказываются втянутыми в конфликт с силами зла, возглавляемыми Волотом.
Противостояние двух миров, реального и потустороннего, характерный признак мистического триллера, в котором все преступления связаны исключительно с желанием героев из мира «живых» пресечь зло, воплощенное в героях их мира «мёртвых». В романе Е. Кретовой конфликт двух миров является основным, но не единственным.
Конфликт Сони и Даши, подруг Леры, не имеет никакого отношения к жанру триллера. Жестокое убийство и самоубийство происходят в реальном мире, и совершает их «реальная» девочка! Зависть и ревность становятся для примерной старшеклассницы Даши вескими основаниями для совершения убийства. При этом Кретова не акцентирует внимания на реальной причине преступления. Она как будто бы закрывает глаза на страшную деформацию ценностной шкалы современных школьников, погружённых в виртуальную реальность настолько, что жизнь человека – не важно, своя или чужая, – перестаёт для них что-нибудь значить! Безусловно, жанр триллера, выполняющий «компенсаторно-релаксационную функцию» [2, с. 54], не предполагает погружения в столь серьёзные проблемы современности, поэтому автор произведения «списывает» всё произошедшее на воздействие потусторонних сил. Однако, не свойственно триллеру и другое: подробное описание смерти героев из реального мира: «Второстепенные герои триллера тоже нередко гибнут, но их смерть изображается сдержанными штрихами», в то время как «гибель демонических персонажей авторы рисуют с размахом, яркими красками, обильно сдабривая эти сцены натуралистическими подробностями и яркими деталями» [2, с. 52].
В финале же происходит не что иное, как эстетизация загробной жизни. На кладбище между Лерой, побывавшей в мире мёртвых, и родителями её погибших подруг происходит следующий диалог: «– Им уже хорошо, – прошептала Лера. – Это нам без них плохо. Суетно и тоскливо. А им – уже хорошо. <…> И бабушка с ними рядом, низенькая такая, глаза ясные, фиалковые, и платочек всё теребит.
– Мама моя, – недоверчиво проговорила тетя Поля.
– Ну, вот, значит, с бабушкой. А мужчина такой представительный, вся грудь в медалях, кто он Соне?
Тётя Полина улыбнулась, в глазах засверкали слезы:
– Отец мой, Иван Степанович. Две войны прошел. Она с ними?
Лерка кивнула» [1, с. 134].
Итак, несмотря на довольно сомнительную ценностную составляющую «Альтератов…», надо признать, что мистический триллер Е. Кретовой – это своеобразная «точка отсчёта» в детской литературе Приамурья, свидетельствующая об обновлении её жанровой системы. Насколько этот процесс окажется для неё плодотворным, обогатит ли новыми идеями, «откроет» ли новые имена, покажет время.
Список литературы:
- Кретова, Е. Альтераты: миссия для усопших / Е. Кретова. – М.: Росмен, 2018. – 136 с.
- Сергиенко, И.А. «Страшные» жанры современной детской литературы / И.А. Сергиенко // Детская литература сегодня: Сборник научных статей. – Екатеринбург: УрГПУ, 2010. – С. 43-53.
дипломов
Оставить комментарий