Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 18 декабря 2017 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ТИПА ГЕРОЯ-РЕВОЛЮЦИОННЕРА В РОМАНЕ З. ПРИЛЕПИНА «САНЬКЯ»
Захар Прилепин, как и любой русский писатель занимается публицистикой. Писатель выступает ярым оппонентом современной либеральной общественности, постоянно вступая с ними в споры идеологического и другого толка в СМИ и на интернет-площадках. Самой яркой колонкой, в которой автор вступает в полемику с либерализмом, является статья «Почему я не либерал» [4]. Сам писатель является членом радикальной партии «Другая Россия» (ранее НБП). Поэтому закономерно, что в одном из главных романов Захара Прилепина «Санькя» юные революционеры становятся главными героями произведения.
Тип революционера впервые появляется в рассказе Захара Прилепина «Ботинки, полные горячей водки». Так же представитель данного типа обнаруживается в рассказе «Жилка» в образе главного героя, который является революционером. Он мужественен, не сомневается в своей правоте и не боится быть пойманным сотрудниками по борьбе с терроризмом: «Мне нечего терять, у меня всё уже было, и никто этого не отберёт» [3, с. 435]. Но если в рассказах нет упоминаний об идейных и политических убеждениях героев, то в романе «Санькя» они представлены во всей широте.
Идейным выразителем в романе взглядов партии «Союза Созидающих» (прототипом которой стала Национал-большевистская партия (НБП), ныне «Другая Россия») становится Саша Тишин. Именно из его уст читатель узнаёт причины и идеи революционной деятельности «союзников».
«Союзники» не видят смысла терпеть и существовать в жестоком и несправедливом государстве: «Гадкое, нечестное и неумное государство, умерщвляющее слабых, давшее свободу подлым и пошлым, – отчего было терпеть его? К чему было жить в нём, ежеминутно предающим самое себя и каждого своего гражданина?» [3, с. 643].
У «Союзников» отсутствует какая-либо чёткая идея реформирования государства. Для Саши не имеет особого значения, кто будет находиться у власти, лишь бы эта власть могла сохранять государственность России: «Я готов жить при любой власти, если эта власть обеспечивает сохранность территории и воспроизведение людей. Нынешняя власть не обеспечивает ни того ни другого. Вот и вся разница» [3, с. 703].
Как уже было сказано выше, у «партийцев» отсутствует чёткая идеология. Формально они «красно-коричневые». Таким они считают и русский народ: «”новый-хорошо-забытый-старый” народ <…> он тоже самый что ни на есть «красно-коричневый». <…> Он сам себе выбрал эту судьбу, и она ему, наверное, нравится» [3, с. 703]. Поэтому основная причина вступления Саши в партию лежит не в области идеологических догм, а в области «долга». «Партийцы» любят Родину и убеждены, что Россия может исчезнуть с лица земли как государство, поэтому они готовы сражаться, пролить кровь (задание Саши в Риге) и погибнуть, чтобы спасти страну.
«Тип-революционера» представлен в романе обширной галерей образов. В партию «Союза Созидающих» входят люди разного социального статуса: от простых работяг до представителей «золотой молодёжи»: «Было много молодых людей, которые всевозможным образом выстригали волосы – на голове – либо не оставляя растительности вообще, либо не оставляя чёлку или гребень, а иногда даже странные бакенбарды над ушами. Впрочем, встречались совершенно неожиданные юноши с безупречными прическами, в отличных пиджаках, а ещё простые рабочие пацаны, с непритязательными лицами» [3, с. 668]. В партию вступают люди разной национальности со всех уголков России:«Партийцы приживались и разводились, как бактерии, везде – в тайге, в тундре, в степи… Были совсем узкоглазые “союзники”, были чернокожие, чеченцы были, евреи» [3, с. 672]. Среди «союзников» встречаются люди разнообразных и порой неожиданных профессий: «удивительные особи вроде капитанов дальнего плавания, бывших кришнаитов, рецидивистов, и даже один космонавт наличествовал» [3, с. 672].
Все они уживаются в партии, объединённые одной целью – «свержение ныне правящей власти». Основные черты, которыми обладают «союзники», – это обострённое чувство ответственности, жертвенность: «…легко подставляются под удар, под множество ударов, в конечном итоге – жертвуя собой, своими поломанными рёбрами, отбитыми почками, пробитыми головами. Они взялись держать ответ за всех – в то время, когда это стало дурным тоном: отвечать за кого-то помимо самого себя» [3, с. 668].
Из общей типологии выделяется более сложный образ – это образ лидера партии Костенко, прототипом которого является Эдуард Лимонов.
«Великолепный человек, способный на чудовищные поступки», – так характеризует лидера партии Саша Тишин. Костенко, как и его прототип Эдуард Лимонов, – революционер, философ, писатель и поэт.
Костенко написал большое количество книг, которые с успехом разошлись в России, Европе и Америке. Но если книги лидера являются по большей части радикальными и агрессивными вещами, то, как поэт, он совсем иначе рисует мир. В его стихах «присутствовало просто нереальное, первобытное видение мира: словно годовалый ребёнок, познающий мир, научился говорить и осмыслять всё то, что он видит впервые, – осмыслять самочинно и озвучивать познанное без подсказок. Мир в стихах Костенко получился на удивление первобытный…» [3, с. 673].
Философские же произведения производят на Сашу совсем иное впечатление. В них ничего не остаётся от наивного и детского восприятия мира. «В них порой сквозило уже нечто неземное, словно Костенко навсегда разочаровался в человечине, и разочаровался поделом. Он умел доказывать своё разочарование» [3, с. 673].
Лидер партии является глубокими мыслителем, его идеи и мысли направлены далеко вперёд. Пока «союзники» думают лишь о том, чтобы сменить в стране власть, «Костенко пытался думать лет на двести вперёд как минимум» [3, с. 673].
«Союзники» действительно готовы сменить власть в стране. Они не остановятся не перед чем, пока это не произойдёт. Об этом свидетельствует концовка романа. Саша и его товарищи захватывают городскую администрацию.
Конец роман остается открытым, но вполне предсказуемым. «Союзники» захватившие здание администрации, отказываются сдаться. Вероятно, что в результате армейского штурма все «союзники» или почти все погибнут, так как силы их малочисленны. Но это уже не имеет никакого значения для писателя.
Для автора важна сама их смерть. Героическая смерть и героическая жизнь. Главный герой ни о чём не жалеет. Это единственный возможный для его жизни финал, финал, не расходящийся с его убеждениями и его совестью: «В голове, странно единые, жили два ощущения: все скоро, вот-вот прекратится, и – ничего не кончится, так и будет дальше, только так» [3, с. 832].
Таким образом, тип революционера впервые появляется в рассказах «Жилка» и «Ботинки, полные горячей водки». В романе «Санькя» данный тип во всей широте представлен многочисленными образами такими как: Саша Тишин, Нега, Матвей, Костенко, Яна и др. В один тип их объединяет такие черты как: мужество, обострённое чувство ответственности, жертвенность, желание свергнуть существующую властью. У «партийцев» отсутствует чёткая идеология. Формально они «красно-коричневые». Но основная причина вступления «союзников» в партию лежит не в области идеологических догм, а в области «долга». «Партийцы» любят Родину, «как жену», готовы сражаться и погибнуть за неё. «Союзники» готовы отдать жизнь ради благополучия Родины. Об этом свидетельствует концовка романа, в которой «союзники» погибают, захватывая городскую администрацию.
Из общей типологии выделяется более сложный образ – это образ лидера партии Костенко, прототипом которого является Эдуард Лимонов. Это – глубокий мыслитель, которой ставит перед собой задачи, выходящие за рамки обычного свержения власти.
В романе «Санькя» писатель создаёт проекцию России девяностых и нулевых годов. Он рисует тип-либерала, который находится у власти и приводит страну к состоянию, с которым тип-революционера никогда не сможет смириться. «Санькя» – это роман предупреждение. Новая революция, один из вариантов развития страны, если власть не изменит свою внутреннюю политику.
Список литературы:
- Горбачев А. Захар Прилепин: Я чувствую живую радость, от того что опять вызвал бешенство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vozduh.afisha.ru/books/zahar-prilepin-russkiy-chelovek-neizmenen-v-etom-zalog-ego-sushchestvovaniya/. (дата обращения: 18.11.2017)
- Колобродов А. Захар. – М. : АСТ, 2015. – 509 c.
- Прилепин З. Дорога в декабре: Паталогии. Грех. Ботинки, полные горячей водкой. Санькя. Чёрная обезьяна. Лес: [романы, повесть, рассказы]. – Москва: АСТ, 2013. – 1056 с.
- Прилепин З. Почему я не либерал. Официальный сайт писателя / З. Прилепин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zaharprilepin.ru/ru/columnistika/12/pochemu-ja-ne-liberal.html (дата обращения: 18.11.2017)
дипломов
Оставить комментарий