Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 января 2017 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДОВЕДЕНИЕ ДО САМОУБИЙСТВА
Для понимания сущности и обоснованности уголовно-правовой нормы о доведении до самоубийства важно оценить особенности ее возникновения и историческую устойчивость.
Анализ памятников права позволяет сделать вывод о том, что такого понятия как «доведение до самоубийства» длительное время не существовало. Несмотря на это, ответственность за самоубийство устанавливалась, прежде всего, церковными законами, и сводилась к запрещению отпевания и погребения на кладбищах и у церквей. Однако, следует отметить, что, например, религия древних славян не считала суицид таким уж страшным грехом, а в ряде случаев даже поощряла доведение до самоубийства. Так, например, распространялось мнение, что «славянки не хотели переживать мужей и добровольно сжигались на костре с их трупами. Вдова живая бесчестила семейство» [4].
С образованием Русского централизованного государства возникла необходимость в создании светского законодательства, которое фиксировало бы единообразное нормативно-правовое регулирование без непосредственного использования религиозных норм, но в соответствии с ними. А.И. Бойко пишет, что «религия давно благословила светские власти на управление и на покорение тел преступников, оставив себе в удел лишь души грешников. Разумеется, основной предмет внимания священнослужителя – падшие люди, грешники, преступники» [2, с.66]. Запрет на самоубийство закрепился в национальном уголовном законодательстве.
В эпоху Петра I к самоубийству относились как к преступному собственноручному лишению себя жизни. В этот период в уголовном праве к самоубийству относились как к убийству особого рода, в котором исполнитель и потерпевший отождествлялись. Такое отношение к самоубийству имело философское обоснование. Г.В.Ф. Гегель отмечал, что смерть должна быть встречена извне как естественное явление или произойти на службе идее или от чужой руки. Если государство требует жизни индивида, он должен отдать ее, но имеет ли человек право сам лишить себя жизни? Можно, конечно, рассматривать самоубийство как храбрость, но это дурная храбрость. Индивид не является хозяином своей жизни, ибо он не стоит над собой и не имеет права себя судить, так как сам является частью жизни [3, с. 127].
Первое упоминание об ответственности за самоубийство мы можем встретить в Артикуле воинском от 26 апреля 1715 года. Так, в артикуле 164 сказано: «Ежели кто сам себя убьет, то надлежит палачу тело его в безчестное место отволочь и закопать, волоча прежде по улицам или обозу. А ежели кто учинил в безпамятстве, болезни, в меленхолии, то оное тело в особливом, но не в безчестном месте похоронить. И того ради должно, что пока такой самоубийца погребен будет, чтоб судьи наперед о обстоятельстве и притчинах подлинно уведомились, и чрез приговор определили б, каким образом его погребсти» [6, с.312].
Морской устав 1720 г. предусматривал смертную казнь за попытку к самоубийству. Однако, по сравнению с Артиклом воинским, запрет на самоубийство и покушение на него уже не был безусловным. Морской устав не считал уголовно наказуемым покушение на самоубийство от «мучений или несносных налогов», «в беспамятстве», «в огневых» или «меланхолических болезнях» [8, с. 10].
Первоначально Артикул воинский и Морской устав распространялись исключительно на военных, однако, из-за недостатка общего уголовного законодательства он стал распространяться и на иных лиц, включая норму о покушении на самоубийство.
В 1649 году принятое Соборное Уложение признавало случайное (невиновное) причинение смерти ненаказуемым. Таким образом, допускалась возможность отграничения самоубийства от виновного причинения смерти.
В проекте Уголовного Уложения использовалось понятие «недовершенное самоубийство». В §392 говорилось: «Кто, вознамерясь лишить себя жизни, не довершил сего предприятия или был в том воспрепятствован, такового, как помешавшегося в разуме, по излечении в больнице, предавать церковному покаянию». §393 предусматривал следующие положения: «В рассуждении тела самоубийцы надлежит поступать по церковным правилам и полицейским постановлениям». [1, с.13]
Свод законов уголовных 1832 года относил самоубийство, покушение на самоубийство к преступлениям против жизни. Самоубийство наказывалось лишением христианского погребения, а тот, кто был изобличен в намерении лишить себя жизни при отсутствии уважительных причин (например, умопомешательства), подлежал наказанию как за покушение на убийство.
В Уложении «О наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. определялись санкции в отношении лиц, которые покушались на самоубийство, и лиц, так или иначе причастных к самоубийству. В статье 1427 было установлено, что лицо, лишившее себя жизни не в безумии, теряет право на завещание; а христианин - также право на христианское погребение. Покушение же на самоубийство, когда оно предотвращено посторонним лицом, для христианина влекло церковное покаяние.
Согласно статье 923 Врачебного устава 1857 года тело лица, осознанно совершившего самоубийство, направлялось врачом в «бесчестное место и там закапывалось» [8, с. 10].
Уголовное уложение 1903 г., по сравнению с ранее действующим законодательством, уже не считало преступлением самоубийство и покушение на него, что отвечало идеям социологической школы уголовного права. Вместе с тем в ст. 462 Уголовного Уложения предусматривалась ответственность за предоставление средств к самоубийству, но лишь при условии, что последовало самоубийство. При этом наказание предусматривалось в виде заключения в исправительном доме на срок не свыше трех лет или заключение в крепости не свыше трех лет. В ст. 463 закреплялась ответственность за подговор к самоубийству лица, не достигшего двадцати одного года, или лица, заведомо неспособного понимать свойства и значение им совершаемого или руководить своими поступками, или за содействие самоубийству таких лиц советом или указанием, доставлением средства или устранения препятствия, если вследствие указанных действий последовало самоубийство или покушение на него. Данное деяние наказывалось каторгою на срок не свыше восьми лет [7, с.92]. Соответственно, состоялся перенос ответственности за самоубийство и покушение на него на лиц, способствовавших самоубийству.
В советском уголовном праве ответственность за доведение до самоубийства нашла свое закрепление в УК РСФСР 1922 года. В ст. 148 устанавливалась ответственность за содействие или подговор к самоубийству несовершеннолетнего или лица, заведомо неспособного понимать свойства или значение им совершаемого, или руководить своими поступками, если самоубийство или покушение на него последовали. Кроме того, статьей 169 УК РСФСР 1922 г. в качестве квалифицирующего признака изнасилования предусматривалось самоубийство потерпевшего лица.
УК РСФСР в 1926 г., в целом, оставил систему преступлений против жизни аналогичной системе, которая была сформирована в УК РСФСР 1922 г. УК РСФСР 1926 г. устанавливал уголовную ответственность за доведение до самоубийства или покушения на него лица, находящегося в материальной или иной зависимости от другого лица, жестоким обращением или иным подобным путем. Наряду с установлением в ч. 1. ст. 141 уголовной ответственности за доведение до самоубийства, была сохранена ответственность за содействие или подговор к самоубийству несовершеннолетнего или лица, заведомо неспособного понимать свойства или значение им совершаемого и руководить своими поступками.
А.Н.Красиков отмечал, что «в ст.141 УК РСФСР 1926 г. в различных ее частях с одинаковой санкцией были предусмотрены разные формы причастности к самоубийству. Первая – подговор к самоубийству. Вторая – содействие самоубийству» [5, с.185].
Система преступлений против жизни в УК РСФСР 1960 г. претерпела определенные изменения. В частности, была изменена редакция статьи, предусматривающей ответственность за доведение до самоубийства. В ст. 107 уголовная ответственность устанавливалась за доведение лица, находящегося в материальной или иной зависимости от виновного, до самоубийства или до покушения на него путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства. УК РСФСР 1960 г., в отличие от предшествующего УК РСФСР 1926 г., исключил из диспозиции данной нормы квалифицирующий признак, связанный с содействием и подговором к самоубийству несовершеннолетнего или лица, заведомо не способного понимать свойства или значения им совершаемого или руководить своими поступками. Что касается способа совершения данного преступления, то он был законодателем дополнен еще одной формой - «систематическое унижение личного достоинства потерпевшего».
В действующем Уголовном кодексе 1996 года, по сравнению с УК РСФСР 1960 года, отсутствует такое условие уголовной ответственности, как нахождение лица, покончившего с собой, в материальной или иной зависимости от виновного. Тем самым расширяется сфера применения статьи.
Обобщая все изложенное выше, можно сделать следующие выводы. Состав о самоубийстве имеет длительную историю, и за время своего существования претерпел коренные изменения. Норма, запрещающая самоубийство, впервые предусмотренная в Артикуле воинском 1715 года, в XX веке была замещена нормой о доведении до самоубийства. Впервые в истории российского права в УК РСФСР 1922 года закреплялась уголовная ответственность за содействие или подговор к самоубийству. УК РСФСР 1926 г. содержал другую формулировку, он устанавливал уголовную ответственность за доведение до самоубийства лица, находящегося в материальной или иной зависимости от другого лица, жестоким обращением последнего или иным подобным путем до самоубийства или покушения на него.
Действующий уголовный закон отказался от использования конструкции состава специального субъекта в целях уголовной ответственности за доведение до самоубийства. В ст. 110 УК РФ исключен такой признак, как нахождение лица, покончившего с собой, в материальной или иной зависимости от виновного. Такой подход соответствует идеям, закреплённым в Уголовном уложении 1903 г.
Список литературы:
- Безверхов А.Г., В.С.Коростелёв. Проект Уголовного уложения Российской империи 1813 года: монография. Самара: Издательство «Самарский университет», 2013.
- Бойко А.И. Нравственно-религиозные основы уголовного права. М.: Юрлитинформ, 2010.
- Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.
- Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.1. сайт. – URL: https://books.google.ru/books?id=GThL9tsJUQ4C&pg=PT41&lpg=PT41&dq (дата обращения: 5.01.2017)
- Красиков А.Н. Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека в России. Саратов, 1996.
- Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.4: Законодательство периода становления абсолютизма/ Отв.ред. А.Г.Маньков. М.: Юридическая литература, 1986.
- Уголовное Уложение. Санкт-Петербург: Сенатская типография, 1903
- Цой О.Р. Криминологические проблемы пенитенциарного суицида и его предупреждение (по материалам Республики Казахстан): автореф.дис…канд.юрид.наук. М., 2006.
отправлен участнику
Комментарии (1)
Оставить комментарий