Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2018 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО‐ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Одной из главных задач современного дошкольного образования является гармоничное развитие личности ребенка, максимальное раскрытие его способностей и возможностей. В воспитании гармоничной личности важная роль принадлежит искусству. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставится задача развития у детей эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства. [8, стр.10]
Дошкольный возраст - это пора приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всесторонние развитие ребенка, побуждать к нараственно-эстетическим переживаниям. Для полного восприятия музыкального искусства нужны музыкальные способности. Подробное описание их дано Тепловым Б.М. - к основным музыкальным способностям он относил ладовое чувство - способность переживать отношения между звуками, музыкально-слуховые представления - способность прослушивать "в уме" музыку, слышанную ранее, тембровый слух - способность слышать музыку во всей полноте ее выразительных средств. [7, стр. 384]
Теплов относил тембровый слух к категории музыкально-сенсорных способностей. Музыкально‐сенсорные способности – это способности к различению отдельных свойств музыкальных звуков: высоты, громкости, тембра и длительности [1, стр. 416]. В структуре музыкальности они предшествуют развитию основных музыкальных способностей. Поскольку основу музыкальной образности составляют музыкальные звуки, развитие чувствительности к свойствам звуков особого рода определяет впоследствии возможность понимания сложных художественных образов музыкальных произведений.
Развитие музыкально‐сенсорных способностей у детей начинается уже в раннем дошкольном возрасте. Как показал анализ теоретических основ изучаемой проблемы, в научной литературе большое значение придается развитию звуковысотной и ритмической сторон музыкального слуха. Изучению тембрового слуха у детей дошкольного возраста и путей его развития не уделяется достаточного внимания. Между тем, тембровая окраска занимает важное место среди выразительных средств музыкального языка. Недостаточно развитый тембровый слух обедняет восприятие музыки, снижает эмоциональный отклик на художественные образы музыкальных произведений.
Как показывает практика работы в дошкольных образовательных учреждениях, тембровый слух у детей развит в меньшей степени по сравнению в другими способностями. Известно, что процесс развития тембрового слуха достаточно сложен, что объясняется рядом причин. В работах Н.А. Ветлугиной отмечается, что возможности узнавания тембровой окраски музыкальных инструментов обусловлены музыкальным опытом детей [1, стр. 415]. Дети узнают тембры тех музыкальных инструментов, звучание которых они слышат наиболее часто. Следовательно, уровень развития тембрового слуха определяется теми условиями, которые используются педагогами для ознакомления детей с тембрами музыкальных инструментов.
Музыкальный опыт детей 5-6 лет уже довольно широкий. Образовательная программа предполагает, что дети уже знакомы с достаточно широким спектром тембров музыкальных инструментов: дудочка, металлофон, колокольчик, бубен, погремушка, барабан, гусли [6, с. 117].
С целью выявления уровня развития тембрового слуха у детей 5-7 лет был проведен констатирующий эксперимент. В нем принимали участие дети старших групп детского сада в количестве 10 человек. Задание было направлено на выявление уровня развития тембрового слуха по показателю различения звучания детских музыкальных инструментов. Использовали струнные (гусли, цимбалы, фортепиано), духовые (триолу, губную гармошку, дудочку), языковые (аккордеон, детскую гармошку) и ударные музыкальные инструменты, в разной степени отличающиеся друг от друга, по тембровым характеристикам. Сначала предлагали резко контрастные по звучанию инструменты разных групп (например, гусли, дудочку, барабан), затем – более близкие по звучанию, требующие все более тонкой дифференцировки тембров, внутри каждой их групп (например, триола, дудочка). При этом на барабанах и бубне всегда исполнялся дважды один и тот же ритмический рисунок – так называемый ритм суммирования (две восьмые и четверть), а на всех остальных инструментах – мажорное трезвучие сверху вниз.
В зависимости от успешности решения детям предлагали от 4 до 6 задач возрастающей трудности.
Занятие проводили в форме игры – загадки: «отгадай, на чем играю». Сначала показывали инструменты, знакомили с их звучанием, предлагали поиграть на них. Затем инструмента, которые лежали на детском столике, закрывали экраном, а сами играли на каком-либо из них. После этого экран убирался, и ребенок должен был отгадать загадку, показав инструмент.
Анализ результатов данного занятия, показал: дети успешно справляются с заданиями на различение тембров музыкальных инструментов, относящихся к разным подгруппам одной группы и тем более к инструментам одной и той же подгруппы, то их 3-е детей (30%) практически не различают.
Эти эксперименты выявили и влияние индивидуального прошлого опыта детей: если Ребенок имел тот или иной музыкальный инструмент, он, как правило, помнил его тембр и узнавал его в условиях дифференцирования. В одном случае ребенок «подменял» задачу: выбирал не тот инструмент, который звучал, а тот который ему понравился. Этого ребенка удалось направить на решение поставленной задачи. Проведенный эксперимент определил, что уровень развития тембрового слуха у детей старших групп развит довольно неплохо.
В практике музыкального воспитания широко применяются музыкально-дидактические игры. Н.А. Ветлугина указывала, что «назначение музыкально‐дидактических игр – ввести ребенка в понимание свойств и качеств чувственно воспринимаемых явлений» [1, с. 231]. В учебно‐методических пособиях А.Н. Зиминой, Н.Г. Кононовой, Л.Н. Комиссаровой и Э.П. Костиной и др. имеют место разнообразные игры, направленные на развитие различных сторон музыкального слуха. Значительная часть разработанных авторами игр посвящена развитию звуковысотного и ритмического слуха, а также формированию у детей умения определять настроение музыки. Игр, направленных на развитие тембрового слуха, оказалось немного. Эти представлены следующими названиями: «Определи инструмент», «Наш оркестр», «Музыкальный домик». Данные названия игр предполагают, что у детей уже имеются знания о тембре, названиях и внешнем виде музыкальных инструментов. А так же существуют игры, разработанные воспитателями и музыкальными руководителями - «Дождь и ветер» сопоставлялось звучание металлофона и погремушки. Ассоциации с природными явлениями помогали детям запоминать и узнавать тембры инструментов. Сравнение со звуками природы развивало воображение и фантазию. Игра «Танцуем и поем» построена на сравнении тембра бубна и дудочки. Ритмичное звучание бубна связывалось с танцем, а методичное звучание дудочки – с песней наличие игровых персонажей усиливало игровую атмосферу, занимательность. Эти игры нужно использовать на занятиях для развития тембрового слуха.
В ходе проведенного эксперимента было установлено, что развитие тембрового слуха на образной основе у детей происходит интенсивно. За каждым тембром закрепляется определенная образная характеристика, что позволяет детям узнавать звучание знакомого музыкального инструмента среди других звуков. В процессе формирующей работы сюжет и содержание музыкально‐дидактических игр можно менять. Однако для закрепления тембровых представлений образные характеристики музыкальных инструментов желательно оставить неизменными.
Список литературы:
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967. – 415 с.
- Зимина А.Н. Музыкально‐дидактические игры и упражнения в малокомплектных ДОУ. – М.: Гном‐Пресс, 2000. – 48 с.
- Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с..
- Кононова Н.Г. Музыкально‐дидактические игры для дошкольников. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА‐СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003. –384 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014. 32 с.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий