Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2018 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Решетова Ю.В. ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.А. БУНИНА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(36). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(36).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.А. БУНИНА

Решетова Юлия Владимировна

студент 2 курса, кафедра русский язык СГСПУ,

РФ, г. Самара

Иванян Елена Павловна

научный руководитель,

д-р филол. наук, проф. кафедры русского языка, культуры речи и методик их преподавания,

РФ, г. Самара

Творчество И.А. Бунина изучается в разных аспектах. Так, ученые пишут о присущих ему универсальности, космизме, о взаимодействии в творческом сознании различных философских традиций и др. Эти вопросы рассматривают О.В. Сливицкая [4], О.Н. Михайлов, Л.А. Колобаева и другие.

В настоящем исследовании представляется интересным рассмотреть, как функционируют парасловесные средства общения в произведениях И.А. Бунина (1892-1909 гг.), учитывая тот факт, что уяснить «особый характер взаимосвязей слова и жеста в конкретном парасловесном диалоге, значит тоньше осмыслить и психологию литературного героя, и художественный мир» [5].  [Вайман 1980: 40].

Русский философ, писатель и публицист И.А. Ильин при изучении творчества И.А. Бунина совмещает историко-литературный и религиозно-философский подходы. Однако тема паралингвистических средств создания образности оказалась практически не изученной в творчестве писателя.

К паралингвистическим средствам языка относят: фонационные (темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз), мелодику речи, диалектные, социальные или идиолектные особенности артикуляции звуков; кинесические (жесты, поза, мимика говорящего); графические особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв.

Паралингвистика изучает совокупность невербальных средств, включенных в речевое сообщение и передающих, вместе с вербальными средствами, смысловую информацию». Невербальное общение - это часть паралингвистики. Невербальная коммуникация или невербальное общение – это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система».

В данной статье мы остановимся на анализе нескольких произведений И.А. Бунина «Танька» (1892 г.), «На хуторе» (1892 г.), «Учитель» (1894 г.), «В августе» (1901 г.), с целью рассмотреть фонационные (особенности речи персонажей) и кинетические (жесты, поза, мимика) черты героев произведений автора.

В произведениях отмеченного периода творчества писатель прибегает к мимическим средствам описания внешности героя и его внутреннего состояния. Так, в рассказе «Танька» (1892 г.) [1] герой Талдыкин, получает внутренне противоречивую авторскую характеристику: «Анчихристы», лошадники-мещане, были, и правда, свирепы на вид, особенно последний — Талдыкин. Он пришел позднее, а до него два первые только цену сбивали. Они наперебой пытали лошадь, драли ей морду, били палками».

Автор сам вводит дополнительный комментарий, чтобы читатель мог понять всю неприглядность такой улыбки. По мимике героя мы понимаем, что Талдыкин в гневе.

Еще одна разновидностью невербального общения можно назвать жест. На примере отрывка из произведения Бунина И.А. «Учитель» (1894 г.) по поведению героя, особенно, по его жестам мы понимаем: его смятение, переживание, удивление, растерянность, какую-то нервозность. Об этом мы судим по его поведению и, конечно же, по жестам: «Волков вдруг опустил письмо… переставил подсвечник и снова с ужасом и напряжением перечитал эти две строки: Волков опять сел, криво улыбнулся, снова вскочил и торопливо пошел к дверям. Но от двери он круто повернулся и зашагал по комнате, быстро пощелкивая пальцами и ловя разлетевшиеся мысли…». Герой не может поверить в смерть Федоры «опустил письмо, перечитал». [3]

В рассказе «В августе» (1901 г.) Бунин показывает нам невербальное общение через смятение, нервозность героини.

В раскрытии мужских и женских образов в своих произведениях И.А. Бунин на ряду с мимикой и жестами широко использует фонационные приемы. [2]

В данной работе было рассмотрено 4 произведения (1892-1909 гг.) И.А. Бунин «Танька» (1892 г.), «Учитель» (1894 г.), «На хуторе» (1892 г.), «Осенью» (1901 г).

Анализ героев Талдыкина, Ивана Трофимовича, Елены, Турбина, Велги, Волкова, Ольги Семеновны, Капитона Иваныча, Зины, героини рассказа «Осенью». Их речь, поступки, внешность, обусловленные невербальной сферой.

В исследовании паралингвистической коммуникации героев показал, что мимика, жесты у героев и героинь проявляется по-разному. Женщины выражают свои действия, жесты, мимику намного эмоциональнее, активнее, ярче, чем мужчины. Так же героини проявляют невербальные жесты тоньше и многообразнее, в отличие от героев-мужчин.

Исходя из примеров, можно заключить, что с помощью паралингвистических средств образы персонажей становится более яркими и глубокими, переданы психологизм образов и душевное состояние героев.

Таким образом, можно сделать вывод, что неязыковые средства выполняют важные функции в процессе коммуникации:

1) являются достаточно правдивым источником информации о говорящем, т. е. определяют гендерную принадлежность говорящего, его возраст, социальное положение, свойства характера и отличительные особенности личности,

2) дополняют смысл вербального сообщения,

3) могут замещать вербальную коммуникацию,

4) являются источником психологической характеристики персонажей,

5) позволяют увидеть подтекст произведения.

Хотя неязыковые средства не входят в систему языка и не являются речевыми единицами, речевое сообщение всегда сопровождается неязыковым сообщением.

 

Список литературы:

  1. Бунин И. А. Том 2. Рассказы 1892-1909 [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://knigogid.ru/books/422210-tom-2-rasskazy-1892-1909/toread (дата  обращения: 14.12.2017)
  2. Болдырева, Е.М. И.А. Бунин. Рассказы. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения [Текст] / Е.М. Болдырева, А.В. Леденев. – М.: Дрофа, 2007. – 155 с.
  3. Игнатенко, О.Н. «Как мимолетное виденье»: О метафоре в рассказах И.А.Бунина из цикла «Темные аллеи» [Текст] / О.Н. Игнатенко // Художественный текст и языковая система. – Тверь, 1996. – С. 40-47.
  4. Сливицкая, О.В. «Повышенное чувство жизни». Мир Ивана Бунина [Текст] / О.В. Сливицкая. – М.: Рос. Гос. гуманитарный ун-т., 2004. – 270 с.
  5. Вайман, С.Т. Парасловесный диалог [Текст] / С.Т. Вайман // Филологические науки. – 1980. – С. 37-44.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий