Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XL Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 марта 2018 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Агаев Р.Б. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЗАПИСЬ: «СМЕРТЬ АВТОРА» В НОВЫХ МЕДИА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(40). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/5(40).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЗАПИСЬ: «СМЕРТЬ АВТОРА» В НОВЫХ МЕДИА

Агаев Рафаил Бабалиевич

студент, кафедра русского языка, литературы и журналистики МарГУ,

РФ, г. Йошкар-Ола

Карпова Евгения Васильевна

научный руководитель,

канд. филол. наук, ст. преп. МарГУ,

РФ, г. Йошкар-Ола

В современных медиа можно заметить существенную тенденцию к использованию литературной записи, которая иногда становится информационной политикой онлайн-изданий — среди них, к примеру, самиздат «Батенька, да Вы трансформер». Формат литературной записи не является отдельным журналистским жанром, это совместная деятельность двух людей — носителя информации, реального житейского опыта, и журналиста, который считает этот опыт достойным освещения в СМИ. Так, в самиздате «Батенька, да Вы трансформер» материал «Тёмная сторона» рассказывает о семье, в которой все мужчины попадали в тюрьму, а повествование ведется от лица читателя самиздата [5]. Журналист только обрабатывает его речь. То же прослеживается в материале «Скелеты из прошлого», и лишь обезличенное вступление о герое выдает присутствие редактора истории [4]. Журналист здесь выступает в роли посредника, способа связи, подвергающего речь носителя опыта литературной обработке, но не более того. Носитель опыта есть полноценный творец собственной истории, а журналист передает её не искажая факты, минимизируя собственное влияние: смысловая основа повествования должна оставаться неизменной. Таким образом, носитель опыта обладает большим авторством над историей, чем журналист, записавший её.

В своём философском эссе «Смерть автора» в 1986 году Ролан Барт заявляет о переходе автора (англ. Author, от authority - авторитет) в роль скриптора (англ. Scriptor – писатель, от писать, записывать) [1]. По мнению Барта, этому есть несколько причин:

  1. С точки зрения лингвистики, язык знает лишь субъекта высказывания, определяемого внутри речевого акта, а не «личность». Говорит не автор, а сам язык; язык перформирует. Писатель не существует вне акта своей речи и совершает перформатив.
  2. Если рассказ является самоцелью и перформативом, для Автора наступает смерть, и здесь начинается непосредственно письмо.
  3. Если Автор берет за основу повествования фрагмент реальности, и тот становится самостоятельным произведением, то автор как личность представляет собой фрагмент реальности, но не наоборот, а значит, анализировать произведение сквозь призму авторского видения нельзя.
  4. Если Автор хочет «выразить» себя, он использует уже готовый языковой словарь, каждое слово которого объясняется с помощью других слов. Невозможна новизна словесного орнамента, речь Автора всегда состоит из цитат, и может лишь ссылаться на далёкие источники.
  5. Присвоить тексту Автора значит наделить его окончательным значением, что невозможно благодаря многовариантной трактовке текста его читателями.
  6. Так как текст существует благодаря своему предназначению, ради читателя, то именно читатель, а не Автор, объединяет множественность письма и трактует текст.

Таким образом, Author теряет authority, свой авторитет, позволяющий ему представлять излагаемое сквозь призму его личного видения. Теперь его место занимает Scriptor, речевой акт которого существует самостоятельно и не может рассматриваться сквозь призму его личности.

Возвращаясь к литературной записи, можно предположить, что журналист, который является каналом передачи чужого опыта, записывает историю за носителем опыта, и который вынужден сделать это максимально объективно, становится Скриптором и перестает быть Автором в устоявшейся форме. Уже использование формата литературной записи предполагает, что журналист играет роль не более чем «пишущей руки» и не может внести фактологические правки в изложение вверенного ему материала. При обработке материала журналист уже не использует ни собственное чувственно-эмоциональное начало, ни логико-понятийное, эта роль теперь отведена носителю опыта. Также журналист обязан отказаться от привнесения в текст субъективного - собственных переживаний и оценок истории, не говоря уже о личных местоимениях, обозначающих журналиста как индивидуума.

Попробуем доказать данное предположение с помощью таблицы на основе работ В.В. Виноградова [3, с.56] и А.Б. Есина [2], которые выделили основные признаки, позволяющие определить образ автора в тексте. Учтём также вышеприведенные выводы о разных ролях носителя опыта и журналиста при литературной записи и выводы об особенностях литературной записи.

Таблица 1.

Образ автора в литературной записи

Определитель образа автора

Как выражается в тексте

Положение журналиста

Положение  носителя опыта

Авторская позиция

Через семантические доминанты

Не может выражать собственную позицию, привязан к исходным истории и стилистике

Выражает позицию в ходе повествования истории, задавая рамки журналисту

Авторская оценка

 

Не может выражать оценку истории, оценочность исключена

Свободен в оценках в ходе повествования

Авторский идеал

Выходит за рамки текста, иногда  выражается через стилистику текста

Выражение идеалов журналиста неуместно

Может свободно обозначать собственные идеалы и идеи в ходе повествования

Авторская картина мира

Выходит за рамки текста

Картина мира журналиста не имеет права ни  малейшим образом влиять на текст и повествование

Картина мира носителя опыта непосредственно влияет на повествование

 

 

Сопоставив признаки образа автора в тексте с поведением журналиста и поведением носителя опыта в литературной записи, мы видим, что носитель опыта закономерно обладает гораздо большими, практически неограниченными правами и средствами и для изложения истории, и для самовыражения, и самоопределения как личности в ходе повествования. В материале при использовании литературной записи образ имеет повествователь, но не журналист. Последний, напротив, не имеет никаких возможностей для какой-либо идентификации, не имеет authority (авторитета).

Возвращаясь к эссе Ролана Барта и учитывая результаты Таблицы 1, можно сделать вывод, что при литературной записи журналист действительно перестает быть Автором, теряет возможность самоопределения и становится Скриптором — не более чем той самой «пишущей рукой». Говоря о дальнейшем развитии медиа, мы можем спрогнозировать два варианта развития событий.

Первый вариант: литературная запись перестанет иметь влияние, выйдет из моды. Вряд ли новые медиа полностью отменят важность роли журналиста как Автора произведения. Жанр литературной записи достаточно специфичен, чтобы заполнить собой целое медиа (и не одно). У аудитории была и есть потребность в информации, которую может добыть только журналист (пусть сегодня рамки профессиональной журналистики значительно размыты, а явление «гражданской журналистики» прочно встроилось в систему СМИ). Формат литературной записи продолжит оставаться некоей «изюминкой» нового медиа, на данный формат может делаться упор в этом СМИ, но заменить все остальные жанры журналистского произведения он вряд ли сможет.

Второй вариант: литературная запись как важный элемент гражданской журналистики существенно повлияет на журналистику в целом, и её жанры претерпят изменения в пользу особенностей современных СМИ, а журналист станет занимать положение «пишущей руки». В таком случае, можно будет рассуждать о смерти Автора в глобальных масштабах.

 

Список литературы:

  1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994 - С. 384-391. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://philology.ru/literature1/barthes-94e.htm (дата обращения 21.02.2018).
  2. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие. М., 2000, 248 с.
  3. Купина, Н. А. Лингвистический анализ художественного текста : учеб. пособие. М. , 1980. 75 с.
  4. Скелеты из прошлого. Самиздат «Батенька, да вы трансформер» [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://batenka.ru/protection/police/last-story/ (дата обращения 20.02.2018).
  5. Темная сторона. Самиздат «Батенька, да вы трансформер» [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://batenka.ru/unity/family/dark-side/ (дата обращения 20.02.2018).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.