Статья опубликована в рамках: LXXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 05 марта 2020 г.)
Наука: Технические науки
Секция: Архитектура, Строительство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЗНАЧЕНИЕ РИСУНКА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИТЕКТОРА
Рисунок — это один из важнейших предметов в обучении. Бесспорно, он является основой творческой составляющей деятельности архитектора. Именно он формирует объемное и пространственное мышление человека. Как высказывался Дени Дидро: «Не доверяйте архитектору, не умеющему рисовать». Это выражение являлось своеобразным каноном долгое время. А фраза «Архитектор думает на бумаге» служила основой всех проектов. [1]
Однако сейчас в связи с быстрым развитием информационных технологий появилось множество программ, облегчающих деятельность архитектора. Все это рушит привычные правила, и роль рисунка со временем становится второстепенной. Хорошо ли это? Конечно, компьютерное проектирование имеет свои значимые плюсы, но полностью заменить рисунок никогда не сможет. Ведь целью наброска является показание стиля и особенности мышления архитектора. И только рисунок способен передать всю полноту задуманной картины, без каких-либо рамок и ограничений.
Великий русский архитектор Я.Г.Чернихов отмечал, что потребность отображать некоторые свои замыслы в виде архитектурных рисунков существовала всегда.[5] Так как эти зарисовки отличаются своей выразительностью и яркостью. В них человек может отступить от принятых норм композиционного и технического строя. Такие рисунки показывают первые наиболее яркие идеи. При фиксировании своих представлений на рисунке архитектор мог вводить некоторые вольности, имел возможность показать новые, часто более совершенные средства, с помощью которых можно полнее выразить представления и идеи. Чем больше архитектор делает зарисовок, тем проще ему будет получить решения поставленных перед ним задач и не просто решить их, а показать в работе все мастерство и красоту.
К тому же рисунок способствует формированию: фантазии, чувства пространства и окружающей среды, абстрактного мышления, индивидуального почерка. Для более полного понимания влияния перечисленных качеств рассмотрим сам процесс обучения. Что же дают архитектору учебный рисунок на аудиторных занятиях? Начиная с поступления абитуриенту знаком рисунок с натуры будь то гипсовая голова, натюрморт или интерьер. Все это помогает зарождаться тем основам и умениям, которые будут нужны на протяжении не только всего обучения, но и всей деятельности. Именно рисунок учит правдоподобно передавать увиденные предметы. Он даёт основные важные теоретические знания и практические навыки. Знания включают в себя основы перспективы, некоторые вопросы физики (законы распространения света, оптика), понятие о светотеневых отношениях (тон), основы пластической анатомии человека и животных.
Программа на архитектурном факультете построена так, что на первом и втором годах обучения студентам предлагается неподвижная мёртвая натура: различные предметы, фрагменты интерьера, гипсовые слепки орнаментов, античных ваз и капителей, розеток, гипсовые части лица (с последующим усложнением форм).[3]
На третьем и четвёртом годах обучения студенты уже более детально знакомятся со строением тела человека и его частями. Параллельно с этими постановками идёт работа с живой моделью. Первоначально рисуется голова, затем – торс, потом – одетая и обнажённая мужская и женская фигуры. Именно умение грамотно рисовать простые формы и видеть эти формы в сложных композициях или зданиях показывают профессиональное мастерство. В профессии архитектора рисунок - это основа, поэтому совершенное владение им способствует формированию культуры будущего зодчего.
Постоянные практические занятия рисунком будь то маленькие зарисовки из головы или эскиз с натуры способствуют развитию объемно-пространственного мышления. Рисунок способствует формированию особого видения человека. Оно позволяет преобразовывать увиденный материал на бумаге, тем самым помогает в развитии креативности. А именно она является ключом к успешной деятельности и общественном признании. Архитектурный рисунок – это область графического искусства, в которой должен активно работать всякий современный архитектор. «С одной стороны, значение архитектурного рисунка вспомогательное, почти техническое. С другой стороны, это и есть поле непосредственного приложения и живой игры творческих сил архитектора, первичное, пусть даже схематичное и начальное воплощение пространственного образа, увы, не всегда получающего затем практическую реализацию» [2].
Необходимость рисунка в деятельности архитектора не надо доказывать. Это понятно каждому. Ведь этап наброска и начала воплощения идеи является самой интересной частью проекта, то место, где человек может проявить все свои способности в полной мере. Как считает Сергей Чобан: «Рисунок всегда будет важным языком архитектора, несмотря на то, какую роль в его работе сегодня играет компьютер. Именно рисунок лучше всего помогает раскрыть замысел проекта. Возможно, эскизы не так информативны, как визуализации, но они очаровывают своей рукотворностью и более наглядно представляют процесс создания того или иного объекта» [4]
Таким образом, рисунок ни в коем случае не должен уйти из программы обучения архитекторов. Ведь именно он дает возможность развиваться и проявлять себя. При проектировании рисунок позволяет быстро и четко изложить свою мысль, подобрать нужный рабочий образ, и только потом можно смело переносить все заготовки в цифровую графику Натренированный глаз, руки и сознание с легкостью помогут воплотить все идеи.
Список литературы:
- Кокорина Е. В. Архитектурный рисунок как креативная составляющая языка профессиональных коммуникаций». Автореф. канд. дисс. Воронеж, 2011. 24 с. Максимов О. Г. Рисунок в архитектурном творчестве / О. Г. Максимов. — М. : «Архитектура-С», 2003.- 464с
- Максимов О. Г. Рисунок в архитектурном творчестве / О. Г. Максимов. — М. : «Архитектура-С», 2003.- 464с
- «Министерство образования и науки Российской Федерации Тульский государственный университет Белорусский национальный технический университет Донецкий национальный технический университет ...».URL: http://konf.x-pdf.ru/19tehnicheskie/148869-4-ministerstvo-obrazovaniya-nauki-rossiyskoy-federacii-tulskiy-gosudarstvenniy-universitet-belorusskiy-nacionalniy-te.php
- Сергей Чобан. «Архитектурные рисунки» URL: https://archspeech.com/article/sergey-choban-arhitekturnye-risunki
- Чернихов Я. О. Архитектурные фантазии. Ленинград: Изд-во «Международная книга», 1933. 180 с.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий