Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 июня 2018 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Савина В.Ю. БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В ПРОИЗВЕДЕНИИ К. С. ЛЬЮИСА «ХРОНИКИ НАРНИИ. ЛЕВ, КОЛДУНЬЯ И ПЛАТЯНОЙ ШКАФ» («THE LION, THE WITCH AND THE WARDROBE») // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(46). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/11(46).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В ПРОИЗВЕДЕНИИ К. С. ЛЬЮИСА «ХРОНИКИ НАРНИИ. ЛЕВ, КОЛДУНЬЯ И ПЛАТЯНОЙ ШКАФ» («THE LION, THE WITCH AND THE WARDROBE»)

Савина Вероника Юрьевна

студент 3 курса, Институт ДиНО ФГБОУ ВО «ОГПУ»,

 РФ, г. Оренбург

Мирошникова Дарья Викторовна

научный руководитель,

ст. пр. каф. ин. яз. ФГБОУ ВО «ОГПУ»,

 РФ, г. Оренбург

Цикл из 7 книг «Хроники Нарнии» по истине является легендарным произведением XX столетия, стоящим в первых строчках большинства списков мировых книг, рекомендованных к обязательному прочтению. Клайв Стейплз Льюис (1898 – 1963 гг.) – британский писатель, литературовед, профессор Оксфордского и Кембриджского университетов, ученый и богослов. Его называют выдающимся христианским мыслителем ушедшего века. Своими произведениями с глубоким подтекстом он притягивает взгляды не только детей, но и взрослых читателей по всему миру.

О творчестве К.С. Льюиса написано не так много работ, в основном это статьи и очерки, но за последнее десятилетие произведения писателя приобрели «новую жизнь», во многом благодаря экранизациям некоторых из книг цикла режиссёром Эндрю Адамсоном, а также своей идейно содержательной стороне, так как христианские традиции в нашей стране возрождаются. Произведениями стали интересоваться многие отечественные и зарубежные литературоведы, священнослужители, рассуждая о библейских основах не только в цикле книг «Хроники Нарнии», но и во всем творчестве писателя.

«Хроники Нарнии», действительно, можно назвать одним из самых известных и серьезных произведений. Существует стереотип, что это сказка, написанная для детей, но глубокий философский и религиозный смысл, раскрывающийся в каждой отдельной книге, делает цикл интересным для каждого человека.  «Хроники Нарнии» часто называют «Библией для детей», написанной в современной форме, но не изменившей своей истинны и сути.

Многие ученые-литературоведы считают, что К.С. Льюис стал известен большому кругу читателей, благодаря тому, «что сумел на простом и понятном языке объяснить основные положения христианского вероучения» [1, c. 3].

Несмотря на очевидную параллель с Евангелием, лишь немногие читатели могут проследить через сказочные истории христианские мотивы. Мы рассмотрим наиболее популярную книгу из цикла «The Lion, the Witch and the Wardrobe» («Лев, Колдунья и Платяной шкаф»).

В данной книге писатель опирается на новый завет, но начало не предвещает сюжет Евангелие. Обычных детей семьи Певэнси, спасая от бомбежек Лондона во время Второй Мировой Войны, отправляют в глубь страны к уважаемому профессору. Дети, играя в прятки, открывают необычайную сказочную страну Нарнию, охваченную вечной зимой: «Something cold and soft was falling on her. A moment later she found that she was standing in the middle of a wood at night-time with snow under her feet and snowflakes falling through the air.  She began to walk forward, crunch-crunch over the snow and through the wood towards the other light» [3]. Не смотря на обыденность начала произведения, в дальнейшем понятно, что вековечная зима – это мрачное время, в котором пребывало человечество от грехопадения Адама и Евы до пришествия Спасителя, а дети Адама и Евы, которые должны спасти Нарнию, по замыслу К.С. Льюиса являются апостолами. Не случайно старшего брата зовут Питер, то есть Пётр – верховный апостол Церкви: «Ты – Петр, и ни сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного» [Мnф. 16:18–19]. Через образ Эдмунда Певэнси, предавшего своих сестёр и брата и весь сказочный мир за рахат-лукум, писатель нам показывает Иуду: «Turkish Delight, please, your Majesty,” said Edmund» [3]. Бедный мальчик предается греху чревоугодия, но это не единственный соблазн. Эдмунд мечтает превзойти своего старшего брата Питера, что знает Белая Колдунья: «I very much want to know your charming relations. You are to be the Prince and—later on—the King; that is understood. But you must have courtiers and nobles. I will make your brother a Duke and your sisters Duchesses» [3].

Воплощением Христа в книге является лев Аслан, сын Императора Заморского, творец Нарнии. Лев не даром выбран К.С. Льюисом, так как лев не только ассоциируется с чем-то могущественным и царственным, он и в христианстве лев – это символ Слова Божиего, Бога–Сына, Спасителя: «But as for Aslan himself, the Beavers and the children didn’t know what to do or say when they saw him. People who have not been in Narnia sometimes think that a thing cannot be good and terrible at the same time. If the children had ever thought so, they were cured of it now. For when they tried to look at Aslan’s face they just caught a glimpse of the golden mane and the great, royal, solemn, overwhelming eyes; and then they found they couldn’t look at him and went all trembly»[3]. Молодой лев – библейский символ колена Иуды: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?» [Быт. 49:9].

Спасение Нарнии Асланом от рук Белой Колдуньи, являющейся олицетворением диавола, сравнимо с евангельским спасением человечества Христом. Великий Лев находит оправдание Эдмунду: «She knew, though Edmund did not, that this was enchanted Turkish Delight and that anyone who tasted it would want more and more of it, and would even, if they were allowed, to go on eating it till they killed themselves» [3]. Аслан, спасая жизнь маленького Эдмунда и всей Нарнии, приносит себя в жертву на Каменном Столе, как Иисус принес Себя в жертву на горе Голгофа за всех грешников и весь род людской.

Девочки же, Сьюзен и Люси, прототипы евангельских жен. Они наблюдают за казнью Великого Льва и оплакивают его у Каменного Стола. «And both the girls cried bitterly (though they hardly knew why) and clung to the Lion…» [3] Вот, что известно об Иисусе, идущем на казнь: «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем» [Лк. 23:27]. Затем сёстры становятся свидетелями его Воскресения, словно мироносицам, бывшим свидетельницам Воскресения Спасителя. Как в Евангелие, Великий Лев исчезает с места казни, «В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса» [Лк. 24:1-3], а на утро девочки видят, что Каменный Стол раскололся на две части, также как и купол храма при смерти Иисуса – «The Stone Table was broken into two pieces by a great crack that ran down it from end to end; and there was no Aslan» [3], «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» [Мтф. 27:51–53].

«Лев, колдунья и платяной шкаф» заканчивается победой света над тьмой, добра над злом, как и в Евангелие.

«Хроники Нарнии» –  по истине уникальное творение, так как писатель смог воплотить в сказках глубины духовного устройства человека. Автор обращается к библейским событиям, идеям Христианства о прощении, раскаянии, поднимает морально–нравственные вопросы (верность, предательство, соблазн, честь). В наши дни, где каждодневно случаются трагические события, идеи, которые проповедует писатель, имеют большую важность и значимость. Именно благодаря таким произведениям можно воспитать поколение с правильными ценностями и жизненными ориентирами. В завершении приведём слова М.Бейна о том, что «в «Хрониках Нарнии» К.С. Льюис смог описать собственную любовь к Богу, не проповедуя».

 

Список литературы:

  1. Самсонов, Д. Категория страдания в творчестве К.С. Льюиса [электронный ресурс] / Д. Самсонов – Режим доступа: http://www.academia.edu/4036967/Категория_страдания_в_творчестве_К.С._Льюиса_The_Conception_of_Suffering_in_Works_of_C.S._Lewis_._doc (дата обращения: 13.05.2018)
  2. Урушев, Д. Неудобная книга [электронный ресурс] / Д. Урушев // Православный журнал Фома. – февраль 2006. – № 2 (34) – Режим доступа: https://foma.ru/neudobnaya-kniga.html (дата обращения: 13.05.2018)
  3. Lewis Clive Staples The Lion, the Witch and the Wardrobe [Электронный ресурс] / Lewis Clive Staples – Режим доступа: http://www.etextlib.ru/Book/Details/37972  (дата обращения: 05.05. 2018)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий