Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 18 декабря 2017 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
«СОВРЕМЕННАЯ ПАСТОРАЛЬ» КАК ЖАНР ПОВЕСТИ В.П. АСТАФЬЕВА «ПАСТУХ И ПАСТУШКА»
“Пастух и пастушка” – повесть о Великой Отечественной войне. Виктор Петрович Астафьев работал над ней с 1967 по 1974 год. Повесть была написана в то время, когда литература стремилась сконцентрировать внимание читателей на конкретном человеке. Главная задача писателей того времени – изображение чувств человека и его жизни до мельчайших подробностей. По мнению доктора филологических наук П. Гончарова, повесть имеет такой вес в современной литературе, потому что вобрала в себя культурные традиции». [5, с. 230].
“Современная пастораль” — такое жанровое определение дает повести писатель. Он сталкивает сентиментальное миропонимание с грубым бытом войны [6, с. 4]. Слово «пастораль» писатель ставит вместе со словом «современная». Этим он заостряет жестокую определенность времени, бездушное отношение к судьбе человека, к самым тонким порывам души. И читатель отчетливо видит эту «современность» в отступлениях от жанрового канона.
В статье «Формы времени и хронотопа в романе» М.М. Бахтин, определяя пастораль как основной вид любовной идиллии, указывал на ее особенности [3, с. 267]:
- В идиллическом хронотопе вся жизнь прикреплена к родной стране, дому. [3, с. 272]. Идиллическая жизнь и ее события неотделимы от определённого пространственного уголка, где до этого жили предки и будут жить потомки героев.
В "Пастухе и пастушке" В. П. Астафьева мы не видим эту особенность. Главные герои не связаны местом своего рождения с Уралом, который появляется в начале и в конце произведения. К примеру родина [2, с.176] главного героя Бориса Костяева – Сибирь, его возлюбленная Люся говорит о себе, что она – приезжая, а погибшие старики, пастух и пастушка, приехали на Украину «с Поволжья в голодный год» [2, с. 274].
- Другая особенность идиллии – крепкая связь основных реальностей идиллической жизни: любви, рождения, брака и т.д. Между ними нет резких контрастов, и они равноценны. Идиллия не знает быта [3, с. 374], не знает и такого понятия, как война, резко противопоставившая два мира - довоенный и военный.
- Не встречаем в повести и следующее свойство – единение человеческой жизни с природой, гармонию их ритма.
Природа в «Пастухе и пастушке», как и мир человеческой души, изувечен войной, да так, что ее естественный ритм окончательно нарушен. Об этом свидетельствуют уже начальные фразы первой части: "Орудийный гул опрокинул, смял ночную тишину. Просекая тучи снега, с треском полосуя тьму, мелькали вспышки орудий, под ногами качалась, дрожала, шевелилась растревоженная земля вместе со снегом, с людьми, приникшими к ней грудью. В тревоге и смятении проходила ночь" [2, с. 291]. На протяжении повествования встречаются такие пейзажи: "Снег был черен от копоти" [2, с. 291]. "Поля - в танковых и машинных следах, будто перепоясанные ремнями. Тихими сумерками накрывало израненную, безропотную землю" [2, с. 356].
На создание иной модели мироздания – хаоса, вселенского разрушения способствуют разные образы: образ дороги, по которой идут солдаты, защищая отечество и родной дом, образ степи, припорошенный семенами трав, образ воронки – водоворота боя, которая убивает всё, тянет в бездну. Цветовая гамма усиливает контраст с традиционной пасторалью. Обычно гамма состоит из ярких цветов: желтый (цвет солнца), зеленый (цвет растений), голубой (цвет чистого неба), белый (цвет чистоты). В повести нет таких красок: «Черная злоба, черная ненависть, черная кровь задушили, залили все вокруг: ночь, снег, землю, время и пространство» [2, с. 53].
В итоге возникает вопрос: что же «пасторального» остается в повести?
В первую очередь – щемящая нота тоски по недостижимому идеалу, по тому довоенному миру, который превратился в сон.
В повести есть ценная и важная антитеза – детское воспоминание Бориса Костяева о театре, о пасущихся на зеленой лужайке белых овечках, о беззаботно танцующих юных пастухе и пастушке, резко контрастирует с болью и грустью написанной сцены об убитых стариках, хуторских пастухе и пастушке, «обнявшихся преданно в смертный час» [2, с. 264]. После читатель наблюдает за историей любви Бориса и Люси через призму этой сцены. Светлое чувство возлюбленных становится лейтмотивом повести. Ведь сверхзадача, которую поставил автор – показать антигуманную, аморальную суть войны, ломающую и коверкающую судьбы.
Пастораль на фоне войны — это открытие Астафьева. Он сумел увидеть и передать читателям нечто немыслимое: тонкость, трепет и нежность чувств воюющего человека [7, с. 123]. Ведь война и любовь несовместимы. Любовь – это нежность, преданность, уважение, семья, а война – страх, сражения, горе, смерть. Главный герой повести лейтенант Борис Костяев в душе тоже солдат, который до конца уверен в победе и готов пожертвовать собой ради нее. Несмотря на боевой дух, он подвержен глубокому и робкому чувству любви.
Основной принцип художественного построения повести – контраст: к идиллическая картина прекрасной любви пастуха и пастушки противопоставлена картине убитых старик и старуха с усталыми лицами, вместе прожившие суровую жизнь и погибшие в один день. Образ «пастуха и пастушки» – олицетворение вечной любви. Этот образ-символ несет идею верной любви, над которой не властны ни смерть, ни время.
В отличие от традиционного построения пасторали война разлучает возлюбленных. Астафьев в сюжет третьей части включает воспоминание героев о прошлом, лирические отступления. Автор описывает, как каждый солдат боится наступления нового дня, т.к. не знает «умрет ли он завтра или нет». И в этой же части происходит разлука героев, где время их уводит в серый рассвет.
Таким образом, мы видим, что в современной пасторали В. Астафьева война представала то в виде гиперболической картины всемирного разрушения, Апокалипсиса, то в образе невероятно трудной солдатской работы, то возникала в лирических отступлениях автора как образ безысходного человеческого страдания.
Мы видим, что при построении сюжета, композиции и системы образов В.П. Астафьев использует прием антитезы, противопоставляя пасторальный мотив идиллии, любви, гармонии беспощадной, жестокой, бесчеловечной стихии войны. Если традиционная идиллическая пастораль прославляет жизнь в ее лучших проявлениях, прочитав которую у читателя возникает чувство покоя, гармонии, то Астафьев говорит о смерти, и после чтения его пасторали возникает ощущение холода и странного покоя. Ведь несмотря на военный ад за одну ночь расцветает великая любовь. Повесть “Пастух и пастушка” – о любви и антигуманности войны. Автор ставит перед собой труднейшую задачу совместить с грубым реализмом войны возвышенную романтику и даже сентиментальность.
Список литературы:
- Астафьев В.П. Собрание сочинений в 4-х т. – М., 1979-1981. – 2160 с.
- Астафьев В.П. Пастух и пастушка. – М., 2004. – 363 с.
- Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – 504 с.
- Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. – СПб., 2000. – 332 с.
- Гончаров П. А. Творчество В.П.Астафьева в контексте русской прозы второй половины XX века: дис. … докт. филол. наук. – Тамбов., 2004. – 366 с.
- Перевалова С.В. Повесть В.П. Астафьева "Пастух и пастушка" как "современная пастораль" // Рус. словесность. – 2005. – № 3. – С. 2-8.
- Прокопенко Н.М. Жанр пасторали и его актуализация в рассказах и повестях В.П. Астафьева 1960-1980-х годов: дис. … канд. филол. наук. – Ишим, 2010. – 178 с.
дипломов
Оставить комментарий