Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 15 декабря 2016 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Минаева В.Ю. ВАРИАЦИЯ МИРОВ В РОМАНЕ МАРКУСА ЗУСАКА «КНИЖНЫЙ ВОР» // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(11). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(11).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 24 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВАРИАЦИЯ МИРОВ В РОМАНЕ МАРКУСА ЗУСАКА «КНИЖНЫЙ ВОР»

Минаева Виктория Юрьевна

магистрант Алтайского государственного педагогического университета, г.Барнаула

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается вариация мифологического, социально-исторического, семейного, «личного» и художественного пространств, раскрывающих становление личности и её взросление.

Ключевые слова: вариация миров; художественное пространство; фольклорно-сказочные элементы.

 

Вариативное представление миров в литературе, кино, музыке и искусстве – явление, изучение которого помогает осознавать всю сущность произведений искусства, тем самым придавая им важность, значимость, актуальность, оригинальность и повседневность.

Так, в романе современного австралийского писателя Маркуса Зусака «Книжный вор» прослеживается вариация миров, которая сопровождается тесной взаимосвязью мифологического, социально-исторического, семейного, художественного и так называемого «личного» пространств.

«Сначала краски. Потом люди. Так я обычно вижу мир. Или, по крайней, мере, пытаюсь…» [1, с.11] – с этих слов начинается роман, построенный необычно – повествование ведется от лица Смерти, которая у писателя является мужчиной. Смерть представляет собой довольно расплывчатый образ, однако её присутствие в произведении играет важную роль: рассказывая о своей нелегкой работе, Смерть часто дает комментарии по поводу происходящего в книге.

На фоне событий, происходивших в нацистской Германии, начиная с января 1939 года, автором описывается история, в которой книги становятся сокровищами.

В романе варьируются фольклорно-мифологические элементы, которые и наполняют один из основных миров романа – мир мифологический. В ходе развития сюжетных линий произведения главная героиня Лизель Мемингер (девочка девяти лет) взрослеет и претерпевает нелёгкую судьбу: её отец, связанный с коммунистами, пропал без вести, а мать, больше не в силах заниматься воспитанием детей, решает отдать их приёмным родителям. По дороге к новому дому от смертельной болезни умирает брат Лизель, прямо на её глазах, тем самым оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь. Его хоронят на кладбище, где девочка и подбирает свою первую в жизни книгу — «Наставление могильщику». «Первая добыча книжной воришки – начало впечатляющей карьеры…первая книга украдена у снега, вторая – у огня…» [1, c.34] – так о Лизель, немного с иронией, говорит рассказчик.

Поезд, на котором героиня отправляется в несуществующий городок Молькинг к своим новым приёмным родителям, проживающим на Химелль-Штрассе (что в переводе означает «Небесная улица»), символизирует движение в новую жизнь. «…Не то что бы там была сущая преисподняя. Нет. Но и никак не рай!» - так характеризует эту местность рассказчик [1, с.31].

Значимую роль в создании условного мира играют числа. Так, в тексте доминирует число три: с книжной воришкой я встречался три раза, в прологе рассказчик представляет себя, краски и книжную воришку, в вагоне находятся мать, дочь и «трупик мужского пола», в третьем вагоне умер шестилетний мальчик, присутствовали священник и 2 закоченевших могильщика – 3 человека, по дороге к новым родителям в машине находятся трое – Лизель, фрау Генрих (дама из гос.опеки) и водитель; Макс Ванденбург спал три дня; три краски, с которыми ассоциируется главная героиня у рассказчика – белая, чёрная, красная и т.д. Необходимо отметить, что синтез красного, чёрного и белого в мифопоэтике символизирует смерть. Также эти цвета присутствуют на флаге – государственном символе Германии 33-45 годов XX века. Он представлял собой прямоугольное красное полотнище с расположенной в центре на белом круге чёрной наклонной правосторонней свастикой и имеющий официальное название «die Hakenkreuzflagge» («флаг со свастикой», дословно – «флаг с крючковатым крестом»).

Число 3 соотносится с мифологическими представлениями об устройстве мира и фольклорной традицией утроения. Так же прослеживается тесная взаимосвязь со временем и страной, в которой происходят события, описываемые в романе – «Третий рейх» – это неофициальное название Германского государства в 1933-1945 годы. 3 – шифр немецкого языка в международном коде книг [3, 4].

Кроме числа три, в романе фигурирует число 9: возраст девочки -9 лет, «Хрустальная ночь» или как ещё её называют «ночь битого стекла», которая произошла 9 ноября, часть девятая в романе, где рассказывается о «последнем человеческом чужаке». Девять – символизирует невисокосный год, а также представление о небесах. Нельзя не отметить то, что слово «хрустальная» носит символический характер: в работах В.Я. Проппа хрустальная гора, стеклянная гора – представлена как символ потустороннего мира, мира смерти [2].

Помимо мифологического мира, в тексте романа «Книжный вор» прослеживается и социально-историческое пространство, и семейное, которое играет немаловажную роль в становлении и развитии личности главной героини.

Вся жизнь Лизель Мемингер пронизана событиями Второй мировой войны. Судьба героев романа воссоздаётся на фоне реального социально-исторического конфликта, в котором отражается всё: и идея фашизма, и гонения на евреев, и разделение немецкого народа на две половины - тех, кто вступил в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию, и тех, кто был против идеологии Гитлера. Знание подробностей быта и языка минувших времён, которые изображает автор романа, позволяет более глубоко и тонко понять всю сущность происходивших событий тех лет.

Хуберманы представлены М. Зусаком как обыкновенная немецкая семья, не разделяющая фашистские взгляды на мир, но в то же время, боясь сказать что-либо против, тем самым вызвав необратимые последствия в свой адрес. Лизель Мемингер является жертвой того времени. Она ненавидит Адольфа Гитлера, загубившего всю её семью (родную, а впоследствии и приёмную). Собственными глазами девочка видит все унижения, которые приходится претерпевать людям, не принадлежащим к арийской расе.

Помимо семейного, социально-исторического, художественного пространства, необходимо отметить и так называемое «личное» пространство героини – её мир, который трансформируется из подвального помещения в пространство взрослой жизни.

Действия романа заканчиваются трагически: ночью на Химелль-Штрассе обрушиваются бомбы и в живых остаётся лишь одна Лизель, которая в ту ночь сидела в подвале, где она заснула, когда записывала свою историю. Девочку, которой на тот момент уже исполнилось пятнадцать лет, забирают к себе бургомистр с женой [1, с.506]. Таким образом, мы наблюдаем за переходом героини из одного мира – подвального - в другой, в котором она становится взрослой, самостоятельной личностью.

В эпилоге героиня, будучи уже замужней пожилой женщиной, живёт в Австралии в Сиднее. Именно там к ней приходит Смерть, говоря о том, что впечатлён от её книги. Ему, наконец, удалось сделать то, чего он так долго ждал: забрать Лизель в свой мир. Но прежде, чем это сделать он сообщает ей свою тайну: «Меня обуревают люди» [1, с.558]. И снова мы видим переход из одного мира – мира жизни - в другой – потусторонний мир, в котором героиня встречает всех, кто окружал её в действительности.

Смерть брата – первая книга – новая семья – друг Руди – Нацистская церемония сжигания книг – Макс и его подарок (книга Гитлера, перекрашенная в белый цвет) «Слова – это жизнь. Заполни все эти пустые страницы» – жена бургомиста фрау Герман и их библиотека – новая книга «Почтальон снов» – воровство книг из библиотеки – проверка дружбы – трагическая ночь на Химмель-Штрассе (смерть мамы, папы и Руди), Лизель пишет свою историю – издание книги «Книжный вор» – встреча с Максом – смерть Лизель в Сиднее – встреча Лизель и рассказчика. В этом круговороте событий прослеживается тесная взаимосвязь альтернативных миров.

Роман Маркуса Зусака «Книжный вор» концептуально раскрывается в вариации миров, в частности, мифологического, социально-исторического, семейного, так называемого «личного» и художественного пространств.

 

Список литературы:

  1. Зусак М. Книжный вор. М.: Эксмо, 2014. – 560 с.
  2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт. – 2009.– 274 с.
  3. Третий рейх. [Электронный ресурс]. Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/36120 (дата обращения: 11.12.2016).
  4. Число 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/3 (дата обращения: 11.12.2016).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 24 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий